Перейти к основному контенту
Ростов-на-Дону ,  
0 

Ирина Ровер — об искусстве на стенах, компромиссах и арт-нацизме

Ирина Ровер является куратором художественной галереи «Ростов» с 2018 года. По первому образованию — инженер-технолог. Дополнительно изучала галерейное дело в институте арт-бизнеса и антиквариата.
Фото: РБК Ростов / Виктория Некрасова
Фото: РБК Ростов / Виктория Некрасова

Со 2 апреля в галерее «Ростов» стартует арт-проект «Ничего страшного», который будет посвящен уличному искусству. Он будет включать в себя арт-резиденцию, в рамках которой 10 уличных художников со всей России распишут стены галереи, выставку, работы для которой подготовит ряд авторов, а также конференцию, в ходе которой планируют обсудить проблемы современного уличного искусства.
 

— За счет чего проходит финансирование проекта?

— Арт-менеджер галереи «Ростов» Мария Лаэда получила грант в размере 1,2 млн рублей от Росмолодежи. Помимо этих средств, есть помощь спонсоров, в число которых входят народный маркетплейс «Али Экспресс», ростовский торговый центр «Мегамаг», отель «Меркур», который селит наших художников, производитель краски «Артон», который выделил нам материалы.

— Суммы, которую вы получили в качестве гранта, достаточно для проведения полноценного арт-фестиваля?

— Конечно, нет. Этих денег все же маловато. Современному Ростову нужен фестиваль, который гораздо шире понятия «нарисовали и разошлись». Нужно озаботиться фотоотчетами, ведением соцсетей, работой видеографов, нужно привезти художников, обеспечить им проживание и питание. Например, подобный фестиваль, который проходит в Нижнем Новгороде, обходится в 3,5 млн рублей. За эти деньги уже можно показывать совсем другой уровень, украшать город.

— В том случае, когда участники фестиваля работают непосредственно на стенах домов в городе, наверняка необходимо согласование с властями. Как это организовано в Ростове?

— Согласование, конечно, нужно, но в Ростове до сих пор нет доступной художнику схемы легального нанесения рисунков на стены. Чаще всего есть какое-то условное согласие, которое получает художник, если он хочет расписать какую-то стену. Любопытно узнать, на основании каких документов, например, разрисованы стены на ул. Пушкинской или здание Ростовской консерватории.

В рамках конференции мы хотим поднять вопрос о документальной стороне работы уличных художников. Необходимо выяснить, какой пакет документов и кому они должны подавать, чтобы иметь законное право работать на стене дома.

— Галерея «Ростов» не первый раз работает с уличными художниками. Почему вы решили освещать это направление современного искусства?

— Мне кажется, что уличное искусство — это самое современное из аналогового искусства, что сейчас есть. Оно занимается буквальной фиксацией действительности, ловит то, что мы чувствуем здесь и сейчас. Пандемия показала нам, насколько ограничены физические площадки, условные галереи. Они нас уже сдерживают. Искусство может быть и на заборах, и на стенах. По сути, весь мир может быть площадкой уличного искусства.

Без религии, политики и секса

— Если говорить о финансовой составляющей работы галереи «Ростов», на чем она основана?

— Основной источник финансирования работы галереи — это сеть «Галерея времени» и ее собственник Сергей Гайдук. На нем выдача зарплаты сотрудникам и оплата счетов за коммунальные услуги. В общей сложности выходит около 100 тыс. рублей в месяц. Помещение, в котором мы находимся, принадлежит «Галерее времени». По предварительным подсчетам, оно могло бы приносить компании около 200 тыс. рублей в месяц в случае сдачи в аренду.

При этом я постоянно думаю о том, где взять деньги на новые проекты. Нам всегда нужны гранты, спонсоры. Их средства идут не на условную оплату электроэнергии, а именно на создание проектов.

— Сколько стоит провести одну выставку в галерее?

— Одна выставка местного художника, у которого есть готовые оформленные работы, обходится в 10-15 тыс. рублей. Средства идут на мелкие ремонтные работы, развес произведений, оплату технического персонала, полиграфию. Расходы тоже берет на себя галерея «Ростов». Мы не берем деньги с художников.

Фото: Художественная галерея "Ростов"
Фото: Художественная галерея "Ростов"
Фото: Художественная галерея "Ростов"
Фото: Художественная галерея "Ростов"
Фото: Художественная галерея "Ростов"
Фото: Художественная галерея "Ростов"
Фото: Художественная галерея "Ростов"
Фото: Художественная галерея "Ростов"
Фото: Художественная галерея "Ростов"
Фото: Художественная галерея "Ростов"
Фото: Художественная галерея "Ростов"
Фото: Художественная галерея "Ростов"
Фото: Художественная галерея "Ростов"
Фото: Художественная галерея "Ростов"
Фото: Художественная галерея "Ростов"
Фото: Художественная галерея "Ростов"
Фото: Художественная галерея "Ростов"
Фото: Художественная галерея "Ростов"

— В этом случае наверняка возникает вопрос отбора авторов, которые выставляются в галерее. Как это происходит?

— Попасть в галерею «Ростов» художники могут двумя способами. В первом случае мы сами следим за автором, его работой. Если он нам нравится, если мы видим потенциал, мы просим его выставиться у нас. Во втором случае сам художник присылает свое портфолио на нашу электронную почту, мы смотрим, интересно ли это.

— Грантовая система — это зачастую получение денег от государства. Вы готовы к тому, что вам придется идти на какие-то компромиссные условия, не затрагивать резонансные темы?

— Всегда есть риск, что тот, кто дает деньги, будет ставить условия. Для того, чтобы не создавать каких-то провокационных ситуаций, мы не работаем с религиозными, политическими и сексуальными темами. У меня нет на это моральных и внутренних возможностей. Я не хочу затрагивать эти темы. Более того, полно людей, которые хотят заниматься организацией мероприятий подобной направленности и делают это.

— Если бы в галерею пришел спонсор, который бы принес большую сумму денег, смогли бы вы ради этого поступиться принципами?

— Если деньги будут предлагать за то, что не совпадает с моей позицией, совершенно точно нет. Условно, для меня Ростов — не город про раков и казаков. Даже за деньги я не смогу хорошо организовать подобную выставку. Будет полный провал. Это будет неправильно по отношению к чужим деньгам.

Город не про еду

— По вашим ощущениям, насколько сейчас велик интерес к современному искусству в Ростове?

— Конечно, он есть. Мы все понимаем, что современное искусство — это фиксация действительности. Его можно отрицать, его можно не понимать, но оно существует, не считаясь с нашим мнением и нашими взглядами.

Говоря о галерее «Ростов», я не хочу ограничиваться только современным искусством. Я считаю, нельзя говорить, что современное искусство это хорошо, а классический реализм это плохо. Это как заниматься арт-нацизмом, быть эдаким гитлером от искусства. Нельзя говорить, что с чем-то ты работаешь, а с чем-то — нет. Что в этом случае делать с теми, кто хочет видеть классику? Мы их вычеркиваем?

Я люблю делать выставки классических пейзажей донского края. Стараюсь делать их в галерее «Ростов» раз в год. В наш город приезжают туристы, которые хотят видеть донской край. Более того, ростовчане тоже хотят видеть не один совриск. Это даже можно воспринимать как часть патриотизма. С чем я точно не очень люблю работать, это с фотовыставками. Сейчас это сложно, потому что каждый первый у нас мамкин фотограф.

В целом можно сказать, что в Ростове есть спрос на искусство. К нам идут как любители, так и случайные люди. У нас есть много постоянных гостей, например, молодой мужчина, который на каждую выставку приходит несколько раз, и каждый раз — с разными девушками. За три года многие наши гости стали нашими друзьями и некоторые, благодаря галерее, стали коллекционерами.

— Были ли у вас провальные выставки?

— Такие выставки были. Чаще всего это происходит в том случае, когда мы не совпадаем с художником. Несовпадения могут быть, например, по развесу или по подбору материала. Однажды мы договорились выставить определенное количество работ, а художник привез больше, настоял на том, что выставить нужно их все, и зал превратился в какофонию цвета. Мне было очень стыдно перед собой и нашими гостям.

— Авторы, которые выставляются в галерее «Ростов», наверняка заинтересованы в том, чтобы продавать свои работы. Насколько ростовчане готовы их покупать?

— У нас на выставках покупают очень мало работ. Если кто-то хочет приобрести картину, чаще мы направляем его сразу к художнику. Вообще Ростов — это, к сожалению, город не про арт-рынок, тут этого нет. Все же у нас принято больше ходить в бары и рестораны, чем покупать искусство.

— На ваш взгляд, с чем это связано?

— Нет моды на покупку произведений искусства, нет традиции. Я думаю, что чем больше будет выставочных залов, фестивалей, музеев, тем выше будет интерес к искусству. Их точно должно быть не меньше, чем баров.Сейчас очень популярна мысль о том, что Ростов — это город про еду. Но если мы город исключительно про еду, это значит, что мы аграрное общество в первобытно-общинном строе. Если мы хотим быть привлекательны для туристов, нужно стать городом про искусство. Тогда администрации не нужно будет платить блогерам, чтобы они приезжали в Ростов и писали о нем. «Хлеб и зрелища» это двигатель туризма. Нужно давать инфоповоды, и люди поедут сами.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Все новости Ростов-на-Дону
Американца осудили за помощь в обходе санкций против украинского олигарха Общество, 00:08
ПВО уничтожила четыре беспилотника над Курской областью Политика, 00:06
Русское звено и «волшебный сезон». Как россияне переписали историю НХЛ Спорт, 00:00
Аэропорт Владикавказа закрыли на полчаса из-за ямы после удара молнии Общество, 19 апр, 23:56
МВД Эстонии призвало православные приходы выйти из подчинения Москвы Общество, 19 апр, 23:52
В Брянской области при падении дрона загорелся энергообъект Политика, 19 апр, 23:46
В Курской области сработала система ПВО Политика, 19 апр, 23:40
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
В Липецкой области объявили об угрозе атаки дронов Политика, 19 апр, 23:21
В Сумах прогремели взрывы Политика, 19 апр, 23:12
Студенты трех донских вузов стали участниками Школы атомных коммуникаций Ростов-на-Дону, 19 апр, 23:04 
Над Белгородской областью сбили три дрона Политика, 19 апр, 22:58
Посольство России заявило об эрозии послевоенного примирения в Германии Политика, 19 апр, 22:55
Представитель Успенской опроверг информацию о плохом самочувствии Общество, 19 апр, 22:48
Корреспондент «Известий» погиб в зоне военной операции Политика, 19 апр, 22:39