Петр Ходыкин: Убытки ТД «РИФ» после остановки экспорта превысили $30 млн
Бенефициар ростовской компании «Торговый дом «Риф» (новое название «Родные поля») Петр Ходыкин по итогам 2023 года занял третье место в списке Forbes в категории крупнейших налогоплательщиков страны. Личный доход бизнесмена, по оценкам издания, составил 20,4 млрд рублей. Источником его дохода является ТД «РИФ». Как сообщал «Ъ», по итогам 2023 года компания спустилась на вторую строчку в рейтинге крупнейших экспортеров зерна в России. По данным «ПроЗерно», с июля 2023 года по май 2024-го ростовский зернотрейдер экспортировал на внешние рынки почти 9,2 млн тонн зерна или 14,3% общероссийского объема. Как следует из еженедельного обзора аналитиков за 02.07.24, в июне ТД «РИФ» прекратил поставки.
— Весной 2024 года Россельхознадзор сообщил, что по результатам лабораторных исследований в предназначенных для экспорта партиях пшеницы ТД «РИФ» были выявлены несоответствия требованиям стран-импортеров. В дальнейшем появилась информация, что все партии получили разрешительные документы и были отправлены получателям. Из данных «ПроЗерно» следует, что вы приостановили экспорт, прокомментируйте это.
— Экспортную деятельность не ведем, это не имеет смысла. Недавно выполнили последний контракт, судно опять простояло в Новороссийске около 20 дней. Так как это был государственный контракт — разрешительные документы выдали, но с задержкой.
В настоящий момент материальные убытки компании уже превысили $30 млн, однако в целом цифра будет больше — по нашим оценкам, с учетом судебных издержек и штрафных санкций от получателей грузов выйдет около $50 млн. Мы закупаем зерно ровно в том количестве, чтобы раздать свои долги.
Для того чтобы наши лодки (суда с зерном — прим. РБК Ростов) выпустили из портов, компании пришлось приложить титанические усилия: по одним партиям мы меняли страну назначения, по другим — долго и упорно доказывали, что покупатели примут зерно с таким качеством, их все устраивает. Странам-импортерам пришлось писать официальные письма в российский Россельхознадзор, в том числе, египетской GASC, для которой мы по государственному тендеру отгрузили почти 300 тыс. тонн зерна. В итоге все задержанные партии получили фитосанитарные сертификаты, но с большой задержкой — от 20 до 30 дней.
— ТД «РИФ» управляет портовым терминалом в Азове грузооборотом 4 млн тонн зерна в год. Ранее вы заявляли о возможности его закрытия. Что происходит сейчас, как работает компания?
— Портовый терминал работает, персонал каждый день выходит на работу. Но ни одной машины нет, участники рынка не хотят рисковать: все знают, что мы ничего не можем отгрузить. И даже элеваторные услуги — хранение, подработка, перевалка — не можем оказать. Официально никто не запрещает, но по факту мы не можем оформить фитосанитарные документы, поэтому предприятие вынуждено простаивать. Чтобы продать прошлогодние остатки, нам пришлось вывозить их с элеватора машинами.
Штат портового терминала в Азове — 400 человек, если считать вместе с закупщиками, офисом, управляющим персоналом, то в ТД «РИФ» работают более 1000 сотрудников. Сначала мы отправили всех в положенные трудовые отпуска, потом перевели на сокращенный рабочий день. Кроме того, у нас была инвестиционная программа на этот год в размере более 25 млрд рублей, подписаны контракты, открыты кредитные линии. Компании пришлось отказаться от этих планов, сейчас мы возвращаем уже внесенную предоплату.
— В апреле зернотрейдер ТД «Риф» сменил название на «Родные поля». Говорит ли это о диверсификации бизнеса и смене вектора деятельности? Насколько вам интересно заниматься агробизнесом, считаете ли это направление перспективным?
— Нет, я настоящий момент я не рассматриваю сельскохозяйственное производство как перспективное направление. Учитывая сложности компании в экспортной деятельности, я не могу быть уверен в надежности подобных инвестиций.