Экономист Григорий Бегларян: Перспектив для регионов в 2017 году нет
Григорий Бегларян – известный российский трейдер, управляющий активами, партнер швейцарской консалтинговой компании Medelle SA, ведущий программы "Капитал" на радио Business FM, экономический обозреватель телеканала "Россия 24".
О тенденциях развития российской и региональных экономик эксперт рассказал на прошедшей 29 ноября конференции для частных инвесторов «Структурный ответ на колебания валют: грамотные шаги к приумножению капитала», организованной в Ростове «БКС Премьер».
«Минимум до осени 2017г. все будет примерно так же, как сейчас. Возможно, будет инерционный всплеск экономической активности за счет того, что во многих российских регионах, особенно в тех, что активно инвестируют в развитие сельского хозяйства, ряд проектов дошли до какой-то финальной стадии и начнут давать отдачу. Со стороны этих регионов пойдет спрос на смежные региональные товарные активы – это машиностроение, металлургия и т. д. Поэтому такие регионы как Урал, Сибирь, Нечерноземье в первом полугодии покажут заметный экономический всплеск, – считает известный экономист.
«В дальнейшем все будет зависеть от состояния валютного рынка. Потому что, с одной стороны, текущая конъюнктура не предполагает каких-то эпических ослаблений рубля, как это было в период 2014-2015гг. Если только власти не поддадутся соблазну дать некий импульсный толчок для того, чтобы ослабить рубль, как они это уже делали. Но пока это не в их интересах.Так или иначе, но первое полугодие 2017г. выглядит довольно стабильным — за счет эффекта низкой базы и реализованных инвестпроектов», — пояснил Бегларян.
По его словам, некоторой неожиданностью этого года стал существенный рост российского товарного экспорта, в том числе продукции агрокомплекса. «Сейчас у нас действительно рекордные объемы по ряду экспортных статей, они частично возместили потери от падающего экспорта углеводородов. И, не будь у нас довольно бездумной либеральной политики, которая позволяет нашим резидентам беспрепятственно выводить капитал за границу, у нас все было бы намного лучше», — отметил экономист.
Что касается зернового экспорта, в котором традиционно велика доля южных регионов страны, то, по мнению Бегларяна, обольщаться ростом объемов не стоит.
«Объемы зернового экспорта сами по себе ничего не значит. Да, в этом году были хорошие погодные условия и урожай. В отчетах фигурируют красивые цифры. Но есть вопросы по категориям зерна, по его цене. Учитывая, что погодные условия при сборе урожая были уже не очень хорошими, можно предположить, что часть урожая пойдет под фураж, а частично — вообще в пятую категорию (зерновые отходы), а это уже совершенно другая цена», — говорит Григорий Бегларян.
При этом он отмечает, что именно сельское хозяйство остается максимально привлекательной сферой для инвестиций в России, но «с несколькими оговорками».
«В теории в сельское хозяйство инвестировать выгодно. Это очень сложный, трудоемкий и долго окупаемый объект инвестиций, но он перспективный с точки зрения будущих мировых тенденций, потому что продовольствие всегда будет в цене и спрос на него будет только расти. Но те, кто начинает этот бизнес, должны иметь либо доступ к «длинным деньгам», либо какие-то другие возможности, позволяющим какое-то время держать убыточный проект с прицелом на будущее», — предупреждает эксперт.
«На мой взгляд, сегодня есть проблема в недостаточной поддержке сельского хозяйства. То есть на бумаге это огромные бюджетные вливания, но с точки зрения процентного соотношения дотации сельскому хозяйству — это копейки. Это что-то около 4% от всего объема госдотаций. Для сравнения — в Европе — 40%, в США — 50%. Кроме того, нет прямой поддержки крупных агрохолдингов. Бюджетные дотации получают регионы, которые говорят о поддержке средних и мелких фермеров. Но это не всегда правильно, потому что мелкий фермер никогда не сможет насытить весь город. У него нет опыта, размаха, нет возможности брать дорогие кредиты. Повлиять на всю эту ситуацию могут только структурные изменения в будущем», — говорит Бегларян.
Что касается дальнейшего экономического развития регионов страны, в том числе Юга России, то поводов для оптимизма эксперт пока не видит.
«При существующей структуре управления в целом я не вижу эффективных стратегий для регионов. Регион может действовать в рамках своих полномочий, которые ему то расширяют, то убавляют. Все движения в региональных экономиках сегодня связаны с реализацией того или иного инвестпроекта, который регион сумел заполучить. Чтобы изменить ситуацию, местное самоуправление на уровне отдельных муниципалитетов должно иметь намного больше полномочий и, соответственно, больше контролироваться вышестоящими властями. По такому принципу, например, была проведена реформа управления в Германии. У нас же вертикаль власти привела к тому, что сейчас зависимость от бюрократического аппарата велика настолько, что изменить все это в одночасье просто не получится», — констатировал Григорий Бегларян.