Перейти к основному контенту
Ростов-на-Дону ,  
0 

Сергей Колганов: «Менее 1% жалоб заемщиков МФО являются обоснованными»

Начальник управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Сергей Колганов рассказал РБК Ростов о нелегальных кредиторах и о том, как обезопасить себя от них
Начальник управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Сергей Колганов
Начальник управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Сергей Колганов

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), во втором квартале 2018 года жители Ростовской области взяли в общей сумме 773,2 млн руб. микрозаймов – это на 9,4% больше, чем во втором квартале прошлого года. При этом средний размер микрозайма в области составляет 10,5 тыс. руб.

Дон ежегодно входит в десятку российских регионов по объемам данного вида кредитования.

— Часто финансовые организации пытаются самостоятельно взыскивать просроченную задолженность. Кто регулирует этот процесс?

— Если мы говорим о финансовых организациях – банках и МФО, то данная деятельность регулируется законом № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности...». Надзором за соблюдением этого закона финансистами занимается Банк России. За исключением одной детали — привлечения микрофинансовых организаций к административной ответственности в рамках кодекса административных правонарушений. Это полномочия Федеральной службы служебных приставов. Предписания же микрофинансовым организациям выдает Банк России.

— Как часто нарушаются права граждан именно во взыскании просроченной задолженности?

— Если говорить о жалобах в абсолютном выражении и о доле действительно обоснованных из них — цифры достаточно незначительные. Например, если мы говорим об МФО, то чуть меньше 1% из всех поступивших жалоб на взыскание задолженности обоснованы, то есть по ним действительно выявлены нарушения.

— С чем связаны остальные обращения?

— Треть жалоб потребителей – вопросы, связанные с разъяснением законодательства. Т.е. когда потребитель не до конца знает или вообще не знает о своих правах в рамках закона.

Кроме того, потребитель может эмоционально воспринимать ситуацию. Например, ему позвонили и сказали о задолженности — человек воспринял это как давление. Позже, когда мы прослушиваем запись разговора, мы понимаем, что давление на него не оказывалось, просто была доведена до сведения информация.

В некоторых случаях действительно есть злоупотребление, когда с сообщением о задолженности звонят большее количество раз, чем разрешено законом, или пишут сообщение не на русском языке, а латиницей, например. В случае выявления подобных нарушений мы проводим работу с организацией.

Есть значительная часть жалоб, в процессе рассмотрения которых выясняется, что заемщику звонят не сами банки или МФО, а коллекторы, либо организации, не включенные в реестр, то есть нелегальные участники рынка.

— Как вы действуете в этом случае?

— Если во время рассмотрения жалобы мы выявляем, что к должнику обращались коллекторы, мы взаимодействуем уже с Федеральной службой судебных приставов. Они осуществляют надзорные мероприятия, привлекают к ответственности нарушителя и т.д.

Мы достаточно тесно работаем с ФССП — чаще всего это касается обсуждения реализации 230-го закона. Служба приставов формирует судебную практику, на основе которой можно базироваться, потому что закон дает ответы не на все вопросы, и нуждается в некоторой доработке. Например, определение термина «оказание психологического давления» в законодательстве отсутствует, соответственно, он формируется в рамках судебной практики.

— Как много на юге России нелегальных коллекторов?

— Сложно сказать, потому что они нелегальные – их учет никто не ведет. Я не думаю, что у юга России есть своя специфика — нелегальные участники финансового рынка не привязаны к какому-то определенному региону. Они существуют там, где есть благодатная почва для их деятельности. Но это компетенция ФССП, и если мы сталкиваемся с такой информацией, то направляем им.

По данным, опубликованным на сайте Федеральной службы судебных приставов, по состоянию на 30 июля 2018 года в России лицензию на осуществление коллекторской деятельности имеют 216 организаций.

— Как при взыскании задолженности отличать МФО от нелегальных кредиторов?

— Гражданин, который получил звонок от взыскателя, должен уточнить, кто с ним общается – представитель какой организации. Желательно вести аудиозапись разговора, чтобы в дальнейшем можно было подтвердить нарушение положений закона, если оно имело место.

Основное правило — необходимо зайти на сайт Банка России в раздел реестра всех финансовых организаций и на сайт службы судебных приставов, где есть реестр профессиональных взыскателей. Все, кто там не указан, по сути, являются нелегальными участниками финансового рынка.

Но самое главное в самом начале, при выборе кредитора, убедиться, что вы имеете дело с настоящей микрофинансовой организацией, а не с мошенниками, которые под нее маскируются. Для этого необходимо проверить на сайте Центрального банка, состоит ли выбранная вами МФО в Государственном реестре.

По данным на 30 июля 2018 года в реестре Центробанка зарегистрировано 2 тыс. 88 микрофинансовых организаций, действующих в России в настоящий момент.

— Есть ли отработанный механизм помощи тем, кто попал к нелегальным кредиторам?

— Во-первых, после выявления нарушения, мы обязательно сообщаем заявителю, что он может обратиться в правоохранительные органы, и ему действительно следует сразу же это сделать. Во-вторых, мы отправляем все материалы приставам, чтобы они провели необходимые надзорные действия. Здесь алгоритм достаточно хорошо отработан.

— На что следует обратить внимание при получении кредита или займа, чтобы обезопасить себя?

— В первую очередь нужно убедиться, что вы не общаетесь с нелегальными кредиторами. Затем необходимо обратить внимание на существенные условия кредита или займа. Выяснить, на какой срок вам его дают, по какой ставке, какие существуют дополнительные условия. В настоящее время закон о потребительском кредите предусматривает период сроком в пять дней, когда можно получить индивидуальные условия по кредиту (займу), прийти домой и внимательно изучить каждый пункт договора.

При этом, если что-то непонятно, можно задать вопрос менеджеру организации либо зайти в Интернет и найти интересующую информацию. На сайте Банка России или на портале Fincult.info можно узнать, какие есть важные аспекты при пользовании финансовыми услугами.

Если же человек уже взял кредит или заем, а после этого столкнулся с какими-то сложностями и не может вернутьдолг, ему в первую очередь нужно обратиться к своему кредитору и постараться найти компромисс, к примеру, реструктурировать заем.

Если не получается, если дело касается имущественных споров, нужно идти в суд. Но сейчас принят закон о финансовом уполномоченном (финансовый омбудсмен) и через какое-то время граждане смогут обращаться к нему за помощью в таких ситуациях.

Федеральный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» был принят в мае 2018 года. Согласно ему, с независимым финансовым уполномоченным обязаны взаимодействовать страховые организации, МФО, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды.

Деятельность финансового управляющего будет касаться в основном рассмотрения «обращений потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Все новости Ростов-на-Дону
Краснов назвал очевидным украинский след в теракте в «Крокусе» Политика, 02:15
Киев объяснил идею отправлять на передовую осужденных за убийство Политика, 02:12
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
ПВО сбила 25 воздушных целей на подлете к Белгороду Политика, 01:42
Тбилиси объяснил закон об иноагентах желанием «не повторить путь Украины» Политика, 01:37
США заблокировали резолюцию о членстве Палестины в ООН Политика, 01:20
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
«Байер» установил рекорд лучших лиг по количеству матчей без поражений Спорт, 01:09
Оператор подтвердил повреждение газопровода в Харьковской области Политика, 00:45
Чистая прибыль Netflix достигла $2,3 млрд. за квартал Бизнес, 00:43
Украина проигнорировала просьбу США об атаках дронов Политика, 00:28
Глава МАГАТЭ обвинил в игнорировании призыва не атаковать Запорожскую АЭС Политика, 00:20
Что нужно знать про выборы в Индии — «крупнейшей демократии мира» Политика, 00:00
МИД предложил разрешить подтверждать аккаунт «Госуслуг» из-за рубежа Технологии и медиа, 00:00