Перейти к основному контенту
ProМедицина⁠,
0
Эксклюзив

Медики Юга заявили о росте спроса на чекапы

Чекапы здоровья подорожали в частных клиниках Юга до 19%
Спрос на чекапы в частных клиниках Юга растет в 2-3 раза ежегодно, однако их доля в общих обследованиях по-прежнему невелика. Рынок превентивной медицины нуждается в цифровизации и маркетинге, считают эксперты
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Рост спроса на профилактическую медицину, по данным Национального рейтингового агентства, в 2025 году стал одним из основных факторов, стимулирующих развитие платных медицинских услуг. На Юге спрос на комплексные обследования организма, включающие анализы и исследования для диагностики заболеваний (чекапы), повышается. Среди основных потребителей — бизнесмены, курортники и спортсмены, в структуре спроса растет доля молодежи. В основном интерес к чекапам преобладает у жителей региональных столиц, а в малых городах пациенты обращаются к врачам с уже с конкретными жалобами. В целом, чекапы пока занимают небольшую долю в общем объеме медицинских услуг частных клиник.

Для того, чтобы развивать профилактическое направление, клиникам следует активнее применять инструменты маркетинга и проводить цифровизацию, убеждены эксперты. Текущую ситуацию в данном сегменте рынка обсудили участники круглого стола «Превентивная медицина и чекапы: инструменты и технологии», организованного Медиа Группой «РБК Юг и Северный Кавказ».

Спрос на чекапы растет

Жители Юга в последние годы активизировались в части получения профилактической медицинской помощи, рассказали медики. Так, в клинике KDL количество проведенных исследований растет в 2-3 раза ежегодно, сообщила начальник медицинского отдела центра KDL Светлана Терещенко.

«Ежегодно количество чекапов увеличивается в 2,5-3 раза. И если еще 5-6 лет назад к нам приходили единичные пациенты, 2-3 человека в месяц, то сейчас к нам ежедневно приходит несколько десятков человек», — пояснила Терещенко.

Замдиректора по развитию клиники «Эмбрио» Анна Морозова отметила, что интерес к профилактическим мерам растет среди более молодой аудитории. Аналитика компании показывает, что порядка 20-25% посетителей форумов о женском и мужском репродуктивном здоровье — это молодые люди и девушки в возрасте 17-20 лет.

«У нас в клинике спрос на программы отложенного родительства за последние два года вырос на 60%. В том числе, благодаря информированности пациентов и населения в целом. Конечно, мы с коллегами стараемся создавать и распространять экспертный контент от кандидатов медицинских наук, докторов медицинских наук, которые у нас работают в клинике, о том, как сберечь репродуктивное здоровье и о важности профилактики», — поделилась Морозова.

Медицинский директор группы компаний 3Z Александра Опарина также подтвердила увеличение спроса на диагностические обследования в сети офтальмологических клиник.

«У нас действительно растет количество пациентов, которые приходят просто обследоваться. Среди таких пациентов большая доля относится к категории старше 40 лет. За последние 3-4 года запросы на проверку зрения без дальнейшего лечения у нас вырос на 20%», — пояснила Опарина.

Стимулы рынка

Терапевт, врач функциональной диагностики клиники «Евромед» Татьяна Войченко, выделила целый ряд категорий пациентов, заинтересованных в чекапах: бизнесмены, туристы и курортники, молодые матери, спортсмены, возрастные пациенты.

«Спрос на услуги превентивной и интегративной медицины, конечно, обусловлен особыми условиями в нашем регионе, климатом и наличием курортов, а также высоким уровнем урбанизации. Жители крупных городов больше заинтересованы в чекапах, чем население малых городов», — пояснила Войченко.

По словам главного врача клиники «Здрава» Юрия Васильева, немаловажную роль в повышении интереса к клиническим исследованиям играет широкое распространение самодиагностики с помощью различных гаджетов, например, фитнес-браслетов.

«В развитии превентивного подхода медицины в будущем можно прогнозировать преобладание постоянного мониторинга, рост спроса на генетические исследования. Сегодня все здравоохранение направлено на внедрение искусственного интеллекта, всевозможных новых технологий. Они задают более динамичный темп развития самодиагностического направления», — сказал Васильев.

Однако, по мнению Александры Опариной, в некоторых направлениях врачебной помощи, в офтальмологии, делать выводы о своем здоровье исключительно с помощью самодиагностики — невозможно. Для установления реального состояния здоровья необходимо тщательное обследование у врача с применением специализированного оборудования.

Цена здоровья повышается

По словам медиков, стоимость медицинских чекапов также постепенно повышается. Например, в частных клиниках Краснодарского края с января по июль 2025 года показатель в среднем вырос на 14-19% в зависимости от направления, рассказала управляющая Краснодарским отделением «Евроонко» Юлия Дзевановская. Наибольшее повышение наблюдается в сфере исследований в онкологии, хирургии и стоматологии. Растут цены на импортные препараты, на расходные материалы, а также на функциональную диагностику, требующую высокоточного оборудования.

«Мы прогнозируем повышение цен к концу 2025 года в среднем на 16-20%. Продолжится рост стоимости на обследования в сфере онкологии и хирургии, он составит примерно 19-23%. Продолжается удорожание медикаментов и расходных материалов. Также сейчас усиливается спрос на малотравматичные вмешательства, себестоимость которых изначально высока», — пояснила Дзевановская.

Александра Опарина подтвердила, что за последний год динамика повышения цен на услуги в сфере обследований составила порядка 6-10%. В сети клиник стремятся удержать подорожание на уровне 10%.

Главный врач клиники мужского и женского здоровья OXY-center, репродуктолог высшей категории Оксана Авагимова пояснила, что в случаях с планированием беременности высокая цена генетических исследований не смущает пациентов.

«Действительно, сегодня происходит удорожание в сфере генетических исследований. Но игра всегда стоит свеч, потому что такие чекапы приводят к рождению здорового малыша. Мы вводим пакетные программы ЭКО, как с генетической диагностикой, так и без нее. Программа с генетической диагностикой стоит на 20% дороже, чем без такого обследования. Но часто супружеские пары говорят, что предпочли бы потратить деньги на этапе планирования, чтобы родить здорового ребенка», — пояснила Авагимова.

Медицинская культура подкрепляется цифрой

Говоря о том, какие инструменты необходимы для популяризации и расширения направления превентивной медицины на Юге, участники дискуссии выделили целый ряд необходимых мер. Так, медицинский директор ООО «Медикал Хоум», врач-педиатр Екатерина Ушкало отметила важность комфортного сервиса и цифровизации.

«Вообще медицинская услуга — не самая приятная для пациента. Это всегда стресс, трата денег, тревога и беспокойство. Если мы помогаем пациенту пройти через первые этапы с помощью грамотного сервиса, это значительно облегчает его опыт. Вторая важная задача — это удобство. Здесь речь идет о цифровизации, возможности записи на прием онлайн, возможности получения предположений в личном кабинете. Следующая сложная ступень — это грамотная маршрутизация и поддержка. Мы не бросаем своих пациентов проходить профилактические исследования, которых нет в нашей клинике. Мы направляем их к другим специалистам, чтобы они могли вернуться с заключениями к нам», — отметила Ушкало.

Врач-уролог центра хирургии и кардиологии CL Doctor Артем Витаев подчеркнул важность индивидуального отношения в работе с пациентами клиник, отметив необходимость избирательного подхода к чекапам.

«Около 30% профилактических осмотров находят заболевания, нуждающиеся в хирургической коррекции, уже не говоря о терапевтических подходах. Поэтому обследования, чекапы, которые существуют в большинстве клиник, должны быть прицельными, а не просто терапевтическими. Когда мы назначаем какое-то обследование, мы должны видеть следующий шаг — для чего оно сделано и как проблема пациента будет решаться в последующем», — рассказал Витаев.

Несмотря на то, что многие отечественные частные клиники стремятся проводить цифровизацию, общий уровень обеспеченности необходимыми цифровыми продуктами по рынку сегодня остается достаточно низким, убежден основатель медтех-платформы «МедРокет» и портала «ПроДокторов» Сергей Федосов

«На мой взгляд, интерес пациентов к превентивной медицине драйвится экономической выгодой. То, что мы пациенту недостаточно транслируем эту выгоду — плохо. Это большая проблема, которая приводит к тому, что пациент предпочитает идти не к доктору, а куда-то наружу. Конечно, этот интерес также драйвится технологическими инновациями, потому что если нас с вами нет в смартфоне у пациента, то там уже есть другие ребята. Конечно же, важным драйвером является осознанное управление здоровьем. К большому счастью, этот тренд точно существует. Есть интерес к ЗОЖу. И если мы будем этот тренд возглавлять, это будет здорово для отрасли», — сказал Сергей Федосов.

Инструменты управления

По словам Федосова, в России сегодня функционирует 100 тыс. частных клиник, из них только 500 частных лечебных учреждений имеют обороты более 100 млн руб. в год. В то же время, затраты на создание IT-инфраструктуры в среднем составляют до 5% от оборота. Если клиника имеет оборот порядка 100 млн. руб в год, то чаще всего, не выделяет более 5 млн руб. на это направление. Эксперт выделил три пути цифровизации частных клиник.

«Первый путь — это своя разработка продуктов и программ, доступная только для крупных игроков. Второй путь, попроще — интеграция набора цифровых продуктов. Иногда это еще называют лоскутное одеяло цифровых продуктов, потому что это некий набор сервисов, которые каким-то образом сшиты друг с другом. Ну третий путь — это цифровая платформа. Такой подход распространен в США, в России примером такого решения является платформа МедРокет. Затраты на них заметно меньше, а все продукты внутри платформы связаны друг с другом», — пояснил Федосов.

Директор по маркетингу digital-агентства Frank Демфира Гришина отметила, что важную роль в привлечении пациентов к профилактике заболеваний играет готовность медиков популяризировать ответственное отношение граждан к собственному здоровью.

«Экспертов и врачей медицинских компаний, которые бы в регионах начинали инвестировать в развитие личного бренда, достаточно мало. Государственные клиники не готовы в это вкладываться. Многие частники аргументируют отказ от этой работы тем, что развивать бренд своего наемного сотрудника рискованно, человек может просто уволиться. Однако, до тех пока такой специалист работает в вашем учреждении, вы зарабатываете», — пояснила Гришина.

Эксперт подчеркнула, что сегодня в распоряжении медиков есть целый ряд инструментов для выполнения задачи развития личного бренда. Среди таких средств она упомянула геосервисы, через которые пациенты могут находить клиники и выбирать врачей.

«Некоторые специалисты отказываются вести активную деятельность в соцсетях и СМИ, потому что считают, что текущего потока пациентов им достаточно. Однако, я уверена, сегодня обществу нужно, чтобы врачи ответственно и полно говорили о ценности и важности сохранения здоровья», — резюмировала Гришина.

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Ростов. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 21:54
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 21:54
Все новости Ростов-на-Дону
В Запорожье восстановили пропавшее из-за непогоды электроснабжение Общество, 22:05
Истина в стекле: как выбрать винные бокалы РБК и СберПервый, 22:05
Сын Трампа допустил, что его отец выйдет из мирного процесса по Украине Политика, 22:00
Ферстаппен фразой «не так уж и плохо» оценил второе место в «Формуле-1» Спорт, 21:59
Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне РБК и Ozon Travel, 21:46
Welt узнала о жалобах Мерца из-за слов «маленький нацист» и «пьяница» Политика, 21:41
Аэропорт Сочи возобновил работу после снятия ограничений Ростов-на-Дону, 21:41 
Как располагать к себе людей
Интенсив о харизме
Узнать больше
Три истории из 2027 года: чем удивит многозадачный курорт на берегу реки РБК и Dream Riva, 21:40
В Сочи на несколько минут объявили опасность БПЛА Политика, 21:40
Глава JPMorgan рассказал о рисках для США из-за «слабой» Европы Экономика, 21:31
Как малый бизнес превращает операционку в стратегическое преимущество Отрасли, 21:23
Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму РБК и ВТБ, 21:23
Почему HR-автоматизация становится ключом к устойчивости бизнеса Отрасли, 21:23
В аэропорту Сочи ввели временные ограничения на полеты Ростов-на-Дону, 21:22