Лента новостей
Все новости Ростов-на-Дону
Путин одобрил существенное увеличение зарплат рядовым и сержантам Политика, 03:20 СМИ нашли россиянина в схеме поставок дорогих машин Ким Чен Ыну Политика, 03:17 Число госпитализированных из детского лагеря в Крыму превысило 40 человек Общество, 02:54 Лавров назвал условие отмены запрета на полеты в Грузию Политика, 02:17 Читай по ногам: как работает язык тела. Тест Партнерский материал, 01:57 NYT узнала об отказе России в визах для учителей Англо-американской школы Политика, 01:49 Лавров назвал непростым вопрос «разбора завалов» в отношениях с США Политика, 01:47 Аргентинский полузащитник «Зенита» заявил о желании покинуть клуб Спорт, 01:16 Лавров нашел ответственных в раскручивании «мифа о китайской угрозе» Политика, 00:53 Россиянина Макеева приговорили к 37,5 годам тюрьмы за убийство в Мексике Общество, 00:27 В Крыму ехавший по серпантину автобус с пассажирами врезался в отбойник Общество, 00:24 Из горящей гостиницы возле «Москва-Сити» эвакуировали 70 человек Общество, 16 июл, 23:54 Более 30 детей госпитализировали из-за отравления в крымском лагере Общество, 16 июл, 23:49 «Чикаго Блэкхокс» обменял российского нападающего на канадца Спорт, 16 июл, 23:21
Недвижимость Юга ,  
0 
Недвижимость Юга: чему научил строителей очередной кризис
Южнороссийские девелоперы и аналитики рынка недвижимости рассказали ИА «РБК-Юг», как новые технологии помогают им экономить в кризис и к каким способам оптимизации пришлось прибегнуть застройщикам.

Застройщики начали работать с партнерами

По мнению совладельца компании PICgroup Ивана Черемных (Краснодар), нынешний спад в экономике и снижение потребительского спроса заставили практически всех девелоперов прибегнуть к помощи партнеров при продаже жилья. «Если раньше большая часть строительных компаний вообще не работала, например, с риэлторами, то сейчас многим пришлось это сделать — чтобы получить дополнительные каналы продаж», - пояснил Черемных.

Более того, застройщики начали внедрять отдельные программы лояльности для тех партнеров, которые продают их квартиры. Также девелоперы начали чаще обращаться к специалистам за консультациями, как правильно наладить продажи. «Мы совместно с одним из застройщиков провели «Школу продаж», в рамках которой менеджеров обучали, как правильно продавать в кризис», - рассказал эксперт.

Рекламные бюджеты «ушли» в интернет

Еще одна тенденция, которую называет эксперт, это перевод рекламных бюджетов строительных компаний из оффлайна в онлайн. Если раньше застройщики активно использовали наружную рекламу, ТВ и радио, сегодня они сокращают эти расходы и тратятся либо на более измеримую рекламу в интернете, либо на собственные сайты. «Пришло понимание, что обычные каналы рекламы, которые раньше так любили застройщики — а это по большей части «наружка», сейчас не работают. При этом компании перестали экономить на собственных сайтах, понимая, что именно туда приходит основная часть покупателей. Есть примеры, когда компании даже в кризис заказывали дорогие современные сайты», - рассказал Черемных.

Кроме того, по его словам, зачастую застройщики начали предпочитать не прямую рекламу, а PR. “Многие серьезно занялись пиаром, пытаются показать, что компания стабильная, она твердо «стоит на ногах» и будет жить еще долгое время», - пояснил эксперт.

Новые технологии против кризиса

Необходимость сокращать издержки привела строительный бизнес и к новым технологиям, которые позволяют при небольших стартовых затратах существенно сократить дальнейшие расходы. «В строительном бизнесе при оптимизации ряда процессов экономия может составлять 20-25%», - рассказал директор ООО "Гамма Престиж" (Ростов) Дмитрий Бруйко.

В качестве конкретного примера Бруйко рассказал, как компании экономят на охране строительной площадки. «Простое сокращение числа сторожей на объекте строительства может принести ощутимую выгоду. Пультовая охрана их спокойно заменит. Стоит пультовая охрана все равно меньше, чем расходы на зарплату охранников, а реагируют на вторжение злоумышленников на объект милиционеры все равно быстрее и лучше», - подчеркнул собеседник агентства.

Еще один реальный пример экономии в кризис — переход на современные технологии при проектировании. «Мы, например, привлекаем к работе проектировщиков в области технологий информационного моделирования в строительстве, а также моделирования для повышения производительности в проектировании зданий и строительстве в режиме реального времени», - рассказал Бруйко, добавив, что программы включают в себя создание геометрии, пространственных соотношений, учет географических особенностей, а также количество и свойства строительных материалов на каждый заданный объект. Это позволяет компании оптимизировать расходы на дорогостоящие материалы, подчеркнул собеседник агентства.

К покупателю прислушались

Еще одна тенденция, о которой говорят эксперты рынка — застройщики, наконец, начали прислушиваться к запросам покупателя. Это произошло сразу после того, как рынок перешел от «рынка продавца» в «рынок покупателя». По мнению аналитика по недвижимости «Партнер-риэлти» Бориса Дровалева (Краснодар), если раньше покупатели были готовы приобретать квартиры в отдаленных микрорайонах города, практически необеспеченных инфраструктурой, сейчас ситуация изменилась. «Есть выбор, а люди голосуют рублем. Поэтому строить в полях, как это было в Краснодаре еще несколько лет назад, обещая всю социальную инфраструктуру только в будущем, уже никто не будет. Более того, сейчас застройщики думают, как подстроить уже возводимое жилье под потребности потребителей — изменить планировку, отделку, более эффективно использовать пространство и т.д.», - рассказал Дровалев.

При этом, по его словам, в ближайшей перспективе строители вновь вернутся от массовой застройки в полях к точечной, но ближе к центру города и к инфраструктуре. «Например, в Краснодаре уже сейчас пристальное внимание девелоперы обращают на бывшие промзоны в городской черте. По сути промышленность отсюда давно ушла. Остались склады, но доступ к ним из-за загруженности города сильно ограничен. Поэтому владельцы продают свои участки, а девелоперы их покупают», - рассказал эксперт, добавив, что уже несколько подобных проектов удачно стартовали в бывших промзонах в районе улиц Тургенева, Гаражной, Аэродромной и др. Кроме того, по мнению аналитика, также пристальное внимание застройщиков уже привлекла ул.Уральская.

Застройщики начали более живо реагировать и на такие потребности покупателей, как, например, вид отделки и предоставлять больший выбор. «В мае этого года у нас появился новый пакет приобретения квартир в доме класса "комфорт" как с "предчистовой" отделкой, так и с отделкой "под ключ"», - рассказала директор по развитию «Бауинвест» (Краснодар) Екатерина Мирошниченко, добавив, что новый пакет был выведен на рынок именно исходя из запросов покупателей.

Подушка безопасности

В целом же практически все участники рынка сошлись во мнении, что очередной кризис продемонстрировал необходимость всегда иметь «подушку безопасности». «Каждый кризис непредсказуем и проявляется по разному, хотя конечно есть общие черты — снижение покупательной способности, снижение ликвидности. В целом надо быть готовым к таким вещам», - отметил генеральный директор ГК "Неометрия" Борис Юнанов. По его мнению, привлекать проектное финансирование в кризис уже поздно, это надо делать раньше. «Ты можешь взять кредит, можешь не брать, но когда у тебя есть проектное финансирование - ты застрахован от резкого падения спроса», - уверен эксперт.