Игорь Гуськов: «Проблем с доступностью к объектам ЧМ на Дону не будет»
— До чемпионата мира по футболу в Ростове остается полгода. На каком этапе находится сейчас строительство объектов?
— С 2013 года мы осуществляем мониторинг всех работ по подготовке к проведению в регионе чемпионата мира по футболу. В федеральном графике и программе у нас значится 29 мероприятий, на сегодняшний день 13 из них выполнены в полном объеме, еще 8 будут завершены до конца 2017 года, остальные будут реализованы весной будущего года. На май мы запланировали, например, покупку медицинских препаратов и установку временных сооружений рядом со стадионом.
Все это время какие-то объекты строились с опережением графика, по каким-то было небольшое отставание. Но сомнений в том, что мы все сделаем вовремя, сейчас нет.
— С первого дня строительства «Ростов-Арены» в различных СМИ появлялись публикации о том, что стадион строится с нарушениями. Насколько подобные сообщения могут быть верны?
— Почему появляются такие сообщения — это вопрос не ко мне, а к СМИ, которые это публикуют. Они дают жареные факты без ссылок на источники. На сегодняшний день эти заявления являются необоснованными. На всех этапах строительства велся жесткий контроль за выполнением работ, стадион строится в соответствии с проектно-сметной документацией и нет никаких оснований говорить о том, что каким-то требованиям он не соответствует.
За время строительства «Ростов-Арены» было 6 инспекционных визитов представителей ФИФА, кроме того, ведется ежедневный контроль. Стадион будет построен в срок до конца года и будет соответствовать всем нормам.
— После ЧМ-2018 вокруг стадиона планируют создать спортивный кластер. Зачем он нужен городу?
— Изначально губернатором Ростовской области Василием Голубевым была сформулирована задача не просто строить стадион, а создавать современное пространство для того, чтобы жители региона могли заниматься спортом и использовать те объекты, которые строятся сейчас и будут построены в будущем.
Территория кластера станет частью нового Ростова, уровень комфорта которой будет гораздо выше, чем на других территориях. Это определено стандартами. Мы хотим, чтобы у жителей и гостей Ростовской области было желание приходить, приезжать туда и нужно, чтобы все условия для этого были созданы.
— Какие объекты войдут в кластер?
— Кроме футбольного стадиона и существующего гребного канала, который сейчас реконструируют, за счет областного бюджета, будет построен ледовый дворец на 5,5 тыс. мест. Проектно-сметную документацию по нему мы уже подготовили.
Также мы находимся в завершающей стадии переговоров с Газпромом по строительству конно-спортивного комплекса. Место для него уже определено, земельный участок выделен — до конца года мы надеемся решить все вопросы по этому объекту.
На сегодняшний день подтвердил свои намерения по строительству гандбольной арены ростовский бизнесмен Иван Саввиди. Эта площадка станет домашней ареной клуба «Ростов-Дон». Кроме того, появится комплекс для экстремальных видов спорта и база для футбольного клуба «Ростов». Новый стадион будет домашним для команды и логично, что база должна быть рядом.
— Запланировано ли строительство каких-то объектов, кроме спортивных?
— На левом берегу Дона будут построены выставочный и концертный залы. Наряду с пляжной зоной, строительство которой уже ведется, это станет местом рекреации.
— Известно ли, сколько средств планируется вложить в создание кластера? Какова доля Ростовской области?
— Суммарный объем средств пока невозможно назвать, потому что только часть объектов будет построена за счет области, а другая часть — за счет бизнеса. Примерно известен объем вложений только по ледовому дворцу, он составит порядка 1,5 млрд руб. Строительство займет около 2–2,5 лет.
— Когда жители и гости региона смогут увидеть весь кластер?
— Создание этой зоны будет разбиваться на этапы. Первым как раз станет завершение строительства стадиона и реконструкции гребного канала. Ледовый дворец мы начнем строить во второй половине 2018 года, к концу 2020 года он должен быть построен. Примерно 2,5 года необходимо и на строительство гандбольной арены. То есть, можно говорить, что кластер в более-менее сформированном виде появится после 2020 года.
— Спортивный кластер, который планируют создать на левом берегу Дона, планируется сделать аналогом Олимпийского парка в Сочи?
— Это будет что-то близкое по масштабам. Но у нас, в отличие от сочинской истории, левый берег Дона давно сформирован как рекреационная зона. Здесь много кафе, ресторанов, СПА. Тем более, они преобразятся к чемпионату. Будет построено несколько новых объектов.
Разумеется, мы не сможем создать инфраструктуру для горнолыжных видов спорта и гоночную трассу, но в Сочи нет гребного канала, а у нас есть. Думаю, что новые объекты дадут импульс развитию туризма в Ростовской области.
— После проведения Олимпиады 2014 года Сочи столкнулся с нехваткой финансирования для содержания олимпийских объектов. Не грозит ли это Ростову после завершения чемпионата?
— Мы очень аккуратно работаем с бюджетными средствами и не берем на себя непосильную ношу. Пока все наши планы с учетом имеющихся резервов вполне реальны. Например, нам понадобилось дополнительно привлечь около 2 млрд руб. на мероприятия по подготовке к чемпионату и мы смогли выделить эти деньги из бюджета области.
Я уверен, что речь о взятии дополнительных кредитов на обслуживание объектов или увеличение долга региона нам не грозит. Мы действуем в рамках обычного финансового года, не выходя за рамки.
— Несколько раз губернатор Ростовской области говорил о том, что первый матч на «Ростов-Арене» будет проходить 1 ноября 2017 года, однако этого не произошло. В чем причина?
— Действительно, мы нацеливались на 1 ноября, так как все работы, которые зависели от области по стадиону, были выполнены в срок и в полном объеме. «Крокус» (компания-застройщик «Ростов-Арены») также выполнял все работы с опережением графика, но оформление документов ввода объекта потребовало гораздо большего времени, чем бы нам хотелось. Пришлось учесть особенности, прописанные в материалах проверок технадзора и материалы 6-го инспекционного визита ФИФА. Они потребовали внесения корректировок в проектно-сметную документацию.
Сейчас эта работа завершена и сдана на проверку в Главгосэкспертизу. Около месяца необходимо для подготовки заключения экспертов. Эти обстоятельства не позволили раньше срока ввести стадион в эксплуатацию и провести тестовый матч.
— Когда ждать первую игру на новом стадионе?
— Дата первого матча на «Ростов-Арене» зависит не только от Ростовской области. Мы встроены в систему взаимодействия с Российским футбольным союзом, потому что матчи, которые будут проводиться на «Ростов-Арене», должны быть по уровню не ниже премьер-лиги, а календарь лиги зависит от РФС. Кроме того, необходимо согласование с ФИФА, оргкомитетом «Россия-2018».
Предварительно, до чемпионата на «Ростов-Арене» пройдут три матча. Мы надеемся, что это будет 15 и 29 апреля, а также 13 мая. В частности, на 15 апреля будет запланирован матч ФК «Ростов» со «СКА-Хабаровск».
— На левом берегу Дона строится масштабная инфраструктура, но добраться туда на общественном транспорте по-прежнему достаточно сложно. Как решается этот вопрос?
— Действительно, пока сложно добраться, потому что не заработала вся транспортная инфраструктура. Недавно открыли Южный подъезд к Ростову, дорогу, которая позволит уходить на Батайск. До конца не завершены развязки и южный выезд из Ростова на Краснодар и Сочи.
Но после того, как вся эта инфраструктура будет введена в эксплуатацию, значительно улучшится транспортная доступность к левому берегу. Одновременно с этим появятся новые маршруты, пассажиров к стадиону будут возить современные шаттлы.
Во время чемпионата вокруг стадиона будет организована 1,5-километровая пешеходная зона. Поэтому две остановки общественного транспорта разместятся на стороне ТРК «Мегамаг» и со стороны западного подъезда к стадиону. Кроме того, будет запущен маршрут, который свяжет стадион с новым аэропортом «Платов».
— Транспортная доступность нового аэропорта тоже вызывает опасения у жителей Ростова и области. Как будет решен этот вопрос?
— Он решается. Введены в эксплуатацию две дороги к новому аэропорту: дорога протяженностью 2,4 км от трассы М-4 «Дон» и дорога, параллельная М-4 —Северный объезд — протяженностью почти 15 км. Как только они заработают в полную силу, с транспортной доступностью никаких проблем не будет.
Закуплено 20 автобусов, которые будут следовать от Пригородного железнодорожного вокзала и от станции «Сельмаш» в сторону «Платова». Пока более подробно об этом сложно говорить. Подробные маршруты будут накатываться в зависимости от пассажиропотока.
— Что после официального открытия «Платова» будет со старым аэропортом?
— Сейчас есть постановление об открытии «Платова» — оно назначено на 27 ноября 2017 года. С этого времени будут осуществляться рейсы оттуда. А когда юридически будет закрыт старый аэропорт, мы пока не знаем. Вполне возможно, что он сохранится в качестве резервного до конца Чемпионата мира по футболу.
— Решен ли этот вопрос с компанией «Ренова», которая планировала начать строительство жилого комплекса на месте старого аэропорта уже в начале 2018 года?
— Землю на месте старого аэропорта будет осваивать «Ренова». Мы надеемся согласовать все вопросы с компанией в ближайшее время.
— «Платов» часто называют хабом, но насколько новый аэропорт соответствует этому определению?
— Понятие хаб не зависит от емкости аэропорта или от количества пассажиров, которое он принимает. Хаб — это транспортный узел, который позволяет стыковать маршруты по различным направлениям.
У Ростова и «Платова» уникальное географическое положение, которое позволяет быть таким узлом и стыковать рейсы внутренних и международных направлений. Мы рассчитываем, что базовый перевозчик планирует осуществлять рейсы из нового аэропорта по 25 направлениям. Кроме того, свои рейсы будут выполнять и другие авиакомпании. Мы можем быть стыковочным аэропортом на пути самолетов из Европы в Азию и даже частично разгрузить московские аэропорты.
— Помимо основного стадиона, на котором будут проходить игры ЧМ-2018, в Ростовской области готовят несколько тренировочных площадок. Как обстоят дела с ними?
— Сейчас идет подготовка 6 тренировочных площадок и баз команд, 4 из них находятся в Ростове:
«Локомотив», «Труд», «СКА» и «Олимп». Сейчас «Олимп» является действующим стадионом и работы там минимальны, они связаны с вопросами безопасности, организацией входных групп, досмотра болельщиков и благоустройства вокруг стадиона. Также будут подготовлены раздевалки и помещение, в котором будут проходить пресс-конференции с журналистами. Эти работы мы отнесли на следующий год.
Стадион «СКА» находится в собственности Минобороны и реконструируется за счет министерства. Там было отставание 3–4 месяца, сейчас его сократили до 1,5 месяцев. В ходе последнего совещания по подготовке к чемпионату заместитель председателя Правительства РФ Виталий Мутко дал поручение синхронизировать сроки выполнения работ. Поэтому мы думаем, что на этой площадке все работы завершатся до 15 марта.
По стадионам «Локомотив» и «Труд» особых сложностей нет, они будут сданы в марте 2018 года. Газоны там уже засеяны, административно-бытовые комплексы строятся. В принципе, не будет проблем и с площадками в области: азовским и таганрогским стадионами.
— Для чего предназначены эти площадки? Все ли они будут использованы в ходе чемпионата?
— На этих площадках не будет матчей, они готовятся к чемпионату именно в качестве тренировочных баз команд. При этом, мы пока не знаем, какие именно площадки и базы будут использоваться. Определенность появится до конца года. Уже 1 декабря будет проведена жеребьевка, в ходе которой мы узнаем, какие матчи чемпионата пройдут в Ростове и какие команды на них сыграют. После этого команды смогут выбрать себе тренировочные площадки.
— Во время проведения в Ростове чемпионата мира по футболу ожидается приезд большого числа туристов. Ранее СМИ сообщали, что для некоторых групп необходимы будут места в гостиницах уровня не ниже пяти звезд. Единственным в Ростове пятизвездочным отелем мог стать Hyatt, но его сдача сейчас под вопросом. Как область будет выходить из этой ситуации?
— Это не совсем верная информация. Существует заявочная книга РФ по проведению чемпионата мира в 2018 году. В ней прописаны все обязательства, которые имеет Россия как страна, принимающая игры чемпионата. Каждый город и каждый губернатор территории подписывал этот документ. Так вот, в этом документе нет обязательного требования пятизвездочного отеля. Есть требование по наличию отеля категории четыре-пять звезд, а также требование по общему количеству мест в гостиницах, расположенных на расстоянии до 100 км от стадиона «Ростов-Арена».
Сейчас в 12 муниципалитетах на территории донского региона есть 9 тыс мест в гостиницах при минимуме 8,6 тыс. мест. Они уже готовы и у гостиниц, которые их предоставляют, заключено соглашение с Match Accommodation.
Да, нам бы хотелось иметь отель уровня 5 звезд в Ростове к чемпионату. И сейчас правительство делает для этого все возможное, оказывает помощь инвестору. Остается надежда, что Hyatt может быть завершен к чемпионату, но и без него мы уже выполнили все обязательства.
— Ранее собственники компании, которая строит Hyatt, говорили о том, что они предлагали правительству Ростовской области стать соинвестором строительства отеля посредством привлечения «Региональной корпорации развития». Не рассматривалась ли такая возможность?
— Hyatt — это инвестиционный проект, он строится за счет инвестора, поэтому именно инвестор должен заниматься своим проектом. Вступать в споры соинвесторов мы не собираемся, пусть они сами разбираются.
Мы не подписывали никаких договоров, не брали никаких обязательств, поэтому пусть инвесторы выполняют обязательства, которые они взяли на себя. На данный момент мы свои обязательства выполнили, соинвесторы — нет. Мы все еще надеемся, что они их выполнят. Но даже если не выполнят, это никак не повлияет на проведение ЧМ-2018 в Ростовской области.
— На данный момент Hyatt все еще включен в программу подготовки к чемпионату. Грозит ли ему исключение?
— Решение по программе и объектам, которые в нее входят, принимается в Москве. Формально по графику отель должен быть сдан до конца декабря 2017 года. Мы понимаем, что в конце декабря объект не будет введен в эксплуатацию. Будет ли оргкомитет «Россия-2018» принимать какое-то решение по этому проекту, нам не известно. Но, если решение будет, то оно будет принято до конца года.