Благоустройство Ростова-на-Дону: доверять или обязывать?
Благоустраивать городские территории Ростова планируется за счет передачи их в доверительное управление коммерческим и общественным организациям. Чтобы проект был успешен, необходимо сделать благоустройство выгодным. О том, как эта проблема может быть решена общими усилиями властей, бизнеса и общественников, говорили в Ростове-на-Дону 3 апреля в пресс-центре «МедиаС».
Обустройство территорий, находящихся в муниципальной собственности, традиционно было делом местных властей. Сегодня очевидно, что ростовские власти с этой задачей самостоятельно не справляются. Как сообщил заммэра Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ Владимир Арцыбашев, в городском бюджете на благоустройство выделено 1 млрд 115 млн рублей. По его мнению, этой суммы явно недостаточно, если понимать под благоустройством содержание всех городских улиц, парков, зон отдыха, а также лесных массивов на территории города, многие из которые сегодня находятся в плачевном состоянии.
Впрочем, сегодня содержанием объектов благоустройства во всем мире городские власти занимаются лишь отчасти, – констатируют эксперты.
«Возьмите Лондон – один из самых богатых городов мира. Там за счет города содержится только 20% зеленых насаждений. Остальные 80% содержат различные общественные организации», – говорит директор ростовского Ботанического сада Александр Водяник. По его словам, такая практика вполне применима и в Ростове-на-Дону.
«На содержание территорий, которые по плану должны быть озеленены в Ростове, не хватит никакого бюджета. При этом у нас уже сегодня есть довольно мощные общественные организации, которые в состоянии содержать территории по 20-30 га», – считает Водяник.
Проблема в том, что эти организации зачастую не видят в «благоустроительных» работах экономической целесообразности и по-прежнему ждут решения проблем от муниципальных властей.
«Это экономика, которой не учат в экономических вузах. Потому что речь здесь идет о продуктах, которые всем нужны, но за которые никто не хочет платить», – говорит председатель совета директоров банка «Центр-Инвест», член региональной Общественной палаты Василий Высоков.
По его словам, попытки решать вопросы содержания городских территорий с помощью инструментов государственно-частного партнерства вряд ли будут успешны, поскольку бизнес и власть зачастую договариваются слишком долго.
«Если мне нужна дорога, я иду и строю дорогу. К сожалению, более сложные схемы у нас пока не работают. Когда в Ростове выпало много снега, все ждали, когда его уберет город. А мы решили не мучиться, а купить мини-трактор и убрать снег поблизости от своего офиса», – поделился опытом Высоков.
Эксперты видят выход в передаче городских территорий в доверительное управление или заключении концессионных соглашений. При этой схеме сама территория остается в муниципальной собственности, однако концессионер получает право использовать ее для получения прибыли. А взамен обязуется эту территорию обустроить и содержать.
В качестве примера можно привести концессионное соглашение по участку набережной реки Дон в Ростове, заключенное мэрий Ростова-на-Дону и ООО «Донской причал» на 32 года. Концессионер должен провести реконструкцию причальных стенок и спусков к реке, а также содержать земельный участок и имущество на его территории. Помимо этого «Донской причал» намерен построить на набережной выставочный павильон и несколько кафе.
Владимир Арцыбашев утверждает, что ростовские власти сегодня готовы передавать в доверительное управление городские парки, скверы и площади, однако делаться это должно на основании конкурса на содержание территории. «Кто выиграет конкурс, тому и доверим!», – пообещал Арцыбашев.
Правда, пока что коммерческие организации и общественные организации Ростова в очереди на доверительное управление не стоят. С февраля местные власти внедряют «ноу-хау» по наделению юридических лиц Ростова прилегающими территориями, содержание которых в надлежащем виде будет являться не правом, а обязанностью.