На Юге России в июле резко выросла потребительская активность
Финансовый университет при Правительстве РФ рассчитал значение индекса экономических настроений населения России за июль 2016г., в основе которого лежит потребительское поведение жителей регионов на нескольких ключевых рынках.
В ТОП-5 рейтинга с самым высоким значением индекса попали сразу несколько регионов Юга. В частности, Республика Крым оказалась на третьей строчке с индексом в 6.0 пунктов, далее расположились Ростовская область и Краснодарский край с показателями 5.8 и 5.7 пунктов соответственно. Более высокие значения отмечены лишь у Калининградской области (7.2 пунктов) и Республике Марий Эл (6.4 пунктов). Для сравнения, по оценкам Финансового университета, потребительская активность в нашей стране в целом осталась на уровне 2.2 пунктов.
Авторы исследования отмечают, что рост потребительской активности в южнороссийских регионах наблюдался практически по всем направлениям: выросло питание вне дома и потребление продовольственных товаров различных ценовых категорий, увеличился спрос на крупную бытовую технику и мебель, недвижимость, автомобили. Что касается рынка финансовых услуг, согласно исследованию, в июле немного вырос спрос на финансовые продукты и золото - как в украшениях, так и в виде инвестиционного металла. Также незначительно вырос спрос на ипотеку. При этом интерес потребителей к инвестированию в рынок ценных бумаг, напротив, упал практически в два раза по сравнению с июньскими показателями, кроме того снизился спрос на страхование, за исключением ОСАГО.
Как прокомментировала РБК Юг аналитик ГК Forex Club Ирина Рогова, рост потребительской активности в отдельных регионах отчасти обусловлен туристическим сезоном.
«Краснодарский край и Крым – курортные зоны. Июнь – август – месяцы, когда туристическая активность возрастает. Тем более, что высокий курс валют делает зарубежный отдых менее доступным, что приводит к росту внутрннего турпотока. Не секрет, что в курортных зонах часть местного населения сдает жилье в аренду и это потенциально увеличивает их доходы, что позволяет совершить запланированные, но отложенные до «лучших времен» покупки. Кроме того, не стоит забывать и о расходах отдыхающих, которые чаще всего питаются вне дома.Что касается Ростовской области, то путь большинства туристов, решивших ехать на автомобиле, проходит как раз через ее территорию», – отметила Рогова.
Аналитик агентства PriceGuide Андрей Катонов объяснил опережающий рост потребительской активности на Юге России так называемым эффектом низкой базы, а также сезонной экономической активностью регионов в сфере АПК.
«Вполне вероятно, что в большой степени этот рост объясняется эффектом низкой базы — в предыдущие месяцы готовность населения Юга приобретать товары и услуги была значительно ниже. Сказывалось снижение реальных доходов. Теперь же мы наблюдаем "отскок" от "дна" за счет сезонного роста занятости в сфере АПК и туризма, и как следствие – роста доходов населения, связанного с этим бизнесом», - считает Катонов. Он также добавил, что кроме сезонного фактора, на рост в сфере АПК оказал влияния высокий урожай 2016г., а также растущий экспортный потенциал продовольственных товаров Юга на фоне низкого курса рубля.
«Полученные в сезон доходы жители Юга активно тратят на приобретение товаров на различных рынках. Снижение интереса к ценным бумагам можно объяснить резкими колебаниями на валютных рынках в связи с общей экономической ситуацией в России и мире. Люди боятся непредсказуемости и для личных инвестиций выбирают более понятные им вещи — золото и недвижимость», – прокомментировал эксперт.
В индексе Финансового университета помимо объективных экономических показателей социологи учитывают собственную оценку граждан, полученную в ходе опросов. Индекс строится вокруг шести тем, включающих в себя динамику уровня доходов, потребительскую и финансовую активность населения, оценку уровня физической безопасности, напряженность на рынке труда, готовность мигрировать в другие регионы в поисках лучшей жизни.