РСТ: Цены на отдых на горнолыжных курортах Юга и Кавказа вырастут на 10%
Туристический рынок Юга России показывает успехи и выросшие показатели по итогам 2023 года. Вместе с тем возросший поток туристов спровоцировал напряжение мощностей отрасли и обнажил ряд недостатков, а уже известные проблемы только обострились. Об итогах года в туристической сфере, текущих проблемах и возможностях, а также о перспективах санаторно-курортного отдыха, в эфире РБК ТВ Юг рассказал вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин.
Оценка состояния туротрасли России и Юга в 2023 году
— В феврале 2023 года вы говорили, что 2022 год был годом восстановления для туротрасли и прогнозировали, что 2023 будет годом развития. Сбылся ли прогноз по вашим наблюдениям, стал ли этот год действительно годом развития для туристической отрасли страны?
— Росстат подтверждает, что динамика увеличения турпотока достаточно высокая. Да, это усредненный показатель, следует уточнить, что в первой половине 2023 года рост был около 12%. В Краснодарском крае турпоток увеличился на 5,8%, но это показатель при 17,4 млн человек. Кавминводы показывают 20% рост. Кисловодск принял 1,12 млн туристов и 680 тыс. экскурсантов, рост почти 29%. В целом, санаторно-курортный комплекс, лечебно-оздоровительные услуги стали гораздо более востребованными. По итогам 2023 года мы не только выйдем на доковидный период, но и немного подрастем — до 70 млн туристов. Поэтому хорошие прогнозы сбываются.
— Неоднократно представителями Российского союза туриндустрии отмечался дефицит средств размещения. Какова в 2023 году ситуация со средствами размещения? Этот дефицит еще вырос и стал критичнее?
— Критичнее он не стал, но спрос опережает предложение. Именно поэтому одним из основных сегментов национального проекта туризма и индустрии гостеприимства, который был принят и утвержден в 2021 году, стало увеличение количества номеров, средств размещения. В 2026 году планируется, что будет более 900 тыс. номеров, причем все они должны быть классифицированы. В 2023 году 8 млрд руб. было выделено на строительство модульных, некапитальных средств размещения в 61 регионе России. В 2024 году на это же направят 9 млрд руб. Да, на высокие даты существует дефицит мест, но назвать его критичным нельзя. Нужно наполнять различного рода услугами разные периоды, разводить эти потоки потребителей, выравнивать, чтобы меньше была сезонность. Тогда и тарифы и цены будут, как говорится, ниже.
— Еще в начале 2023 года вы отмечали, что в России нет бесперспективных регионов для туротрасли, однако, хотелось бы поговорить подробнее о регионах ЮФО и СКФО. Кто в этом году, на ваш взгляд, наиболее полным образом реализовал свой туристический потенциал? Кого можем особенно отметить? Кто, возможно, вас удивил в этом году?
— Сказать, что какие-то регионы проявили себя лучше или хуже нельзя. Разные стартовые возможности, потенциалы абсолютно различные. Крыму было гораздо сложнее. Он, кстати, единственный регион, который снизил объем приема гостей на 20% — с 6,3 млн человек до 5,2 млн. Но он, к тому же, единственный регион, в котором снизилась стоимость отдыха. У каких-то регионов больше туристических проектов. Например, Дагестан будет развивать прибрежный кластер и строить детский центр. Кстати, интересно, что там будет строиться пятизвездочная гостиница с деловым центром. То есть будет создаваться комплексное предложение для туристов. Краснодарский край лидер в целом в России по турпотоку — 18,6 млн человек, из которых 7,6 млн в Сочи. На Кубани сразу 3 проекта: в Абрау-Дюрсо, на Розе хутор и, конечно, «Новая Анапа» — самый крупный проект в перспективе до 25 тыс. номеров. Кабардино-Балкария приняла больше 2 млн гостей, что является показателем хорошего роста. Не говорю о Кавминводах, в которых будет новая особая экономическая зона «Солнечная долина» на 4 тыс. мест. Адыгея тоже отметилась своим проектом горнолыжного курорта.
— А что мы можем сказать о въездном туризме в 2023 году? По вашим данным, как изменилось число иностранцев, которые въезжают в Россию, на юг России с туристическими целями? И откуда приезжают сейчас больше всего? Изменилась ли вот эта структура?
— Въездной туризм самый пострадавший, и он восстанавливается хуже всех. Хотя динамика позитивная. По официальной статистике, за половину 2023 года уже 200 тыс. иностранцев к нам прибыло. На самом же деле гораздо больше. Сегодня мы основную ставку делаем на гостей из Юго-Восточной Азии, и для того есть основания. Из Китая только с 1 августа по 1 октября 2023 года приехало уже более 40 тыс. человек. С КНР в доковидный период 2,5 млн у нас было гостей, 1,3 млн — это безвизовый групповой режим, который с вступил в действие с 1 августа, но он только набирает обороты. Пока по въездному потоку — 90%.
— Как в этом году менялся спрос на отдых в санаториях? Что мы можем сказать по этому поводу?
— Наиболее конкурентоспособный продукт России, безусловно, в ЮФО и СКФО. В целом по стране спрос на санатории вырос на 15%. Люди научились и захотели вкладываться в здоровье. Они поняли, что это тоже тот потенциал, который нужно восполнять, и он иногда дороже недвижимости. Аудитория расширяется и молодеет. Если раньше средний возраст гостей составлял 50-60 лет, то сейчас частые гости — люди 35-40 лет. Сейчас это перспективное направление.
— В Краснодаре, в Ростове-на-Дону, в ряде городов юга России по-прежнему не работают аэропорты. И можно ли сказать, на сколько процентов этот турпоток мог бы быть больше, если бы аэропорты работали? Как сильно этот фактор сказывается на турпотоке?
Закрытие аэропортов сказывается достаточно сильно, хотя компенсационные меры принимаются. Мы видим, что Крыму из-за сложной логистики не удалось компенсировать 33% авиапассажиров. Да, на Кубани и на Дону тоже были потери, но они компенсируются федеральными трассами, железнодорожным транспортом и работающими аэропортами Сочи и Кавминвод. В итоге Крым потерял до трети потенциальных туристов. Кубань и Ростовская область увеличивают турпоток на 5,8-8%, несмотря на закрытие аэропортов.
— Мы недостаточно поговорили о том, как менялась стоимость отдыха в этом году. По словам президента РСТ Ильи Уманского, цены на внутренний туризм выросли более чем на 10% по итогам 2023 года. Произошло повышение цен на туры, дороже стали санатории, размещение в отелях. Можно ли действительно утверждать, что отдых на юге страны стал менее доступным в 2023 году? Видите ли вы в этом проблему?
— Мы понимаем, что цены растут не только на юге и не только в туристической сфере. Мы видим, что цены, тарифы в целом растут, они являются составной частью и турпродукта, и туруслуги. Сказать, что стал недоступным, нельзя. Есть разные способы оптимизации цены отдыха. К сожалению, нет кэшбэка, который в прошлом году нам более 3 млн лишних потребителей привел, в том числе и на юг России. Но считают, что уже достаточно продвинуты наши туристические центры.
Прогноз на зимний туризм в 2024 году
— Что мы можем сказать о турпотоке на горнолыжные курорты юга страны и Северного Кавказа? И каким возможно будет повышение цен на услуги по вашим прогнозам?
— Здесь Юг России, как и в санаторно-курортных услугах, лидер. К тому же, европейские центры более недоступны. Это значит, что востребованность отечественных горнолыжных курортов будет выше. Эльбрус, Архыз и Ведучи приняли на новогодние каникулы более 100 тыс. туристов. Цены на них вследствие увеличение спроса будут расти примерно на 10%.