Медики Юга заявили о росте спроса на чекапы
Рост спроса на профилактическую медицину, по данным Национального рейтингового агентства, в 2025 году стал одним из основных факторов, стимулирующих развитие платных медицинских услуг. На Юге спрос на комплексные обследования организма, включающие анализы и исследования для диагностики заболеваний (чекапы), повышается. Среди основных потребителей — бизнесмены, курортники и спортсмены, в структуре спроса растет доля молодежи. В основном интерес к чекапам преобладает у жителей региональных столиц, а в малых городах пациенты обращаются к врачам с уже с конкретными жалобами. В целом, чекапы пока занимают небольшую долю в общем объеме медицинских услуг частных клиник.
Для того, чтобы развивать профилактическое направление, клиникам следует активнее применять инструменты маркетинга и проводить цифровизацию, убеждены эксперты. Текущую ситуацию в данном сегменте рынка обсудили участники круглого стола «Превентивная медицина и чекапы: инструменты и технологии», организованного Медиа Группой «РБК Юг и Северный Кавказ».
Спрос на чекапы растет
Жители Юга в последние годы активизировались в части получения профилактической медицинской помощи, рассказали медики. Так, в клинике KDL количество проведенных исследований растет в 2-3 раза ежегодно, сообщила начальник медицинского отдела центра KDL Светлана Терещенко.
«Ежегодно количество чекапов увеличивается в 2,5-3 раза. И если еще 5-6 лет назад к нам приходили единичные пациенты, 2-3 человека в месяц, то сейчас к нам ежедневно приходит несколько десятков человек», — пояснила Терещенко.
Замдиректора по развитию клиники «Эмбрио» Анна Морозова отметила, что интерес к профилактическим мерам растет среди более молодой аудитории. Аналитика компании показывает, что порядка 20-25% посетителей форумов о женском и мужском репродуктивном здоровье — это молодые люди и девушки в возрасте 17-20 лет.
«У нас в клинике спрос на программы отложенного родительства за последние два года вырос на 60%. В том числе, благодаря информированности пациентов и населения в целом. Конечно, мы с коллегами стараемся создавать и распространять экспертный контент от кандидатов медицинских наук, докторов медицинских наук, которые у нас работают в клинике, о том, как сберечь репродуктивное здоровье и о важности профилактики», — поделилась Морозова.
Медицинский директор группы компаний 3Z Александра Опарина также подтвердила увеличение спроса на диагностические обследования в сети офтальмологических клиник.
«У нас действительно растет количество пациентов, которые приходят просто обследоваться. Среди таких пациентов большая доля относится к категории старше 40 лет. За последние 3-4 года запросы на проверку зрения без дальнейшего лечения у нас вырос на 20%», — пояснила Опарина.
Стимулы рынка
Терапевт, врач функциональной диагностики клиники «Евромед» Татьяна Войченко, выделила целый ряд категорий пациентов, заинтересованных в чекапах: бизнесмены, туристы и курортники, молодые матери, спортсмены, возрастные пациенты.
«Спрос на услуги превентивной и интегративной медицины, конечно, обусловлен особыми условиями в нашем регионе, климатом и наличием курортов, а также высоким уровнем урбанизации. Жители крупных городов больше заинтересованы в чекапах, чем население малых городов», — пояснила Войченко.
По словам главного врача клиники «Здрава» Юрия Васильева, немаловажную роль в повышении интереса к клиническим исследованиям играет широкое распространение самодиагностики с помощью различных гаджетов, например, фитнес-браслетов.
«В развитии превентивного подхода медицины в будущем можно прогнозировать преобладание постоянного мониторинга, рост спроса на генетические исследования. Сегодня все здравоохранение направлено на внедрение искусственного интеллекта, всевозможных новых технологий. Они задают более динамичный темп развития самодиагностического направления», — сказал Васильев.
Однако, по мнению Александры Опариной, в некоторых направлениях врачебной помощи, в офтальмологии, делать выводы о своем здоровье исключительно с помощью самодиагностики — невозможно. Для установления реального состояния здоровья необходимо тщательное обследование у врача с применением специализированного оборудования.
Цена здоровья повышается
По словам медиков, стоимость медицинских чекапов также постепенно повышается. Например, в частных клиниках Краснодарского края с января по июль 2025 года показатель в среднем вырос на 14-19% в зависимости от направления, рассказала управляющая Краснодарским отделением «Евроонко» Юлия Дзевановская. Наибольшее повышение наблюдается в сфере исследований в онкологии, хирургии и стоматологии. Растут цены на импортные препараты, на расходные материалы, а также на функциональную диагностику, требующую высокоточного оборудования.
«Мы прогнозируем повышение цен к концу 2025 года в среднем на 16-20%. Продолжится рост стоимости на обследования в сфере онкологии и хирургии, он составит примерно 19-23%. Продолжается удорожание медикаментов и расходных материалов. Также сейчас усиливается спрос на малотравматичные вмешательства, себестоимость которых изначально высока», — пояснила Дзевановская.
Александра Опарина подтвердила, что за последний год динамика повышения цен на услуги в сфере обследований составила порядка 6-10%. В сети клиник стремятся удержать подорожание на уровне 10%.
Главный врач клиники мужского и женского здоровья OXY-center, репродуктолог высшей категории Оксана Авагимова пояснила, что в случаях с планированием беременности высокая цена генетических исследований не смущает пациентов.
«Действительно, сегодня происходит удорожание в сфере генетических исследований. Но игра всегда стоит свеч, потому что такие чекапы приводят к рождению здорового малыша. Мы вводим пакетные программы ЭКО, как с генетической диагностикой, так и без нее. Программа с генетической диагностикой стоит на 20% дороже, чем без такого обследования. Но часто супружеские пары говорят, что предпочли бы потратить деньги на этапе планирования, чтобы родить здорового ребенка», — пояснила Авагимова.
Медицинская культура подкрепляется цифрой
Говоря о том, какие инструменты необходимы для популяризации и расширения направления превентивной медицины на Юге, участники дискуссии выделили целый ряд необходимых мер. Так, медицинский директор ООО «Медикал Хоум», врач-педиатр Екатерина Ушкало отметила важность комфортного сервиса и цифровизации.
«Вообще медицинская услуга — не самая приятная для пациента. Это всегда стресс, трата денег, тревога и беспокойство. Если мы помогаем пациенту пройти через первые этапы с помощью грамотного сервиса, это значительно облегчает его опыт. Вторая важная задача — это удобство. Здесь речь идет о цифровизации, возможности записи на прием онлайн, возможности получения предположений в личном кабинете. Следующая сложная ступень — это грамотная маршрутизация и поддержка. Мы не бросаем своих пациентов проходить профилактические исследования, которых нет в нашей клинике. Мы направляем их к другим специалистам, чтобы они могли вернуться с заключениями к нам», — отметила Ушкало.
Врач-уролог центра хирургии и кардиологии CL Doctor Артем Витаев подчеркнул важность индивидуального отношения в работе с пациентами клиник, отметив необходимость избирательного подхода к чекапам.
«Около 30% профилактических осмотров находят заболевания, нуждающиеся в хирургической коррекции, уже не говоря о терапевтических подходах. Поэтому обследования, чекапы, которые существуют в большинстве клиник, должны быть прицельными, а не просто терапевтическими. Когда мы назначаем какое-то обследование, мы должны видеть следующий шаг — для чего оно сделано и как проблема пациента будет решаться в последующем», — рассказал Витаев.
Несмотря на то, что многие отечественные частные клиники стремятся проводить цифровизацию, общий уровень обеспеченности необходимыми цифровыми продуктами по рынку сегодня остается достаточно низким, убежден основатель медтех-платформы «МедРокет» и портала «ПроДокторов» Сергей Федосов
«На мой взгляд, интерес пациентов к превентивной медицине драйвится экономической выгодой. То, что мы пациенту недостаточно транслируем эту выгоду — плохо. Это большая проблема, которая приводит к тому, что пациент предпочитает идти не к доктору, а куда-то наружу. Конечно, этот интерес также драйвится технологическими инновациями, потому что если нас с вами нет в смартфоне у пациента, то там уже есть другие ребята. Конечно же, важным драйвером является осознанное управление здоровьем. К большому счастью, этот тренд точно существует. Есть интерес к ЗОЖу. И если мы будем этот тренд возглавлять, это будет здорово для отрасли», — сказал Сергей Федосов.
Инструменты управления
По словам Федосова, в России сегодня функционирует 100 тыс. частных клиник, из них только 500 частных лечебных учреждений имеют обороты более 100 млн руб. в год. В то же время, затраты на создание IT-инфраструктуры в среднем составляют до 5% от оборота. Если клиника имеет оборот порядка 100 млн. руб в год, то чаще всего, не выделяет более 5 млн руб. на это направление. Эксперт выделил три пути цифровизации частных клиник.
«Первый путь — это своя разработка продуктов и программ, доступная только для крупных игроков. Второй путь, попроще — интеграция набора цифровых продуктов. Иногда это еще называют лоскутное одеяло цифровых продуктов, потому что это некий набор сервисов, которые каким-то образом сшиты друг с другом. Ну третий путь — это цифровая платформа. Такой подход распространен в США, в России примером такого решения является платформа МедРокет. Затраты на них заметно меньше, а все продукты внутри платформы связаны друг с другом», — пояснил Федосов.
Директор по маркетингу digital-агентства Frank Демфира Гришина отметила, что важную роль в привлечении пациентов к профилактике заболеваний играет готовность медиков популяризировать ответственное отношение граждан к собственному здоровью.
«Экспертов и врачей медицинских компаний, которые бы в регионах начинали инвестировать в развитие личного бренда, достаточно мало. Государственные клиники не готовы в это вкладываться. Многие частники аргументируют отказ от этой работы тем, что развивать бренд своего наемного сотрудника рискованно, человек может просто уволиться. Однако, до тех пока такой специалист работает в вашем учреждении, вы зарабатываете», — пояснила Гришина.
Эксперт подчеркнула, что сегодня в распоряжении медиков есть целый ряд инструментов для выполнения задачи развития личного бренда. Среди таких средств она упомянула геосервисы, через которые пациенты могут находить клиники и выбирать врачей.
«Некоторые специалисты отказываются вести активную деятельность в соцсетях и СМИ, потому что считают, что текущего потока пациентов им достаточно. Однако, я уверена, сегодня обществу нужно, чтобы врачи ответственно и полно говорили о ценности и важности сохранения здоровья», — резюмировала Гришина.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Ростов. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен