Выборы идут в онлайн: политологи оценили медиаактивность партий на Дону
Отделения политических партий Ростовской области, которые выдвинули своих кандидатов в депутаты на выборах в Законодательное собрание региона, преимущественно будут использовать для агитации интернет. Такую точку зрения высказал РБК Ростов кандидат политических наук, доцент кафедры социальных технологий ЮФУ Дмитрий Абросимов.
«Предвыборные кампании, скорее всего, будут проводиться в интернете, потому что большинство избирателей им пользуются, даже старшее поколение. Хотя и от печатных форматов агитации партии не отказываются, например «Новые люди» выпустят газету тиражом 250 тыс. экземпляров, то же самое сделает КПРФ, будут раздавать», — рассказал Абросимов.
По его словам, затраты партий на нынешние предвыборные кампании едва ли увеличатся. Но подход партий к проведению мероприятий будет разным. «Единая Россия» проводит встречи на предприятиях, ЛДПР активно ведет молодежный проект, КПРФ готовит череду масштабных пикетов и массовых встреч с кандидатами. Если говорить о серьезных отличиях, то, конечно же, эта предвыборная кампания проходит с учетом СВО», — пояснил эксперт.
В свою очередь политтехнолог, член Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Роман Базиков выделил пять существенных отличий нынешней предвыборной кампании от предыдущих. Первое — изменилось информационное поле региона в условиях СВО. Второе отличие — более низкий уровень протестной активности и откровенной критики власти со стороны оппозиционных партий. «Здесь также свою роль сыграла СВО, наблюдается определенный политический консенсус по наиболее значимым и острым вопросам повестки. А если есть консенсус, то поле для критики сужается», — прокомментировал Базиков.
Третьим отличием стало появление нового политического игрока, которого не было пять лет назад, — это партия «Новые люди». Четвертая особенность, подчеркивает эксперт, — это уход из жизни лидера ЛДПР Владимира Жириновского. «Раньше партия строила избирательные кампании исключительно на его личной харизме. Поэтому коррекция информационной кампании партии явно назревает», — пояснил политтехнолог, член РАПК.
Пятое отличие — размытие информационного позиционирования КПРФ. По словам эксперта, раньше оно было предельно понятно — главная оппозиция «Единой России». Сейчас эта позиция стала более мягкой. «Особо отмечу, что пока ни одна из парламентских партий активно не пытается разыграть турбо патриотическую повестку. Хотя сама по себе эта повестка существует и доминирует в сознании изрядной доли электората. Думаю, со временем она проникнет и в электоральное поле», — подчеркнул Базиков.
Политологи также пришли к мнению, что еще одной важной особенностью предвыборной кампании, проходящей в условиях СВО, станет обеспечение мер безопасности на избирательных участках, муниципалитетах и всей территории Ростовской области. Кроме того, в текущем году у избирателей не будет возможности дистанционного голосования, а также из-за сроков выборов не будет традиционного «дня тишины».
Как рассказал заведующий кафедрой теоретической и прикладной политологии Института философии и социально-политических наук ЮФУ Роман Пупыкин, для молодежи и людей среднего возраста источником информации о ходе выборов чаще всего выступают интернет-ресурсы и официальные сайты партий. Эти порталы также публикуют актуальную информацию с разной периодичностью. При этом политолог отметил, что особенностью текущей предвыборной компании стало большее вовлечение волонтеров. Активисты крупных политических партий оказывают помощь в центрах правовой помощи для участников СВО, а также участвуют в работе пунктов временного размещения беженцев из ДНР и ЛНР. На эти особенности предвыборной компании в Ростовской области оказало влияние географическое положение региона и его близость к новым территориям РФ.
По его словам, на данный момент существует большое количество количественных и качественных показателей эффективности присутствия партий в медиапространстве. «Их много, начиная с тиражей газет, в которых размещаются партийных материалы и заканчивая количеством подписчиков у партийных медиаресурсов, просмотров конкретных материалов и, что очень важно, лайков и комментариев к ним», — сказал Пупыкин.
Он также заметил, что уровень информативности официальных сайтов региональных отделений политических партий отличается. Заметную активность в этом отношении проявляют только три партии — «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР.
Политолог Александр Сухарь пояснил, что, если партия ведет активную информационную деятельность постоянно, то ей не нужно использовать дополнительные инструменты для создания интереса со стороны избирателей во время предвыборной кампании.
«Если у партии есть свои заметные, интересные лидеры общественного мнения, ей не нужно специально искать или создавать информационные поводы накануне предвыборных кампаний. Если представители партии активно присутствовали в информационном поле, а их материалы на партийных сайтах и страницах в соцсетях были актуальны и интересны, то внимание читателей (считай — избирателей) к ним приковано постоянно, а не только во время выборов. И что очень важно: к таким партийцам, их профессиональной деятельности, возникает интерес и СМИ, и прочих медиаресурсов, и блогосферы», — добавил Сухарь.
Напомним, 28 июля завершилась процедура выдвижения кандидатов в депутаты Законодательного собрания Ростовской области седьмого созыва. Как сообщал РБК Ростов, региональный избирком получил списки кандидатов от семи региональных отделений политических партий — «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия — За правду», «Компартия Коммунисты России», «Новые люди» и «Родина». На сегодняшний день в избирательной комиссии Ростовской области зарегистрированы областные списки шести партий, а также идет регистрация кандидатов-одномандатников.
Помимо этого, региональный избирком определил количество бюллетеней для голосования — по единому избирательному округу и по одномандатным избирательным округам будет изготовлено свыше 6 млн бюллетеней.