Перейти к основному контенту
PROВино⁠,
0
Эксклюзив

Саркисян: число винодельческих КФХ в России продолжит расти в 2025 г.

Саркисян: в России необходимо около 200 тыс. виноградников для производства вина
Артур Саркисян — о перспективах и преградах отечественного виноделия, квоте на российское вино и развитии энотуризма
Фото: Михаил Гребенщиков/РБК
Фото: Михаил Гребенщиков/РБК

Отечественное виноделие за последние 10 лет совершило резкий рывок и добилось результатов, для которых другим странам потребовались долгие годы. В России ежегодно увеличивается объем поддержки отрасли виноградарства и виноделия, выводятся уникальные отечественные сорта, растет потребительский интерес и активно формируется культура потребления вина. О текущем состоянии отрасли виноделия в России, 20% квоте для отечественного вина в меню ресторанов и на полках торговых сетей и развитии агротуризма на винодельнях в интервью РБК Краснодар рассказал глава Союза сомелье и экспертов России Артур Саркисян.

Потребитель стал культурнее

— Как изменились вкусы потребителей и отношение к российскому вину за последние годы? Какие винные тренды 2025 года вы можете выделить?

— Восприятие вина у потребителя сильно поменялось — от сладких и полусладких вин к сухим. Мы также видим рост белых и игристых вин, который связан и со сменой поколений, и с тем, что все чаще вино предпочитают именно женщины. Люди стали реже употреблять сложные и концентрированные вина, которые требуют гастрономического сопровождения, и хотят пить легкое вино с простым понятным вкусом и невысоким уровнем алкоголя.

Тренд белых игристых и розовых вин после 2021 года в России сильно вырос. Год выдался сложным для российского виноделия: красный виноград был, но во многих регионах он не вызрел для производства серьезных красных вин. Фактически вынужденно многие виноделы начали создавать розовое вино из разных сортов винограда и неожиданно открыли для себя, что людям это нравится.

Россия считается страной белого винограда — у нас прохладнее, чем в других республиках бывшего СССР, где сажали больше красных сортов. Последние годы виноградарям говорили: дайте нам больше «каберне совиньон». Все сажали красные сорта, но оказалось, что «рислинг» теперь за 1 кг в сезон стоит дороже «каберне», и многие снова обратились к белым сортам.

Кроме этого, новым трендом становится производство вина в регионах центральной России. Мы видим, что вина стали появляться в Воронеже, Самарской области, Подмосковье. Виноделы проводят много экспериментов, подбирают оптимальные сорта для разных климатических зон. Мы вспомнили наследие селекции советских времен — сортов, которые меньше страдают от холодов и меньше подвержены болезням.

Российский потребитель сегодня стал более просвещенным, изучает регионы и сорта, узнает виноделов. Сегодня попробовал одно вино — понравилось, завтра другое из того же сорта — не очень, и начинает думать: «А что именно не нравится?» Многие даже заводят блоги и делятся своей винной рефлексией. И несмотря на то, что в стране информация о вине почти под запретом, этот вакуум постепенно заполняется благодаря энтузиастам.

Разумеется, во всем нужна мера. Чрезмерное потребление вина, как и других продуктов, может быть вредно, но мы говорим не о пропаганде, а о культуре, об осмысленном потреблении. Вино — это и культура, и гастрономия, и дух региона, история и люди.

Нужно больше винограда

— Впервые за несколько лет показатели розничных продаж вина в России за I квартал 2025 года оказались ниже, чем в прошлые годы. Кроме того, многие игроки отрасли начали заявлять о нехватке отечественного вина для продажи. Так ли это на самом деле? Что вы думаете о сложившейся на сегодня ситуации на рынке вина?

— Если взять мировую историю, то потребление серьезно уменьшилось. Это, с одной стороны, вопрос вкуса и восприятия, с другой — люди, которым совсем неинтересно вино, переходят либо на крепкий алкоголь, либо на коктейли, либо ищут замену вину в безалкогольных или малоалкогольных аналогах. Я думаю, что дело в том, что многим не очень нравится состояние опьянения. Я могу понять этих людей, потому что много лет практически не пью, но винной культуры и открытий это не отменяет.

В России ситуация несколько другая. Можно приводить много разной статистики и мнений, но я вижу, что потребление вина в стране все равно растет, в особенности отечественного вина, и даже виноделы не всегда успевают за этим ростом. Как ни странно, в РФ не хватает премиального вина, многих популярных вин от известных виноделов просто не достать.

Что касается того, чтобы полностью заменить импорт, я пока не вижу в этом целесообразности. Нужно еще поработать для этого. Виноградников для производства вина нам нужно около 200 тыс. га и порядка 55 тыс. га для производства дистиллятов.

В стране есть крупные компании, они обеспечивают крупные сети, и на полках стало заметно больше российского вина. Объемы импорта сокращаются, некоторые виноторговые компании сегодня уменьшили портфели закупки практически на 50% из-за сложностей перевода денег, логистики, которая удорожает продукт, а также ставок пошлин. Импортные вина с ценой в 2 евро за бутылку в Европе будут стоить около 1,5-2 тыс. руб. у нас на полке, и уже не каждый может себе это позволить. Да и по качеству это вино вряд ли будет стоить своих денег.

Массовые вина есть, но рестораны не хотят работать с реализуемой в супермаркетах продукцией. Это серьезная проблема, и она каждый год назревает все больше. Вопрос заключается в подходе дистрибьюторов, работающих так же, как они привыкли работать раньше, то есть не подстраиваясь под меняющиеся факторы и условия.

Отсюда идет непонимание рынка в целом и стоимости той или иной бутылки вина, чтобы потребитель мог реально оценить его. Другая проблема — это переоценка своих возможностей начинающими производителями, которые, еще не имея имени и репутации, выходят на рынок с серьезным ценником, не совсем соответствующим тому, что мы наблюдаем в бокале.

Отсутствие российского вина — дурной тон

— В марте 2025 года Минсельхоз РФ поддержал идею обязать магазины и рестораны включить отечественные вина в свой ассортимент, закрепив долю в 20%. Во многих торговых сетях показатель уже превышает установленный процент. А как рестораны реагируют на введение такой квоты?

— Ресторанам сегодня несложно выбрать 20-30 качественных российских брендов и внести в винную карту, но они не хотят, так как хорошего вина не так много в количестве. Кроме этого, многие из них, как я уже сказал, гости ресторанов видят в ритейле.

Здесь важно учитывать это «перетягивание одеяла» между HoReCa* и торговыми сетями. Я не понимаю виноделов, которые выпускают, условно говоря, 3-4 бочки вина и пытаются встать в супермаркет на полку. У нас сегодня потребитель умеет находить, сколько стоит тот или иной товар, и неправильная политика реализации вин, где и как ты их продаешь, приводит к тому, что рынок очень нестабилен. Во всем нужна определенная эксклюзивность, должен быть четко разбит и разделен сегмент.

Еще проблема в том, что производители не всегда могут реализовывать напрямую свои вина. Вы хотите поставлять вино в сеть, и она его много продает. Вы готовы два раза в месяц поставлять в распределительный центр 1-2 коробки вина? Это может делать дистрибьютор, но он не хочет быть просто логистом и делает высокую цену, что приводит к уменьшению продаж и зависанию денег. Задача производителей — быстрее получить деньги на содержание предприятий, и все они сегодня в непонимании, куда идти? «Вина вроде не хватает, но у меня никто его не берет или берет, но оно не продается. Кто виноват и что делать?».

— А как вы оцениваете этот законопроект?

— Квота в 20% на долю отечественного вина — хорошая инициатива. Но, на мой взгляд, не хватает большого инструмента со стороны государства для того, чтобы вкладывать деньги не только в виноградарство и виноделие, но и в продвижение и поддержку конечного продукта.

Раньше для включения отечественного вина в карту нужно было каким-то образом договариваться с сомелье и ресторанами, и если кто-то их и ставил, то в самом конце винной карты. Популяризация российского вина становилась ярче, стали появляться хорошие вина, но все же часть ресторанов еще относилась к ним скептически.

Отечественное виноделие продолжало стремительно развиваться, и сейчас ситуация уже абсолютно другая. Вся эта история привела к тому, что если раньше над тобой смеялись и говорили: «Зачем ты поставил российское вино карту?», то сейчас если в карте нет отечественного вина, это дурной тон.

Когда мы говорим о доле в 20%, эти вина можно легко найти, но здесь должно быть регулирование политики внутри отрасли. Наша страна сделала резкий рывок, ни одна страна в мире никогда не могла добиться такого результата. Качество российского вина на сегодняшний день уже схоже с мировыми образцами.

Создать историю вокруг вина

— За последние годы в России энотуризм начал активно набирать обороты и привлекать все большее количество путешественников. Как сегодня в стране, в частности на Юге, развивается данное направление?

— Важную роль в развитии энотуризма играет качество вина. Вокруг хорошего вина всегда будет появляться большое количество людей, которые захотят попасть на винодельню. С точки зрения развития мы видим, что если раньше сами виноделы могли принять небольшое число туристов, то сейчас с развитием инфраструктуры ситуация меняется.

Пять лет назад, когда люди из-за карантина не могли выехать за границу, они поехали в Крым и на Кубань, узнали о российских винодельнях, спрос стал расти. Появились дегустационные залы и экскурсии по винодельням. Сегодня нужен не просто турист, который «ехал мимо», нужен гид, который будет регулярно собирать и привозить группы.

Мы видим на винодельнях нехватку гостиниц и развитого агротуризма, например, как в Италии, когда на маленьких хозяйствах находятся свои рестораны, отели, кухня, локальные продукты. Простыми словами, нужен формат, где турист получает сервис хорошего уровня, но у каждого места имеется своя изюминка.

В России сегодня есть госпрограмма «Агротуризм» по предоставлению грантов, где часть денег на проект выделяет государство, а часть денег вкладывает сам предприниматель. Со стороны винодела важно правильно объяснить, что планируется создать на той или иной территории. В южных регионах есть производители, которые получили эти деньги, и они действительно воплощают заявленную идею.

Создание инфраструктуры при винодельнях происходит, но очень медленно. Однако это временные сложности, так как мы видим реальное развитие: то, что было 10 лет назад, и то, что достигнуто на сегодня, — это небо и земля.

— А как сегодня в России развиваются маленькие фермерские винодельни и хозяйства? Как молодым талантам заявить о себе, привлечь туристов и продвинуть свой продукт?

— У маленьких хозяйств есть виноград и винодельни, и по сравнению с 2012-2013 годами уровень их вин вырос. И все же сегодня еще встречаются виноделы, которые из-за нехватки опыта и знаний делают не очень качественные вина.

Многие из вин неплохи непосредственно на самих винодельнях, но, как только ты их увозишь, в вине происходят не очень правильные процессы, особенно в тех, которые любят называть «натуральными». Неумение делать вино приводит к тому, оно окисляется и начинает бродить при перевозке. Часто вина мелких производителей очень нестабильные, поэтому они хорошо подходят для агротуризма, когда ты приехал и на месте попробовал домашнее вино.

Если говорить о потенциале регионов для фермерских вин, мне нравится Крым, Севастополь. Там есть несколько винных кластеров, где ты можешь произвести свое вино, не вкладываясь на первых порах в свою винодельню. Сегодня там порядка трех-пяти «винных кампусов», в каждом где-то по 10-15 маленьких производителей, и у каждого из них свой стиль.

Безусловно, появление крестьянско-фермерских хозяйств — это очень хорошо, их становится больше, и я уверен, что в 2025 году их будет еще больше. Их главная задача — научиться делать стабильное вина, которое сможет выстоять транспортировку и перепады температур, вино, у которого будет свой стиль. Я думаю, количество будет переходить в качество.

Другие материалы читайте в свежем выпуске журнала РБК+Юг и Северный Кавказ

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Ростов. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 16:54
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 16:54
Все новости Ростов-на-Дону
Как выбрать элитную недвижимость для инвестиций Недвижимость, 17:05
Умер фотограф Мартин Парр, снявший открытие первого McDonald's в Москве Общество, 17:01
Главный тренер махачкалинского «Динамо» подал в отставку после проигрыша Спорт, 16:55
Расслабленная жизнь как на курорте: каким будет квартал Dream Riva РБК и Dream Riva, 16:55
Новая Третьяковка возобновила работу Общество, 16:55
Как меняется автомобильный рынок России Отрасли, 16:52
Почему бизнес выбирает агентские схемы для международных платежей Радио, 16:46
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Титан и «король титана»: чем вошел в историю Фрэнк Гери Стиль, 16:42
Зачем компаниям мотивация: анализ российского рынка Тренды, 16:41
Налоговая служба закрыла одну из компаний Филиппа Киркорова Общество, 16:37
Как устроена экономика Ирана РБК и РЭЦ, 16:37
Гусев повторил рекорд КХЛ в победном матче «Динамо» с «Трактором» Спорт, 16:37
Президент Чехии не исключил, что НАТО придется сбивать дроны над Европой Политика, 16:26
Как учитывать ключевую ставку при инвестировании РБК и ПСБ, 16:26