На юге России наметился тренд на отечественную косметику
В России и на юге страны в частности в виду санкций набирает обороты спрос на отечественную косметику. Речь идет о российской как уходовой, так и декоративной косметике. При этом отечественные средства с натуральными ингредиентами привлекают все больше потребителей. Местные производители успешно начинают замещать иностранные ингредиенты и движутся в сторону укрупнения.
По данным сети «Магнит косметик», потребительский интерес к российским маркам сейчас повышается.
«По итогам 2023 года в бьюти-сегменте продолжали наращивать присутствие отечественные бренды. Новинки от отечественных производителей оказались в топе продаж в таких категориях, как уход за волосами, уход за кожей, декоративная косметика», — говорится в ответе на запрос РБК Юг и Северный Кавказ.
Это подтверждают и местные производители, которые фиксируют рост продаж на фоне санкций.
«За последний 2023 год мы заметили большую динамику спроса на нашу продукцию. Это связано как с ростом узнаваемости бренда на территории всей Российской Федерации, так и с расширениями канала сбыта. Мы открываем розничные магазины по франшизе по всей стране. Становимся ближе к потребителю. Развиваем наше присутствие на маркетплейсах. Они уже практически в каждом дворе» — рассказал в беседе с РБК ТВ Юг и Северный Кавказ генеральный директор косметической компании «Крымская Роза» Иван Гладун.
С ним согласна и основательница бренда косметики Kate's Natural Care Екатерина Зубкова.
«По сравнению с прошлым годом мы зафиксировали рост продаж на 30%, что, в принципе, является достаточно хорошим показателем. Мы в целом растем, но в связи с последними событиями в нашей стране у людей появился еще больший спрос и потребность в косметике, так как многие бренды (иностранные — прим. РБК Ростов) ушли с рынка», — отмечает она.
Гладун добавил, что натуральность является нынешним трендом на рынке в виду наличия нового поколения покупателей, для которых важным аспектом является экологичность производства. Это фиксируют и другие производители натуральной косметики на юге страны.
«Много запросов на натуральность, на отсутствие искусственных добавок, на отсутствие синтетики и искусственных ароматизаторов, красителей и так далее. Сейчас есть очень много людей, которые имеют аллергические реакции на многие косметические препараты, на пищу, поэтому они обоснованно ищут натуральные средства», — говорит основательница бренда косметики VINOSÓFI Галина Лифарь.
Спросом в основном пользуются отечественные средства для ухода за кожей, утверждают опрошенные РБК Ростов эксперты.
«Мы абсолютно четко видим сейчас, что все больше и больше экспертов говорят о важности сохранения здоровья микробиома кожи. То есть это такой долгосрочный тренд. Мы видим, что у женщин всё больше возрастает интерес к этой теме, и в ответ на это Natura Siberica запустила линию ухода за кожей лица именно нацеленную на защиту микробиома кожи, — рассказала директор департамента по развитию бренда и корпоративных коммуникаций ГК Natura Siberica Марина Пудовкина.
По данным «Магнит косметик», все больший акцент в покупательском спросе делается именно на уходовой косметике.
«В категории уходовой косметики, в том числе в сегменте масс-маркета, продолжают набирать популярность средства с активными ингредиентами с доказанной эффективностью (пептидами, альфа-гидроксикислотами, ретинолом и др.), а отечественные производители увеличивают предложение такой продукции», — отметили в компании.
По словам Пудовкиной, сейчас на фоне санкций и роста спроса российские косметические компании все более активно начинают вкладываться в развитие своих сетей и брендов.
«Мы можем прогнозировать, что всё больше бьюти-компаний будут использовать профессиональный маркетинговый подход. Так, 2024 год станет годом построения знания о российских косметических брендах», — отметила она.
При этом производители признают, что сейчас ситуация после введения санкций постепенно стабилизируется.
«У нас ранее были поставки в Европу. Это Германия, Люксембург, Франция. Это было не очень просто даже в те времена. Логистика достаточно дорогая. Сейчас, к сожалению, это и вовсе практически невозможно. Мы начали буквально в прошлом месяце прорабатывать возможности экспорта в так называемые «дружественные страны». Сейчас мы ведем переговоры с Малайзией. Нашли там дистрибьютора, который заинтересовался нашей косметикой. Российская продукция в Малайзии очень ценится. Это осталось еще со времен Советского союза», — отмечает Екатерина Зубкова.
По информации «Магнит косметик», российский рынок косметики действительно в целом уже адаптировался к санкциям.
«Мы успешно импортозамещаем ушедшие бренды и заводим в ассортимент качественные российские новинки, в магазинах сохраняется по-прежнему широкий выбор продукции», — отметили в сети.
Об этом говорят и южные компании, которые смогли за счет собственных мощностей заместить ряд зарубежных позиций.
«В 2024 году мы наладили новые логистические цепочки и не испытываем никакого недостатка ни в закупках упаковки, ни в закупках недостающих ингредиентов. Более того, Natura Siberica большую часть сырья выращивает на собственных фермах, расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке. Что касается поставщиков, то действительно они наладили свои логистические цепочки, поэтому мы полностью укладываемся в тайминг и не испытываем никаких проблем, — утверждает Пудовкина.
На собственные возможности рассчитывают и в Крыму, где развито производство натуральных цветочных масел и косметики на их основе.
«В Крыму уникальные условия для выращивания эфироносов розы, лаванды, мяты, шалфея, иссопа, розмарина и других культур, которые являются традиционными для косметической отрасли. У нас есть своя специфика по спросу. Юг — это туристические регионы. И у нас спрос связан и с туристическим сезоном. Это накладывает определённую ответственность. По тому, что привозит человек из Крыма, он складывает представление о нашем регионе», — говорит Гладун.
Местные производители натуральной косметики говорят о том, что они самостоятельно способны справиться с отсутствием иностранного сырья.
«Что касается сырья, из которого мы можем самостоятельно что-то изготовить — это такие очень простые продукты из разряда гидролатов, которые делаются из натуральных растений. То есть это вытяжка, пар конденсированный, который прошёл через растения. И здесь, конечно, у нас благоприятные условия для выращивания той же лаванды, чайной розы, чабреца. То есть, в принципе, все такие общеизвестные растения, из которых можно делать косметику», — говорит Зубкова.
Пудовкина уточнила, что в целом 2024 год будет годом национального знания о российских косметических брендах, а основные игроки отрасли пойдут по пути укрупнения.
«Мы заметили уже в 2023 году, что российские бьюти-бренды начинают больше инвестировать в рекламу. Таким образом, мы можем прогнозировать, что всё больше российских бьюти компаний будут использовать профессиональный маркетинговый подход к своей стратегии. Работая с потребителем, с воронкой бренда от знания к лояльности потребителя, мы ожидаем всё более трепетного отношения российских брендов к своему потребителю для того, чтобы максимально не просто сформировать лояльность и удовлетворить потребность здесь и сейчас, но для того, чтобы вовлечь бренд на долгий срок, обеспечивая высокий уровень вовлечённости и сервис» — говорит собеседница РБК Юг и Северный Кавказ.
Что касается цен на косметику, то они в целом стабилизировались после 2022 года, рассуждают эксперты.
«Конечно, мы используем не только наши ингредиенты, которые мы сами производим, мы закупаем. Это Африка, это Азия. С сырьем особых проблем не возникает. В связи с известными событиями некоторые ингредиенты выросли в цене на 30%, некоторые — на 100%. Есть проблемы с закупкой тары, она закупается за рубежом и цены на нее поднялись на 20-30%. Но сейчас рынок стабилизировался, и мы держим цены после поднятия их в 2022 году», — отмечает Лифарь.
Перед 8 марта стоимость косметики все же воременно увеличилась, говорят в «Магнит косметик».
«На прошлой неделе продажи духов и туалетной воды для женщин увеличились на 15% (в натуральном выражении) по сравнению с показателем неделей ранее, а спрос на подарочные косметические наборы для женщин подскочил почти в два раза. Существенный рост продаж в категориях косметики и парфюмерии наблюдается и на этой неделе. Например, во вторник, 5 марта, продажи женских духов и туалетной воды оказались в 2,3 раза выше, чем неделей ранее, губной помады — в 1,8 раза, средств для макияжа глаз — в 1,7 раза, а в целом декоративной косметики — в 1,5 раза. Продажи женских подарочных косметических наборов во вторник, 5 марта, оказались более чем в шесть раз больше, чем неделей ранее», — резюмировали в компании.