Борис Носко: «Донские МФЦ помогают развивать внутренний туризм»
— С каким результатом донские МФЦ завершили работу в 2017 году?
— Прошлый год был знаковым для системы МФЦ в целом, мы практически в полном объеме забрали на себя услуги Росреестра и Кадастра. С этим связан значительный рост объема услуг, который мы оказали в прошлом году населению. Так, за 2016 год было оказано 3,6 млн услуг, а в 2017 году — 4,6 млн.
— Какие услуги преобладали в 2017 году?
— В 2016 году сохранялся паритет между областными и федеральными услугами в МФЦ. В 2017 году мы пришли к тому, что доля федеральных услуг стала превалирующей, сейчас она составляет 54% от общего объема. На первом месте по популярности регистрация прав собственности. В прошлом году было оказано более полумиллиона таких услуг. Также было выдано более 250 тыс. выписок из ЕГРН.
Популярными остаются услуги, которые связаны с мерами социальной поддержки населения. Часто граждане обращаются за получением субсидий или компенсаций оплаты услуг ЖКХ. Также в МФЦ приходят за получением справки о размере пенсии.
Заявители активно пользуются и услугами, связанными с МВД. Например, это услуга по оформлению и выдаче российского паспорта, а также по получению справки о наличии или отсутствии судимости.
— В связи с увеличением числа услуг, которые предоставляет МФЦ, какие работы ведутся в плане инфраструктуры офисов?
— С увеличением объема услуг инфраструктурная задача, безусловно, выходит на первый план. Заявителям, которые приходят в офисы МФЦ, должно быть комфортно, и в прошлом году мы работали над этим.
В первую очередь, изменения будут видны жителям Ростова-на-Дону, однако определенные изменения могут увидеть и жители других городов региона. Например, в Волгодонске и Таганроге несколько офисов были отремонтированы, в 23 муниципалитетах появились отделения, которые ориентированы на оказание услуг бизнесу.
— Насколько в 2017 году выросла зарплата сотрудников МФЦ?
— Для эффективной работы системы МФЦ важна мотивация сотрудников, в первую очередь материальная. Сегодня специалист МФЦ должен обладать широким набором разносторонних знаний и навыков в сфере предоставления госуслуг, а также в области построения эффективных межличностных коммуникаций. Высококлассные специалисты должны получать соответствующее вознаграждение. В 2016 году средняя зарплата сотрудников МФЦ составляла 74% от средней по экономике региона, в 2017 году — 78%, в количественном выражении это увеличение в среднем примерно на 2 тыс. руб.
Этот вопрос остается среди тех, который требует нашего отдельного внимания — нужны дополнительные средства для доведения уровня зарплаты специалистов МФЦ как минимум до средней по экономике Ростовской области.
— В 2017 году в системе донских МФЦ была начата реализация нового проекта «Визитная карточка». Расскажите о нем подробнее.
— Сегодня многофункциональный центр стал единым местом для взаимодействия между жителями области и органами власти по вопросам предоставления госуслуг. В течение года практически каждая семья в Ростовской области приходит в МФЦ за получением той или иной услуги, а некоторые заявители обращаются в многофункциональные центры многократно. МФЦ выступает центром социального притяжения и местом, через которое жители муниципального образования могут получать дополнительную информацию, в первую очередь о своем муниципалитете. Наделяя многофункциональный центр статусом «визитной карточки»муниципального образования, мы накладываем на него дополнительную ответственность за качество работы, качество организации предоставления услуг, обеспечение высокого уровня сервиса, а также дополнительными функциями по информированию заявителей и гостей об истории, традициях и достопримечательностях муниципального образования, донского края. Таким образом, проект работает на повышение качества предоставления услуг в МФЦ и одновременно способствует развитию внутреннего туризма в Ростовской области. В ряде офисов МФЦ мы уже установили стенды, на которых нанесена информация об интересных местах и достопримечательностях муниципального образования. Теперь каждый человек, который приходит в офис, может прочесть интересную информацию о том месте, в котором он живет. Для многих территорий оказалось непростой задачей определить и затем собрать сведения об имеющихся у них достопримечательностях.
Хочу отметить, что этот проект реализуется за счет внебюджетных источников.
— Планируете ли вы как-то развивать этот проект?
— Да, конечно. На первом этапе нам предстоит собрать всю имеющуюся информацию о достопримечательностях муниципалитета и отразить ее на специализированном картографическом стенде и в брошюрах. На следующем этапе рядом с каждой достопримечательностью на стенде будет размещен QR-код, который будет вести на интернет ресурс, где пользователь узнает более подробную информацию об объекте. Это удобно, так как смартфоны у нас всегда под рукой.
— В преддверии выборов в донских МФЦ реализовали проект «Уголок избирателя». Что он из себя представляет?
— «Уголок избирателя» — это не политический, а, скорее, познавательный проект. Он представляет собой информационный киоск, где установлен большой телевизор, на котором транслируется актуальная информация о выборах. Посетитель офиса может узнать, где и как именно он может проголосовать. Для этого достаточно отсканировать с помощью смартфона QR-код на стенде и перейти по ссылке на сайт избирательной комиссии.
За время работы «Уголка избирателя» им воспользовались более 15 тыс. человек. Примерно столько же человек воспользовались новой услугой по выбору удобного участка для голосования.
— В системе МФЦ также действует «Интерактивный помощник бизнесмена». Для чего был реализован этот проект?
— Интерактивный помощник бизнесмена — это новый сервис для предпринимателей, который позволяет ему подобрать доступные госуслуги, например, по финансовой поддержке от государства. Выбрав интересную услугу, далее нужно подготовить документы для ее получения. И здесь также поможет интерактивный помощник бизнесмена.
— Чем чаще всего интересуются бизнесмены, которые обращаются в МФЦ?
— Как правило, предпринимателя интересует, что он может получить от государства, какие виды поддержки есть в нашем регионе. Допустим, он работает в сфере сельского хозяйства. Он вводит в поисковую строку слова «субсидия», «деньги», «сельское хозяйство» и получает перечень того, на что он может рассчитывать.
Вообще, в офисе МФЦ каждый бизнесмен может получить более 100 видов услуг. Все они востребованы среди предпринимателей.
— Раньше в России существовал рейтинг регионов по работе МФЦ. Как Дон выглядит среди других субъектов?
— Раньше, действительно, существовал такой рейтинг, и мы ежегодно были в числе лучших регионов. Однако сейчас федеральный центр решил уйти от прямого рейтингования, перейдя к системе субъектов с качественным предоставлением услуг.
В этой системе регионы делятся по так называемым зонам. Есть регионы, где качество оказания услуг ниже необходимого, они относятся к красной зоне. Ростовская область входит в зеленую зону. Это значит, что мы относимся к группе с самыми высокими показателями качества предоставления услуг в МФЦ.
— Какие задачи стоят перед системой донских МФЦ на 2018 год?
— Главная задача нынешнего года — это укрепление донской сети многофункциональных центров. Прежде всего, речь идет о развитии инфраструктуры и повышении уровня материально-технического обеспечения офисов. Система МФЦ работает в Ростовской области уже 10 лет и, конечно, для нас важно обновлять техническую базу, поскольку это не
только залог надежности системы, но и средство улучшения работы МФЦ. Приведу пример. В МФЦ города Волгодонска недавно мы приобрели новые сканеры для документов, что в несколько раз увеличило производительность труда и сократило время ожидания для каждого посетителя МФЦ. Такой опыт должен быть тиражирован. Важнейшая задача по укреплению донской сети МФЦ связана и с дальнейшим повышением уровня заработной платы работников.
Вторая задача — это увеличение численности персонала сети, с учетом того, что нагрузка на сеть МФЦ в 2017 году выросла почти на треть. Но увеличение будет точечным, в тех офисах, где работников действительно не хватает, прежде всего, это касается городских округов.
Также мы планируем модернизировать программное обеспечение, которое установлено на компьютерах сотрудников офисов МФЦ. От этого напрямую зависит скорость оказания услуги. Чем проще программа, тем быстрее специалист поможет заявителю.
— Будет ли вестись работа по сокращению времени ожидания в офисах МФЦ?
— Мы ведем эту работу постоянно. С этим связана и недавняя реорганизация офисов сети МФЦ в городе Ростове. Мы оценили работу некоторых небольших офисов и закрыли их, однако взамен увеличили количество окон в новых более крупных центрах. Эту работу нужно продолжать. В том же городе Ростове необходимо усиливать центры в северном жилом массиве и в восточной части города.
Мы регулярно проводим опросы населения. Люди, которые приходят в МФЦ, говорят о том, что они готовы ждать и дольше 15 минут. Но это в том случае, во время ожидания человек должен чувствовать себя комфортно. Нужно также сокращать время, которое заявитель находится на приеме у специалиста. Мы работаем над этим.