В кризис жители Дона стали активней защищать свои потребительские права
В Ростовской области постоянно увеличивается количество граждан, отстаивающих свои интересы при приобретении товаров и услуг ненадлежащего качества. Эту тенденцию отметили участники ежегодной региональной конференции «Защита прав потребителей в Ростовской области», которая состоялась в четверг, 1 октября.
В частности, как сообщил руководитель управления Роспотребнадзора по региону Михаил Соловьев, за последние 3 года количество жалоб в управление со стороны населения прирастает на 20% ежегодно. Более 75% поступающих жалоб касаются именно сферы защиты прав потребителей (еще 25% ,по словам Соловьева, касаются нарушений санитарно-технических норм законодательства - прим. ред.). По мнению экспертов, эта тенденция связана в первую очередь с увеличением правовой грамотности населения. Однако свою роль в этом вопросе сегодня играет и общая экономическая ситуация.
«Надо отметить, что в условиях снижения платежеспособности населения возрастает настойчивость граждан в отстаивании и защите своих потребительских прав при приобретении товаров ненадлежащего качества. В этой ситуации важной задачей департамента потребительского рынка является работа по увеличению доступности оказания помощи», - отметила директор департамента потребительского рынка Ростовской области Ирина Теларова.
С тем, что количество жалоб в связи с общей экономической ситуацией в ближайшее время будет только возрастать, согласен и председатель Объединения потребителей России, руководитель федерального проекта «Знак качества» Алексей Корягин.
«Изменение курса рубля отражается на качестве нашей жизни. Свое поведение меняют не только потребители, но и многие производители. Уровень фальсификата в нашей стране увеличился. Наша с вами работа должна быть направлена на то, чтобы удалять с рынка эту некачественную продукцию», - подчеркнул Корягин. Он также подчеркнул, что заинтересованы в этом и производители, выпускающие качественную продукцию.
Что касается структуры обращений, по данным департамента потребительского рынка, большая часть жалоб населения Ростовской области сегодня приходится на сферу ЖКХ — 56%, торговлю — 20%, медицину - 7%, бытовые услуги - 4%, связь — 4%, транспортные услуги 3% и др.
На сегодняшний день опыт защиты прав потребителей в Ростовской области считается самым эффективном среди субъектов РФ. Такие данные были опубликованы в Государственном докладе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия РФ в 2015г. По словам Теларовой, останавливаться на достигнутых результатах регион не намерен и будет и дальше работать над увеличением информационной доступности в сфере защиты прав потребителей.
По мнению Ирины Теларовой, одной из наиболее эффективных мер в этом вопросе является работа органов местного самоуправления. Так например, ежегодное число консультаций специалистами муниципальных образований потребителей составляет около 60 тыс., при чем около 22% споров благодаря таким консультациям решаются в досудебном порядке. Распространять положительный опыт региону помогают ежегодные рейтинги органов местного самоуправления по этому направлению.