Максим Ильинов: «Сила Юга ― в бесконечном оптимизме»
История о «Гадком утенке»
― Картина «Любо» ― одна из твоих самых известных работ. Что значит это слово?
― Граней много, как у алмаза-бриллианта. Но самое главное ― это производное от слова «любовь». «Любо, братцы, любо! Любо, братцы, жить!» Это такое настроение, посыл в жизнь ― красота, счастье, радость.
― Почему ты хотел выбросить эту работу?
― Дело в том, что мне хотелось написать картину как посыл XXI веку. Написал, посмотрел, картина меня раздражала физически, я выкинул ее на мусорку. Но холсты дорого стоят, поэтому я решил ее «записать», принес назад домой и убрал за шкаф. И там бы она и стояла, если бы не начался Чемпионат мира по футболу 2018 года и не стали бы приезжать журналисты BBC, Fox News, наши каналы. Они спросили, есть ли какое-то одно слово, символ, которые весь Дон характеризуют. Я достал из-за шкафа «Любо», они сказали: «Классно!»
Картину взяли в фан-зону в Ростове, в парк рядом со стадионом, в аэропорт Платов. У нее началась своя жизнь, она стала одним из символов России. Потом мне позвонили кураторы выставок из парка «Зарядье», который возглавляет Иван Демидов, и «Любо» экспонировали в центре Москвы как одну из ключевых работ десятилетия. Эта история очень похожа на «Гадкого утенка». А сейчас «Любо» на Петербургский международный экономический форум летит.
― Почему ты так быстро откликнулся на нашу просьбу поучаствовать в проекте «Любо инвестициям» к ПМЭФ-2023? По мотивам картины «Любо» ты разработаешь обложку нашего июньского журнала «РБК+ Юг» и сделаешь нам яркие футболки.
― Какой художник не хочет покорить мир? Самое главное ― нам есть что сказать. На форуме в Санкт-Петербурге будут делегаты из самых разных стран, я бы сам не наездился, чтобы просто поговорить, показать им «Любо». А тут они сами приедут, на ловца и зверь бежит: мы берем удочку, крючок, нанизываем на него картину, закидываем и сидим. Двигаться даже не надо никуда, придут и посмотрят. Это удивительный путь встречи, сретенья, его не избежать. Если явно, что надо идти, то мы, казаки, берем и идем, так мы и дошли до Тихого океана с Дона.
Азбука казачьего поп-арта
― Тебя называют создателем казачьего поп-арта. Что означает это понятие?
― Я понимал, что все стереотипы о казаках, о русской культуре связаны с тем, что не хватает визуального художественного алфавита. Стереотипы о казаках зависли на уровне: бутылка самогона, усы наклеенные, конь. Я расширил всю эту историю до алфавитного ряда, из четырех стереотипных букв сделал 33. Я рассказывал о виноделии, донской культуре, православной вере, воинской традиции, архитектуре, национальном костюме, танце, песне. Мне нужен был язык, который можно было бы, прежде всего, тиражировать.
Поп-арт чем замечателен? Он легко векторизуется, легко переносится на любые носители, анимируется, он сам по себе прекрасен. Мне нужно было превратить это в азбуку казачьего поп-арта, чтобы она тиражом вышла и пошла по стране и миру. Мне хотелось, чтобы человек, открывая эту книгу, понимал, кто такие казаки и что такое донская культура. Вот так появился казачий поп-арт.
― В каких проектах ты сейчас участвуешь и где находишь ресурсы для их реализации?
― Сейчас очень много интересного, в том числе и коммерческие проекты. Но пока мы задействованы, как говорят, в деле, но не в доле. Массу вещей мы начинаем делать зачастую без юридических вещей и контрактов, просто потому что нравится и надо ребятам помочь. Вырастает в хорошую компанию ― благодарят. Бывает, не вырастает ― ничего страшного.
Только за тот год, помимо фастфудного проекта «Царь-курник» (он в Москве сейчас активно запускается), мы делали этикетки для вина, работы для кафе и ресторанов. Сейчас мы начинаем с «Цимлянскими винами» сотрудничать, они строят этнокомплекс, его нужно будет оформлять. И люди, которые сейчас подключаются, раньше я их никогда не видел, и для меня это открытие и большая радость.
Художники как «роддома»
― Максим, как ты считаешь, в чем сила Юга?
― У нас, если брать шахматы, блицевое мышление. Мы не расстраиваемся, если что-то потеряли. Мы можем стряхнуть эту «кожу» и пойти дальше. Сила Юга ― в его бесконечном оптимизме, перерождаемости идей, в бесконечном ключе пассионарности, радости, любви, милости. И еще, Юг сам по себе все делает: если на Севере, чтобы согреться, надо что-то найти, то на Юге можно ничего не искать, ты согреешься или тебя согреют.
― Какую роль играет художник в продвижении бренда территории?
― Художники ― это все-таки настоящие «роддома», им не надо ничего продвигать. Здесь, к счастью, начинает подрастать поколение здравомыслящих, любящих эту землю, нормальных маркетологов, рекламщиков. Наше искусство сейчас будет шириться. Художники, главное, пусть «рожают-рожают», но уже есть те, кто будет воплощать это в конкретных бизнес-проектах. Я это фиксирую, это массовое явление уже сейчас начинается. У нас бизнес стал массово обращаться к своим корням.
― Достаточно ли на Юге России площадок, событий, выставок, центров креативных индустрий?
― Нет. Достаточно дров в бане в Сибири, на Юге никогда ничего не достаточно. Потенциал гигантский, нужно все развивать-развивать, потому что сейчас время такое: есть те, кто может рисовать, есть те, кто может это продвинуть. И тогда будет великое возрождение. Сейчас это время конструирования, новые сверхмиры собираются здесь.
Быть голодным до идей
― Ты яркий пример фразы «Где родился, там и пригодился». Как художнику, живущему не в столице, стать популярным, найти свою аудиторию?
― Первым делом, не нужно гнаться за модой. Всем дам совет: если любите свою страну, свой маленький регион, где бы вы ни жили, милостливо и просто расскажите об этом, и люди потянутся. Главный аспект новой экономики ― это любовь. Вся будущая успешная экономика, все успешные страны будут странами любви.
― Говорят, художник должен быть голодным. У тебя многодетная семья, ее надо кормить. Получается ли с помощью творчества решать и эти вопросы?
― Художник должен быть голодным до идей и творчества. Могу сказать так: неработающий айтишник ― это голодный айтишник, даже если это айтишник. Так же и с художником, даже если он гениальный. Все, кто творит и созидает, будут с коркой хлеба.
― Сформулируй правила того, как можно монетизировать творческий проект.
― Универсальный принцип, особенно для Юга, ― это быть честным, быть порядочным в делах и отношениях. Это очень важно. Любая бизнес-модель, любая коммерческая история на это хорошо ложится. Как в пословице: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Когда ты следуешь этому принципу, то автоматом включается, как говорят европейцы, неучтенная экономика, где ты уже ни в чем не будешь нуждаться.
Мы не бизнес-роботы
― Не боишься конкуренции нейросетей, искусственного интеллекта?
― Люди «лайков» и «мнений» ― они переживают. Я не знаю, сколько мне там ставят лайков и что обо мне думают, поэтому я не переживаю. Мне интересен факт творения. Мы же не воспринимаем друг друга только как бизнес-роботов: ты мне что-то дашь, я тебе что-то дам, и мы пошли дальше. Нет, людям зачастую нужно гораздо больше, настоящая дружба нужна. На Юге это все есть.
Понимаете, у нас народ мало того, что изобретательный и интересный, в нем эта удивительная искра божья заложена почти в каждом. Поэтому в отличие от многих других народов у нас потенциал пред миром гигантский, и у нас еще прошлое не забыто. Сейчас старт: в «космос» летит много-много наших «спутников» с Великой Евразии, Древней Скифии, Великой Руси, и летят они сейчас отсюда, с Юга.
Другие материалы читайте в следующем номере журнала РБК+Юг