Перейти к основному контенту
Ростов-на-Дону ,  
0 

Михаил Плужников: Ростовский фитнес-рынок – игра «вдолгую»

Основной потенциал фитнес-индустрии сегодня сосредоточен в городах-миллионниках, в том числе Ростове-на-Дону, рассказал РБК Юг управляющий партнер сетей World Class, «ФизКульт» и Fitron Михаил Плужников.
Фото: предоставлено компанией
Фото: предоставлено компанией

Основной потенциал фитнес-индустрии сегодня сосредоточен в городах-миллионниках, в том числе Ростове-на-Дону, рассказал РБК Юг управляющий партнер сетей World Class, «ФизКульт» и Fitron Михаил Плужников.

Два вместо одного

В январе 2017г. в донской столице открылся первый фитнес-центр новой ростовской сети Fitron. Первоначально открывать в этом году еще один клуб в центральной части города команда Михаила Плужникова не планировала. Проект Fitron должен был стартовать в одном из «спальных районов» – Северном жилом массиве. Но летом 2016-го в Ростове прекратил работу фитнес-клуб федеральной сети Orange Fitness. Собственник площадки вышел с предложением на компанию Михаила Плужникова, которая занимается развитием клубов World Class и «ФизКульт» в Ростове. В итоге было решено открывать два клуба Fitron: на площадке бывшего Orange – в начале 2017г., на Северном – как и планировалось, в середине года.

Первый фитнес-клуб Fitron площадью 4 тыс. кв. м с тренажерным залом в 1,2 тыс. «квадратов» открылся 25 января. Объем инвестиций в проект составил 40 млн руб. Запуск второго объекта со сходными параметрами и объемом вложений в 50 млн руб. планируется в мае-июне 2017. Срок окупаемости обоих клубов оценивается в 5-6 лет.


Создатели нового бренда определяют его формат как «премиум-лайт». В ценовом сегменте он должен занять промежуточную позицию между World Class (премиум-сегмент) и более массовым «ФизКультом».

Михаил Плужников: – Когда разрабатывался этот бренд, мы сформировали творческую группу, которая работала в Ростове, Санкт-Петербурге и Лондоне. Идея «недешевого» спортивного фитнеса во многом пришла именно из британской столицы. Своего рода прототипом можно считать сеть Reebook, только с учетом российских и ростовских особенностей.

Из российских сетей к нам ближе всего, наверное, питерская сеть Sportlife – это тоже большие клубы, в которых много оборудования и много места. Это фитнес, в первую очередь, с акцентом на спортивный результат, на аудиторию примерно 25-40 лет – это люди, уже вовлеченные в спортивную субкультуру и готовые вовлекать в нее других, такие «локомотивы» в своих сообществах. Именно на такую аудиторию мы рассчитываем. И в Ростове их много – больше, чем, например, в регионах Центральной России.

В настоящее время эксперты прогнозируют поступательный рост федерального рынка фитнес-услуг: в 2016г. его объем вырос на 5-6%, в в 2017г. рост ожидается на уровне 7-8%. Объем ростовского рынка сейчас оценивается в 1-1,2 млрд руб. (по России в целом, по версии «РБК Исследования рынков», не менее 101,4 млрд руб). Проникновение фитнес-услуг составляет 6-7% (в среднем по России – 3,3,5%, в Москве – 11%, в Санкт-Петербурге – 9-10%). При этом уже в течение 2017-2018гг. этот показатель в донской столице может вырасти до 8-9%.


М.П. – В первую очередь, в планах – освоение и развитие именно ростовского рынка. Это город-миллионник с богатыми культурными и спортивными традициями, с определенными потребительскими особенностями, и это всегда интересно. Именно в таких городах-миллионниках сегодня сосредоточен основной потенциал российского фитнес-рынка. И рост здесь будет выше, чем в столицах – хотя бы потому, что Москва и Питер уже более или менее освоены.

Высокие технологии и «фитнес у дома»

Сейчас на ростовском фитнес-рынке работают несколько крупных игроков. Помимо крупнейшей в России сети World Class в донской столице представлены федеральные бренды CityFitness, Х-Fit, PRO-fitnes, Alex-Fitnes и другие. Не отстают и местные сети – например, «Спорт-сити», «Арбат-фитнес», Prime. При этом, по мнению Михаила Плужникова, рынок все еще находится в стадии формирования.

М.П.: – Сейчас лицо рынка определяется действиями наиболее активных игроков. И в Ростове есть сильные профессиональные команды, которые готовы не только быть проводниками основных мировых трендов, но и сами определять новые тренды – не вслепую, а на основе знания глобальных тенденций и особенностей местной аудитории.

При этом я не могу назвать этот рынок насыщенным. Например, если бы в Ростов зашел активный, продвинутый, агрессивный игрок в формате low cost, то возможно, рынок, пошел бы по этому пути. Но для нас, например, наиболее перспективные сегменты – это «бизнес», «бизнес плюс» и «премиум». И мы активно будем работать именно в этом направлении, идти ниже не планируем как минимум в ближайшие 3-4 года.

Дело в том, что эконом-сегмент намного более сложен с точки зрения как бизнеса-показателей, так и фитнес-технологий. Чем ниже покупательная способность целевой аудитории, тем сложнее добиться приемлемой маржинальности. С точки зрения технологий сложность в том, чтобы при снижении стоимости не слишком потерять в качестве. Надо учитывать, что в клубах, которые будут стоить по 10-12 тыс. руб. в год, требования к качеству тоже будут достаточно высокими. Тем более в Ростове. В этом, кстати, одна из особенностей местного менталитета – здесь очень важен мотив социального престижа. Для потребителя имеет значение, как то или иное заведение котируется в его круге общения, как оно оценивается в тех же соцсетях. Причем, если в Москве и Питере это относится, скорее, к категории премиальных клубов, то в Ростове это актуально на уровне «преимум-лайт», «бизнес» и даже более низких сегментов.

Всего в Ростове сегодня работает около сотни фитнес-клубов и студий. При этом с большими, высокотехнологичными, «продвинутыми» спортивными центрами вполне успешно соседствуют маленькие клубы-«одиночки».

М.П. – Сейчас есть тренд на небольшие студии — около 200-300 метров, об этом говорят многие мировые и российские эксперты. Так, в 2009-2010 годы был бум танцевальных студий, затем в 2012-2013 годах - студий йоги. Набирают популярность студии функционального тренинга и группы кросс-фита. Думаю, что они довольно долго будут нормально себя чувствовать на рынке и будут работать с приемлемой маржинальностью. Это просто другой формат – с другими ценами, со своей аудиторией. Их нельзя сравнивать с большими клубами – как нельзя сравнивать высококлассный ресторан и уютное кафе у дома. И те, и другие всегда будут востребованы.

«Мы были инопланетянами»

До начала 2000-х сам Михаил работал в сфере, далекой не только от фитнеса, но и вообще от сферы услуг – он был одним из создателей компании «Мидитекс», дистрибьютора текстиля на Юге России. Смена направления деятельности, по его словам, стала совершенно осознанным решением.

М.П. – В 2002 году я понял, что хочу и могу заниматься чем-то еще. Была сформирована небольшая, но творческая команда – мы стали изучать основные бизнес-тенденции, которые могут быть интересны в Ростове. Вскоре нам стало ясно, что в России катастрофически недоразвита индустрия услуг, мы стали искать в этом направлении. И пришли к тому, что одной из самых недооцененных категорий является категория времени – люди хотят жить дольше, активнее, жить более здоровой качественной жизнью. Вначале думали о медицинских услугах – в начале 2000-х был настоящий бум в этой сфере. Но в итоге не пошли в медицину, а выбрали фитнес.

Первый ростовский фитнес-клуб группа Михаила Плужникова открыла в октябре 2004г. – это был World Class Premium на ул.Герасименко. Вложения в проект окупались около восьми лет. Как сегодня говорит Михаил, «пришлось запастись терпением».

М.П. – Конечно, были определенные иллюзии. В день открытия мы были уверены, что выстроится очередь в отдел продаж – это же так классно и при этом совсем недорого! А очередь не выстроилась... И мы поняли, что находимся в самом начале пути. Что, если берешься работать с такими фундаментальными категориями, как образ жизни, как стереотипы поведения, то это очень серьезно и надо настраиваться «играть в долгую». Конечно, для предпринимателей, которые тогда говорили об окупаемости вложений за два-три года, мы были «инопланетянами». Но я действительно фанат фитнеса и фанат этого бизнеса...

В 2006 году мы открыли первый «ФизКульт», который для того времени тоже был «прорывным» проектом – по нему в первый год вообще были убытки. Потом постепенно вышли в прибыль. А уже второй такой клуб оказался гораздо успешнее и окупился быстрее. Вообще, после 2010 года изменились тенденции в обществе. Сейчас ЗОЖ - это один из мощных трендов, и думаю, что это очень надолго, скорее всего – навсегда.

Как открыть фитнес-клуб?

Объем инвестиций в открытие фитнес-клуба формата премиум эксперты сегодня оценивают в сумму около 200 млн руб., в клубы формата бизнес – в 80-100 млн рублей, в небольшие фитнес-студии – 5-7 млн руб. (данные «РБК Исследования рынков»). Однако, по мнению Плужникова, достаточный объем вложений – необходимое, но не достаточное условие успеха.

М.П. – Сегодня глобальный тренд в фитнесе – это технологии. А их, конечно же, лучше всего осваивают сетевые компании. Еще одна серьезная проблема – кадры. На самом деле, сегодня в официальном классификаторе профессий в России нет такой специальности, как фитнес-инструктор. Да, есть учебные заведения, факультеты физвоспитания, но они работают в формате еще советской школы. Мы очень уважаем ее, но это все же несколько иные профессиональные стандарты.

В итоге в своей компании мы сформировали фактически институт подготовки и повышения квалификации. Мы находим талантливых, мотивированных молодых и учим их в соответствии со своими требованиями. Это многомесячные программы обучения, во время которых происходит большой «отсев» – остается лишь около 20%, которые затем еще выходят на испытательный срок.

Кроме того, надо очень точно определить свою целевую аудиторию и понять ее потребности. И точно под них сделать проект. Это как пазл собирать – нужно, чтобы все части были на месте и идеально подходили, иначе не сложится.

Одна из особенностей российского фитнес-рынка в том, что пока он не достаточно глубоко сегментирован и дифференцирован. Но это временное явление, я думаю, что уже через несколько лет будут все более узкоспециализированные клубы, «заточенные» на определенную целевую аудиторию – по возрасту, по доходу, по набору-комплексу услуг, по уровню подготовленности, по субкультуре. В конечном итоге точная специализация станет доминирующей. И если ты не будешь четко ориентироваться на аудиторию, если будешь как все, к тебе просто не придут.  И, конечно, надо понимать, что это прежде всего сервисный бизнес – если ты не любишь обслуживать, служить людям, то ничего не получится...

 

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 июля
EUR ЦБ: 93,26 (+0,09)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Курс доллара на 27 июля
USD ЦБ: 85,57 (+0,16)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Все новости Ростов-на-Дону
В Курской области объявили ракетную опасностьПолитика, 02:23
От кентавров до Джеймса Бонда. Самые яркие церемонии открытия ОлимпиадСпорт, 02:19
Как в Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. ФоторепортажСпорт, 02:17
WSJ рассказала, как вице-президент Трампа стал из милитариста пацифистомПолитика, 02:08
Cловакия предложила Киеву «техническое решение» по нефти ЛУКОЙЛаПолитика, 01:57
Минздрав назвал симптомы лихорадки Западного НилаОбщество, 01:32
Китай заявил Японии о критической стадии в отношениях и назвал два путиПолитика, 01:24
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Косатки потопили британскую парусную яхту с тремя людьми на бортуОбщество, 00:54
Церемония открытия Олимпиады завершилась в ПарижеСпорт, 00:50
Церемония открытия Олимпиады завершилась в ПарижеСпорт, 00:50
В Верховной раде предупредили о риске военных остаться без зарплатПолитика, 00:41
В Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. ОнлайнСпорт, 00:33
Огонь Олимпийских игр зажгли на церемонии открытия в ПарижеСпорт, 00:31
ПВО сбили за три часа 21 дрон над Брянской областьюПолитика, 00:18