Будущее медицины Юга: диагностика, персонализация, ГЧП
Текущую ситуацию на рынке медицины обсудили участники круглого стола «Развитие медицины Юга», организованного Медиа Группой РБК Юг и Северный Кавказ.
По мнению участников дискуссии, основными векторами развития для государственных учреждений является профилактика, цифровые технологии и повсеместное обеспечение помощи для населения. Частная медицина делает ставку на персональный подход к пациенту и раннюю диагностику заболеваний. Участники круглого стола сходятся во мнении, что более динамичное развитие рынка возможно при продуктивном партнерстве частных клиник и госучреждений.
Здоровая конкуренция
По информации руководителя компании «Аполис» (специализируется на строительстве и оборудовании медицинских объектов) Алексея Гулевича, в прошлом году соотношение между частными и государственными клиниками на рынке медицинских услуг Южного федерального округа составило 72% к 28% в пользу государственного сектора.
«Покупательская способность населения падает. Львиная доля врачей работает параллельно как в государственных клиниках, так и в частных. Пациенты идут к конкретным врачам — получить там помощь. И если денег не хватает, они готовы потерпеть тот дискомфорт, который сейчас пока еще есть в государственных клиниках», — пояснил Алексей Гулевич.
Главный врач ГБУЗ «ККБ № 2» Сергей Габриэль пояснил, что сегодня государственные учреждения и частные клиники являются конкурентами на рынке.
«Частная медицина будет активно развиваться по тем направлениям, где государственная медицина будет «проседать». Если в государственном секторе будут провалы, то это даст толчок бурному развитию частных клиник», — отметил Габриэль.
По словам ректора Кубанского государственного медицинского университета Сергея Алексеенко, одной из причин напряжения между секторами рынка являются те подходы, которые практикуют в частных клиниках.
«В подавляющем большинстве частных учреждений здравоохранения существует селекция пациентов. Простая, прибыльная, малозатратная патология — это к нам, в частную систему здравоохранения. Тяжелый, сложный, трудозатратный, материально затратный пациент — это к государственной системе. При осложнении и при ухудшении течения заболевания для того, чтобы уйти опять от расходов, происходит перевод в государственные лечебные учреждения пациентов», — пояснил руководитель вуза.
При этом, он отметил, что не все частные игроки готовы встраиваться в систему оказания медицинской помощи населению по системе обязательного медицинского страхования.
«Эти разговоры о том, что «мы работаем в ОМС, мы пытаемся выполнять какие-то социальные функции», — к сожалению, на сегодняшний день остаются больше разговорами. И кроме «РЖД Медицина» и еще одной маленькой клиники никто не взял прикрепленное население [в Краснодаре — прим. ред. РБК Юг]. А объемы ОМС берутся для того, чтобы потом плюсом навязать дополнительные платные услуги тем пациентам, которые пришли в частные медицинские организации», — сказал Сергей Алексеенко.
В то же время участники дискуссии со стороны частной медицины считают, что в этом направлении есть свои преимущества. Частные клиники способны предоставить пациенту те услуги, в которых государство пока не может справиться.
Государство — за профилактику
Главный врач ГБУЗ «ККБ № 2» Сергей Габриэль в ходе выступления сообщил, что сегодня для государственного сектора ключевым направлением развития является предотвращение распространения заболеваний среди населения.
«Прежде всего [в приоритете — прим. ред РБК Юг] — профилактическое направление. Сейчас уже на этом делается акцент. Важна диспансеризация населения, высокотехнологичная медицина. Акцент будет делаться и на первичное звено. Большая часть пациентов обращается на уровне первичного звена», — рассказал Сергей Габриэль.
Управляющий директор компании «Евроонко» Максим Максимов рассказал, что, например, в Краснодарском крае есть территории, где для населения квалифицированная медицинская помощь недоступна.
«Есть станицы, где медицинская помощь еще хромает. И даже организация фельдшерско-акушерских пунктов, которые у нас сейчас реализуются в виде государственной программы, она еще какое-то время будет набирать свои обороты», — пояснил Максим Максимов.
Генеральный директор и главный врач ООО «Медицинский центр «Магнолия» Сергей Камынин отметил, что такая ситуация характерна не только для Юга, но и в целом для всей страны.
«Мы все знаем, что амбулаторное звено в нашей стране практически во всех регионах перегружено. Частные клиники могут взять и зачастую берут на себя функцию по частичному замещению этого амбулаторного звена. Это снижает некоторое социальное напряжение, которое возникает из-за того, что пациент не может попасть к врачу в поликлинику, потому что там очередь на недели, дни или месяцы», — пояснил Сергей Камынин.
Будущее — за государственно-частным партнерством
Генеральный менеджер компании LeePrime medical Адель Вафин считает, что развитие системы здравоохранения в России возможно только при плотном взаимодействии частного и государственного сектора.
«Я в целом всегда с завистью относился к тем подходам, которые реализовывались в Краснодарском крае. В частности, построить новую краевую больницу, оснастить ее самым современным оборудованием. Это, безусловно, очень правильное направление, но когда у тебя высокотехнологичных больниц не одна, не две, не три и не четыре, а семь, восемь, то совершенно четко отдаешь себе отчет в том, что каждые 8 лет на их перевооружение и переоснащение нужно находить ни много ни мало 20 млн евро. И если в 2010 году это были 800 млн руб, то сегодня это 2 млрд. руб. Когда я работал в системе государственного здравоохранения, я начал задумываться о том, как привлечь негосударственные инвестиции на содержание этих дорогостоящих с точки зрения эксплуатации, содержания и обновления больниц», — рассказал медик.
По словам управляющей новой инновационной медицинской клиникой CL Doctor Виолы Скопец, частные клиники способны дополнить государственную программу профилактики заболеваний, которую финансирует государство.
«До 2024 года мы приходили в поликлинику для наблюдения за болезнями. Сегодня даже здоровый человек может пройти диспансеризацию — государство говорит: да, пожалуйста. И частная медицина говорит: да, пожалуйста. Но мы гарантируем более персонализированный подход каждому члену семьи и семье в целом», — пояснила Виола Скопец.
Максим Максимов поддержал мнение о том, что государственная и частная медицина должны интегрироваться.
«Мы по-другому просто не должны и не можем сосуществовать. Но при этом я хочу сказать, что частная медицина — это возможность для наших пациентов получить альтернативное мнение, более быстрое и качественное лечение, которое по каким-то причинам откладывается в государственных медучреждениях», — пояснил он.
Сергей Алексеенко также согласился, что частные клиники должны интегрироваться с государственной системой здравоохранения.
«Мое убеждение, что частным лечебным учреждениям нужно активно встраиваться в систему оказания медицинской помощи на территории субъекта. <…> Нужно работать совместно, потому что другого пути нет», — заключил Алексеенко.
Тренды: ранняя диагностика, персонализация и профосмотры
Алексей Гулевич рассказал, что сегодня государственная медицина растет в качестве, в том числе благодаря активному привлечению новых технологий.
«Затронув тему искусственного интеллекта и различных направлений телемедицины, можно четко сказать, что эти направления послужат для уменьшения трудозатрат врачей, которые могут одновременно в упрощенном режиме делать диагнозы для большего количества пациентов. И они будут более правдивы, более качественные», — пояснил Гулевич.
По мнению Аделя Вафина, частная медицина сегодня также сделала очень большой шаг вперед с точки зрения технологической оснащенности. Это позволяет клиникам сосредоточиться на ранней диагностике заболеваний.
«Если частник выявил патологию, он должен как можно быстрее отдать эту информацию в государственную систему. Потому что очень серьезно государство поставило ограничения в части организации оказания онкологической помощи. Самое главное — это последующее наблюдение после оказания специализированной помощи, которое может быть эффективно организовано в том числе и частном медицинском центре», — рассказал Вафин.
По словам Виолы Скопец, частные клиники могут предложить более персонализированный подход, что достаточно важно в условиях растущего внимания населения к вопросам здоровья.
«Что касается постоянного, круглогодичного сопровождения пациентов до оказания высокотехнологичной или только терапевтической помощи, а также рекомендаций, напоминаний о том, что необходимо повторное обследование, явка к врачу, выход на консультацию и так далее — здесь, наверное, частная медицина впереди. Если мы говорим о медицинской составляющей, то, наверное, частные клиники здесь будет лидировать в персонифицированной медицине», — рассказала Скопец.
Еще одно направление, где частные клиники занимают важную нишу — это профосмотры. По словам главного врача ООО «Медицинский центр «Гиппократ Краснодар» Галины Зозули, сегодня ни одно серьезное предприятие не имеет права осуществлять деятельность, не имея в подразделении здравпункта или медицинской части., которая позволяет оперативно проводить необходимые реанимационные мероприятия, проводить предрейсовые осмотры.
«Требования и государства к работодателю возросли, и сам работодатель, имея сейчас кадровые проблемы, <…> заботится о здоровье коллектива», — подчеркнула Галина Зозуля.
Главный врач ЧУЗ КБ «РЖД Медицина» в Краснодаре Карен Исаханян уточнил, что клиника стала чаще оказывать многопрофильные услуги.
«Мы можем на территорию работодателя заехать и за 1,5 часа без отрыва от производства провести медицинское обследование, проверить предрасположенность к онкологическим заболеваниям, сердечно-сосудистым заболеваниям, поговорить с работодателем о назначении дополнительных обследований, в которые входит, например, онкоскрининг», — пояснил эксперт.
По данным Карена Исаханяна, в прошлом году специалисты выявили более 200 случаев онкологии на ранней стадии, что позволило применить своевременное лечение.