Новые рынки: экспортеры Юга и Кавказа о выходе в Азию и Ближний Восток
Поворот России на Восток и укрепляющиеся отношения со странами Азии стали подспорьем для развития экспорта в этом направлении. Игроки Юга и Северного Кавказа рассказали о востребованных товарах на новых рынках и сложностях в сертификации.
Переориентация бизнеса на Восток стала одной из ключевых тем Восточного экономического форума. Ряд компаний-экспортеров южных регионов России и Северного Кавказа уже почувствовали на себе растущий спрос со стороны стран Ближнего Востока и Центральной Азии.
Так, по словам директора по продажам Тихорецкого мукомольного комбината в Краснодарском крае Елены Чуркиной, в этом году экспорт предприятия в указанные направления увеличился почти в полтора раза.
«Экспорт у нас увеличился. За первые 5 месяцев 2023 года рост составил 47% по сравнению с 2022 годом. В основном мы поставляли муку в Афганистан, в Объединенные Арабские Эмираты. В ОАЭ стабильная динамика присутствует с января 2023 года», — рассказала Чуркина.
При этом представитель мукомольного комбината отмечает, что некоторые направления, напротив, исчезли из географии экспорта компании. Усложняют ситуацию в том числе глобальная конкуренция и проблемы с логистикой.
«Сейчас много запросов в Африку. В начале 2023 года были поставки в Иран. Но Казахстан демпингует, поэтому мы не можем отгружать на Восток свою продукцию в полном объеме. Ситуация с ценами непростая. Логистические компании увеличивают стоимость на перевозки, цену перебивают конкуренты из дружественных стран. Мы стабильно грузили муку в Армению, но последние несколько месяцев эта страна не берет нашу продукцию. В этом случае в дело вмешалась политика. С января мы много грузили муку в Азербайджан, сейчас это направление не очень активно», — рассказала Чуркина.
Руководитель Центра поддержки экспорта Дагестана Руслан Абаскулиев также назвал рынок стран Азии перспективным и отметил, что сегодня ряд республиканских компаний уже имеют опыт поставок своей продукции на прилавки дальневосточных стран. В качестве примера он привел алкогольную продукцию (вино, коньяк), которые уже не первый год поставляются в Китай. При этом он отметил, что в 2023 году Дагестан в два раза нарастил экспорт продовольствия в страны ближнего Востока: Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Киргизию.
Он считает, что Дагестан может найти свою нишу в дальневосточных странах в сегменте мясной продукции, товаров из переработанного сырья, а также кондитерских изделий.
«Рынок дальнего Востока крайне перспективен, но есть ряд очень существенных факторов, к которым дагестанские предприниматели не готовы. А именно: высокие требования по сертификации, а также крайне дорогая логистика, так как мы самый отдаленный в плане сотрудничества со странами дальнего Востока регион», — пояснил Абаскулиев.
Со сложными вопросами сертификации столкнулась и донская компания ООО «Органик Фудс Инвестмент» (ОФИ), которая занимается выращиванием осетра, стерляди, севрюги и белуги в Азовском районе Ростовской области. Как рассказал директор компании Алексей Гирин, сегодня на донскую икру есть существенный спрос со стороны Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Китая и Бахрейна. Начать экспорт в эти страны Гирин планирует в 2024 году.
«У нас в проработке несколько направлений. Из восточных стран это Китай. Это первичная потребность, которую можно раскручивать, и потом будут большие объемы экспорта. Есть такой игрок в Бахрейне, который тоже ждет нашу икру. Но самые крупные заявки, которые сейчас сваливаются на нас, и которые мы не можем удовлетворить — это Объединенные Арабские Эмираты. У нас нет сейчас разрешительной документации, чтобы соответствовать требованиям экспорта», — рассказал директор ростовской компании.
По словам Гирина чек-лист, необходимый для осуществления экспорта, содержит 30 пунктов. Им необходимо соответствовать, чтобы предприятию дали право экспортировать продукцию.
«Это дополнительные сертификации, оформление определенных стандартов производства. Это какие-то требования, чтобы все договора утилизации отходов у нас были заключены правильно и др. Мы по этой дорожной карте двигаемся потихонечку, к новому году этот чек-лист дозаполним и тогда уже получим разрешение, начнем грузить», — добавил Алексей Гирин.