Экономическое окно возможностей смещается на Юг
Южный полюс роста на фоне влияния санкций, изменения транспортной логистики и переориентации экспортных потоков становится экономическим окном возможностей России. С учетом этого наибольший инвестиционный потенциал Юга и Северного Кавказа эксперты видят в развитии транспортной инфраструктуры, промышленности, туризма, а также креативных индустрий.
Инвестиции в экономику большинства регионов Юга и Северного Кавказа в 2022 году продемонстрировали положительную динамику. В Южно-Российском институте управления — филиале РАНХиГС оценивают темпы роста по СКФО в 7,9%, по ЮФО — в 3,2%. В сравнении с общероссийской динамикой во многих субъектах рост оказался выше.
«В течение 2022 года росла загрузка мощностей в отдельных секторах в связи с проходящим процессом импортозамещения, а также в оборонно-промышленном комплексе. В таких условиях логично предположить дальнейший рост инвестиций, так как внутренний спрос на инвестиционные товары не удовлетворен и необходимо продолжать расширять мощности. С другой стороны, конкретно этот фактор будет работать не во всех субъектах Юга и Северного Кавказа. Косвенно это подтверждает уровень импортозависимости в этих субъектах — они не являются лидерами по этому показателю», — рассказала старший директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова.
Сегодня экономическое окно возможностей России смещается на Юг, уверен управляющий директор консорциума «Леонтьевский центр» Алексей Крыловский.
«В отношении большого Южного полюса роста (территории ЮФО и СКФО) складывается определенное экономическое окно возможностей. Государственные, частные инвестиции, безусловно, уже идут на Юг, там будет сформирован целый портфель интересных проектов. Я думаю, уже к концу 20-х — началу 30-х годов Юг России предстанет в совершенно новом облике», — сообщил он.
Ключевые точки роста
Опрошенные эксперты и аналитики сходятся во мнении, что наибольшая инвестиционная активность на Юге и Северном Кавказе сохранится и приумножится в сфере туризма. Ее необходимо рассматривать как мощнейший драйвер развития остальных сегментов, формирующий качественную торговую, гостиничную и развлекательную инфраструктуру, создающий огромный рынок сбыта для товаров и услуг, считает директор по развитию компании В1 в ЮФО Евгений Панасенко.
«Развитие туризма поддерживает 53 смежные отрасли, а создание одного рабочего места в туризме приводит к созданию пяти рабочих мест в смежных отраслях экономики, формируя точки роста в регионе. Значительный инвестиционный потенциал будет у проектов по созданию к 2035 году федеральных круглогодичных морских курортов, рассчитанных на прием не менее 10 млн человек в год, развитию круизного и яхтенного туризма», — рассказала заведующая кафедрой международных экономических отношений Южно-Российского института управления — филиала РАНХиГС Татьяна Подольская.
Индустрия гостеприимства также является одной из основных точек роста Северного Кавказа. По мнению Татьяны Подольской, регионом-открытием в 2022 году стал Дагестан: турпоток в республику увеличился почти в 1,5 раза (на 43,7%), число поисковых запросов в сетях — в четыре раза. По последнему показателю Дагестан вышел на четвертое место по России.
Значительный инвестиционный потенциал будет у проектов по созданию к 2035 году федеральных круглогодичных морских курортов и развитию круизного и яхтенного туризма
«У туризма знаковая роль на Кавказе, так как именно здесь благоприятные условия для создания и развития горнолыжных курортов («Архыз», «Эльбрус», «Мамисон», «Ведучи», «Армхи») и морского отдыха в рамках Каспийского туристического кластера. Туристический поток на Северном Кавказе за последний год увеличился почти на 25%, до 3,8 млн человек, на 1 млн человек в целом, и это только начало», — комментировал вице-премьер РФ Александр Новак в ходе Кавказской инвестиционной выставки — 2023.
В условиях необходимости обеспечения продовольственной безопасности страны и зависимости мировых рынков продуктов питания от поставок из России особую значимость приобретает агропромышленный комплекс региона. Как рассказала Татьяна Подольская, инвестиционным потенциалом обладают проекты по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции, по импортозамещению в сфере сельхозмашиностроения, производства средств защиты растений и семян.
«Перспективы Юга России в ближайшие годы будут связаны с импортозамещением в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности (в том числе за счет создания новых технологий, которые ранее импортировались), производством одежды, развитием внутреннего туризма, строительной индустрии», — прокомментировал директор центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Евгений Куценко.
Южные ворота
За счет географического положения ЮФО и СКФО открываются новые возможности в части логистики, добавляет Евгений Панасенко. Главной задачей макрорегиона становится создание логистической инфраструктуры, реализация проектов типа оптово-распределительных центров, логистических парков, погранпереходов, железной дороги, портовой инфраструктуры.
«Черноморское окно становится ключевым во взаимодействии с Востоком. Коридоры, безусловно, должны работать и быть задействованы именно в районе Азово-Черноморского бассейна, Каспийского бассейна. Это и транспортные коридоры, которые должны максимально развиваться, и коридор «Север — Юг». Поэтому торгово-транспортная, логистическая функция большого Южного полюса роста России будет только развиваться и играть свою значимость», — отметил Алексей Крыловский.
Власти РФ отмечали, что в нынешних условиях в глобальном коридоре «Север — Юг» Северный Кавказ становится ключевым транспортно-логистическим узлом.
«Конечно, нужно наращивать водное и дорожное сообщение, создавая всю необходимую инфраструктуру. Это даст дополнительные возможности для увеличения объемов поставок российских товаров на новые перспективные рынки сбыта», — комментировал глава правительства РФ Михаил Мишустин.
Креативный кластер
Большой потенциал на Юге и Северном Кавказе имеют креативные индустрии, считает Алексей Крыловский. По его мнению, технологические команды сегодня способны создать основу экономики макрорегиона. Для этого необходимо создать условия для их развития и преференции.
«Курорты Краснодарского края, Адыгея, Кавказские Минеральные Воды, Дагестан, Чеченская Республика, РСО-Алания — это все уникальные локации, привлекающие представителей креативных индустрий, технологические компании, которые сегодня высокомобильны. Многие айтишники, технологи выбрали (надеюсь, временно) Армению, Грузию. Регионы Юга как раз должны дать альтернативные площадки и предложения, для того чтобы такие технологические команды вернулись, получили максимальные преференции и создали основу экономики Юга России», — заключил Алексей Крыловский.
Другие материалы читайте в следующем номере журнала РБК+Юг