Перейти к основному контенту
ProНаука ,  
0 

Владислав Пигенко: Образовательная школа ДГТУ объединит АПК и ученых

Запущенная в ДГТУ «Первая образовательная школа» действует свыше года. О проблемах, с которыми столкнулась площадка, научных разработках и основных трендах отрасли рассказал директор учреждения Владислав Пигенко
Фото: личный архив В.А.Пигенко
Фото: личный архив В.А.Пигенко

Первоочередная задача передовой инженерной школы ДГТУ — решение кадровой проблематики. По словам директора образовательной площадки Владислава Пигенко, причина не только в дефиците специалистов, но и в глобальном разрыве между учебными программами и реальным сектором экономики. В интервью РБК Юг он рассказал о первых итогах работы, планах по превращению Ростова-на-Дону в центр инженерного сообщества и основных трендах отрасли

Предварительные итоги

— «Передовую инженерную школу» ДГТУ запустили более года назад. Проект реализуется с единственным индустриальным партнером — компанией «Ростсельмаш». Какие предварительные итоги вы можете подвести? Каких результатов удалось достичь?

— Мы решили стратегическую задачу — выстроили образовательную модель передовой инженерной школы. Среди промежуточных итогов могу отметить завершение первого года обучения магистрантов. Это только начало пути, но мы уже можем гордиться результатом: теми компетенциями и навыками, которые получили наши студенты.

Но, главное — чтобы реализовать все стоящие перед нами задачи, нужна мощная научная составляющая, которая позволит быть, так сказать, на фронтире разработок. В частности, мы готовимся к запуску большого испытательного центра для оборудования среднего и тяжелого машиностроения, который будет одним из самых больших на Юге страны.

— Ректор ДГТУ Бесарион Месхи на площадке ПМЭФ-2023 рассказывал, что в процессе реализации проекта вы столкнулись с трудностями: в частности, с дефицитом квалифицированных кадров. Насколько проблема нехватки педагогов для подготовки специалистов остра, и как она решается вами?

— Да, кадровый дефицит имеет место быть во всех сферах: и в промышленности, и в инженерном образовании. Мы видим несколько путей решения этой проблемы. Первое — мы обращаемся к другим вузам, где есть узкие специалисты. Например, сейчас сотрудничаем с МГТУ им. Баумана, другими крупными образовательными площадками. Мы готовы брать на работу их выпускников, привлекаем преподавателей. Работаем и с предприятиями, которые встроены в образовательный процесс.

Кроме подготовки инженеров для нашего индустриального партнера, мы ставим задачу вырастить кадры и для себя. Нам нужно подготовить преподавателей, которым сможем передать свои компетенции. В этом направлении работаем, подобрали 15 аспирантов, которых планируем задействовать в образовательном процессе.

От интеллектуальных систем до импортозамещения

— Какие задачи из реального сектора экономики, по вашим оценкам, встанут в ближайшее время перед будущими инженерами? Что сейчас наиболее актуально? Какие проблемы планируется решать?

— В первую очередь для нашей школы я бы выделил задачи, связанные с интеллектуализацией сельскохозяйственной техники: автовождение, автоматическая настройка, принятие решений вместо человека — это очень важная, стратегическая для страны задача, особенно в свете кадровой проблематики. Создание самонастраивающейся техники позволило бы снять напряженность в плане квалифицированных кадров в сельскохозяйственных отраслях и позволило бы увеличить производительность труда. Мы включены в эту работу вместе с инженерами компании «Ростсельмаш».

Второе направление — создание универсальной платформы зерноуборочных комбайнов с общей структурой и скелетом, на базе которой будет возможно делать исполнения машин различных классов. Перед нами стоит задача разработать методологию, создать платформу, довести до необходимого уровня надежности, обеспечить заданные параметры производительности, внедрить решение в серийное производство вместе с командами инженеров компании «Ростсельмаш».

Третье направление — это импортозамещение. На данной стадии уже было сделано очень многое для решения задач по импортозамещению узлов, деталей и агрегатов. Но процесс продолжается на более глубоком уровне — мы уже говорим о импортозамещении технологий. В частности, очень востребованы в стране технологии по производству гидравлического оборудования, производству трансмиссий и других высокотехнологичных изделий.

Время новых компетенций

— Эксперты говорят не только о дефиците кадров, но и о том, что их компетенции не соответствуют реалиям, что молодые специалисты не обладают навыками, необходимыми для работы. Согласны ли вы с этими утверждениями? Что необходимо для решения проблем?

— Для эффективного решения стоящих перед страной задач необходим постоянный диалог между образованием и реальным сектором экономики. Мы как вуз должны отвечать запросам не одного индустриального партнера, а всего рынка целиком. И не только отвечать на запрос, но и прогнозировать тренды и тенденции, основываясь на той информации, которую получаем от инженерного сообщества. Только в этом случае мы сможем готовить специалистов, чьи компетенции отвечают реалиям рынка.

Помимо недостатка специалистов, существует огромная проблема разрыва между учебными программами и запросами предприятия, отсутствие синхронизации образовательных программ и рабочего процесса. В России не прекратили выпускать инженеров. Но после получения диплома зачастую они уже не отвечают требованиям рынка.

Многие компании жалуются на качество образования. Но редко кто из работодателей понимает, что вузы и другие учреждения не смогут это изменить самостоятельно в исключительно образовательной среде. Без погружения в производственный процесс, без постоянного контакта с реальным сектором экономики это невозможно. Запросы предприятий меняются быстрее образовательных программ — в итоге к моменту получения диплома компетенции будущего специалиста успевают устареть. Для получения качественного образования требуется тесное взаимодействие и участие компаний.

Это кажется самоочевидным, но проблема долгое время не решалась. И как раз мы, передовые инженерные школы, призваны закрыть этот разрыв между образованием и рынком. ДГТУ максимально сконцентрирован именно на этой задаче: на сращивании образовательного сегмента и промышленности. Это самая главная наша задача.

— Как решается эта проблема на практике?

— Только максимальным погружением в производственный процесс всех участников: студентов, педагогов, руководителей всех уровней. Например, параллельно с инженерной школой я работаю в компании «Ростсельмаш». Студенты максимально вовлечены в процессы предприятия: все практики, стажировки они проводят на промышленных площадках.

Благодаря тесному контакту с реальным сектором экономики мы способны актуализировать навыки педагогов и параллельно передавать студентам те компетенции, которые востребованы сегодня. Мы видим, какие рабочие процессы происходят в реальности и что больше всего необходимо компаниям. И в режиме реального времени можем скорректировать программу.

Миссия и прогнозы

— Это масштабный проект и, судя по объемам, он может не только закрыть потребности «Ростсельмаша» в инженерных кадрах. В чем вы видите миссию школы для региона, и как она может изменить экономику за счет привлечения и создания качественных инженерных кадров?

— Задачи, которые стоят перед инженерной школой, намного шире закрытия потребностей инженерного партнера вуза. Мы хотим создать сообщество, точку притяжения на Юге России. Объединить агропромышленный бизнес, ученых-практиков и образование в единую среду, которая позволит не просто отвечать на текущий запрос компаний на кадры и научные исследования, но и предвосхищать его. Мы должны научиться прогнозировать будущее, понимать, какие исследования и разработки будут востребованы. Для этого и нужно сообщество, которое станет своеобразной «питательной средой» для этого.

— Какие цели и задачи вы ставите на 2024 год? По каким индикаторам будете оценивать эффективность?

— Главный критерий и объективный показатель качества нашей работы — это востребованность наших студентов у работодателя. Если руководители бюро, отделов и департаментов выстроятся в очередь и будут соревноваться между собой за получения наших выпускников — это будет означать, что наша работа эффективна. Первый выпуск в этом плане будет показательным.

Эти и другие материалы читайте в следующем номере журнала РБК+Юг

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 13 июля
EUR ЦБ: 95,76 (+0,08)
Инвестиции, 17:49
Курс доллара на 13 июля
USD ЦБ: 87,74 (-0,25)
Инвестиции, 17:49
Все новости Ростов-на-Дону
Очевидцы рассказали о звуке взрыва при крушении Superjet под Коломной Общество, 20:06
Биткоины Германии и убытки криптотрейдеров. Главные события недели Крипто, 19:55
На «Иннопроме» обсудили перспективы развития российского ПО Отрасли, 19:47
«Динамо» нанесло «Спартаку» первое поражение под руководством Станковича Спорт, 19:47
Валерий Фокин объяснил уход с поста худрука Александринского театра Общество, 19:47
В Херсонской области введут особый режим пребывания в приграничных зонах Политика, 19:45
Reuters рассказал об ужесточившемся характере Зеленского Политика, 19:38
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Бастрыкин запросил доклад по делу о крушении Superjet в Подмосковье Общество, 19:34
Шеф Пентагона и Белоусов созвонились второй раз за месяц Политика, 19:22
Украина внесла Машкова и Гогунского в список угроз нацбезопасности Политика, 19:22
Shell заключила три сделки, которые помогут ей после ухода из России Политика, 19:20
СОГАЗ заявил о готовности выплатить компенсации за крушение Superjet Общество, 19:13
В новом розыгрыше Кубка России сыграют ZOV и еще 12 любительских клубов Спорт, 19:11
Главой Саратовского института Росгвардии стал Герой России из «Витязя» Политика, 19:07