Дело — табак: как победить рынок нелегального никотина в ЮФО
Передача части табачных акцизов в регионы, как и полномочий для борьбы с нелегальным рынком, могут дополнительно привлечь в бюджет субъектов РФ около 1 миллиарда рублей в год, а федеральный бюджет в целом только в части акцизных поступлений дополнительно пополниться на почти 100 миллиардов рублей, которые сегодня достаются преступникам в теневом секторе экономики. К таким выводам пришли участники круглого стола «Борьба с нелегальным оборотом табачной продукции в Краснодарском крае: текущая ситуация и перспективы противодействия».
По данным аналитики «РБК Исследования рынков», сегодня товары с табаком и никотином занимают 4,5% от общего объема нелегального рынка. Ежегодно, по оценкам экспертов, реализация подобных товаров лишает федеральный бюджет суммы от 100 до 130 млрд руб. доходов, полученных от уплаты акцизов.
«Если сравнить только минимальные потери госбюджета, в 2023 году они составили 99,5 млрд рублей. И они, судя по всему, будут выше. В первом квартале 2024 года потери федерального бюджета составили уже 24,95 млрд рублей. При этом наибольший ущерб бюджету приносит незаконный оборот в Центральном и Южном федеральных округах — 9,24 млрд рублей и 4,84 млрд рублей соответственно… На территории Краснодарского края — 1,62 млрд рублей, — рассказала директор АНО «Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции» Ирина Бушина.
По мнению участников круглого стола, имеющийся разрыв в уровнях ставок акцизов на табачную продукцию между странами ЕАЭС подталкивает недобросовестных предпринимателей зарабатывать на контрабандной табачной продукции, поэтому дальнейшее повышение ставок акцизов должно учитывать ситуацию в Белоруссии и Казахстане. Кроме того, необходимо создавать стимул для регионов более активно бороться с нелегальным рынком, в том числе за счет передачи части акцизов в региональные бюджеты.
«Первое и самое главное — это гармонизация ставок акцизов, усиление экспортного контроля, введение лимитов для физических лиц для ввоза из стран-членов Таможенного союза немаркированной никотиносодержащей и табачной продукции. Дополнительные полномочия для правоохранительных органов, а также включение табачной продукции в перечень стратегически важной, что также позволило бы предусмотреть применение уголовной ответственности за незаконный ввоз табака из ЕАЭС», — поделился менеджер по работе с органами государственной власти JTI Роман Трошкин.
Одновременно с этим, полагает Трошкин, нужно ускорить начало реализации Соглашения ЕАЭС о применении навигационных пломб для отслеживания перемещения табачной и никотинсодержащей продукции между странами. Кроме того, отрасль консолидировано выступает за введение внесудебного порядка блокировки интернет-ресурсов, дистанционно реализующих табачную и никотинсодержащую продукцию — как это уже реализовано в отношении алкогольной продукции.
Регион-антилидер
Регионы Южного федерального округа регулярно попадают в антирейтинг по обороту нелегальной продукции. В Ростовской области этот показатель выше уровня округа и составляет 21,5%, отмечает советник президента Международной ассоциации «Антиконтрафакт» Светлана Квасова. На данный момент регион занимает пятое место среди субъектов РФ с наиболее высоким уровнем незаконного оборота.
«По этим данным можно заметить, что доля такой продукции снижается. Работа по противодействию незаконному обороту, которая велась на протяжении нескольких лет, начала приносить конкретные результаты по снижению этой доли. Конечно, цифры до сих пор высокие, но динамика положительная — абсолютно точно», — пояснила Квасова. И такое положение дел наблюдается по всей стране.
По мнению депутата Государственной Думы Михаила Делягина, на улучшение ситуации повлияли действия правительства, в частности, умеренный рост акцизов внутри страны, выравнивание акцизной нагрузки с Беларусью и новый закон о лицензировании. При этом депутат отмечает необходимость закрепления успеха, «не допуская как повышения акцизов выше инфляции и наших соседей по ЕАЭС (Евразийский экономический союз), так и новых резких перекосов».
Советник президента Международной ассоциации «Антиконтрафакт» считает, что важную роль в борьбе с нелегальной продукцией сыграло введение маркировки системой «Честный Знак». Так, во втором квартале 2024 года по сравнению с первым кварталом система маркировки зафиксировала значительное снижение нарушений при продаже табачной продукции в Ростовской области. Продажи продукции с нарушением установленных государством цен снизились на 79%, реализация немаркированной продукции уменьшилась также на 79%, продукции с признаками контрафакта — на 36%.
Как нелегальный табак заполняет рынок
Основными каналами поступления нелегальной табачной продукции является ввоз через таможенную границу контрафактного и контрабандного товара, а также производство нелегального товара на нелегальных фабриках. Каждая составляющая занимает свой сектор в общем объеме контрафактной табачной продукции, но имеют разную природу, прокомментировал президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов.
Так, значительный объем контрабандного импорта объясняется различием налоговых ставок и цен в соседних государствах. Почти половина таких товаров поставляется в Россию из Беларуси, еще порядка трети занимает контрафакт, произведенный внутри страны на нелегальных фабриках. В южные регионы более половины нелегальной табачной продукции поступает из стран-членов ЕАЭС.
«Распространяется нелегальная табачная продукция в основном через нелегальные же точки продаж. Для легального розничного оператора риски, которые могут возникнуть в случае торговли нелегальной продукцией, чрезмерно высоки, и подавляющее большинство операторов розничного рынка, независимо от формата торговли, будь то небольшой павильон, или крупный стационарный магазин, не готовы подвергать налаженный бизнес угрозам наложения санкций или закрытия. Нелегальная торговля табачными изделиями — это отдельная сфера деятельности отдельной категории — вряд ли предпринимателей — но, скорее, правонарушителей», — отметил Владлен Максимов.
Эксперт подчеркнул, что нелегальная табачная продукция отрицательно влияет на всех участников оборота. Для потребителя — это риски получить продукцию сомнительного качества из неизвестного сырья. Для легального производителя и продавца эта продукция создает неравноправное конкурентное давление, а для легального продавца еще и дополнительно давление со стороны проверяющих органов и местных властей.
Регионализация табачных акцизов повысит эффективность борьбы с контрафактом
Обращение о перераспределении табачных акцизов между федеральным и региональным бюджетами подготовили депутаты Законодательного Собрания Ростовской области. Сейчас все налоговые доходы от акцизов уходят на федеральный уровень.
Контрафакт отнимает значительную часть рынка у легальных производителей табачной продукции, снижает поступления в федеральный бюджет. Существенное — в полтора раза — повышение табачных акцизов, состоявшееся в 2018 — 2022 годах, показало прирост акцизных поступлений менее чем на 20%, всё остальное — ушло в тень.
По мнению донских депутатов, для решения проблемы необходимы дополнительные механизмы, направленные на повышение налоговых поступлений от акцизов на табачную продукцию. В частности, перераспределение этих средств между федеральным и региональным бюджетами.
Как отметил председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике Игорь Бураков, предлагаемое решение нацелено прежде всего, на то, чтобы контрафактная табачная продукция стала менее доступной для граждан, особенно молодежи. «Теневой» рынок пренебрегает антитабачным законодательством, не платит налоги, контрафактный табак нередко продается в неположенных местах и даже несовершеннолетним. Это прямая угроза здоровью нации и демографии.
«Инициатива о перераспределении доходов от табачных акцизов — в интересах всей страны. Ежегодные потери только акцизных доходов федерального бюджета из-за нелегального табака — около 130 млрд рублей. Возвращение части доходов с табачных акцизов регионам мотивирует их активнее бороться с нелегальным оборотом табака. За счет сокращения «теневого» рынка федеральный бюджет на практике не только не потеряет доходов от табачного акциза, а, наоборот, может их увеличить», — подчеркнул Игорь Бураков.
Предложение о перераспределении части табачных акцизов из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ поддерживают профильные комитеты Совфеда, Счетная палата РФ, Минпромторг РФ, добросовестные производители и продавцы табачной продукции. Механизмы, которые будут действовать в рамках регионализации акциза, пока находятся в проработке. Один из вариантов — предоставлять регионам 5-10% от суммы доходов с табачных акцизов.
Что даст перераспределение акцизов регионам
Перераспределение части доходов от акцизов на табачную продукцию поможет стимулировать контрольно-надзорную деятельность в регионах, что будет способствовать дальнейшему снижению незаконного оборота табачной продукции, считает советник президента Международной ассоциации «Антиконтрафакт» Светлана Квасова.
«Перераспределение акцизов в регионы безусловно даст положительный эффект. Надеемся, что это будет поддержано законодателями. Решение послужит дополнительным стимулом не только для Ростовской области, но и для всех субъектов России активизировать контрольно-надзорную деятельность с целью дальнейшего снижения незаконного оборота табачной продукции. Уже сейчас, я знаю, проходят консультации, чтобы сблизить позиции федерального центра и регионов по этим вопросам. Уверена, что будут приняты справедливые и оптимальные решения с учетом особенностей каждого региона», — отметила эксперт.
Владлен Максимов добавил, что предложения о необходимости перераспределении части акцизов в пользу региональных бюджетов обсуждаются давно.
«И действительно, у регионов, которые и несут основную нагрузку в борьбе с нелегальным оборотом табачных изделий, должна быть заинтересованность в результатах такой борьбы. Известно, что нелегальный рынок съедает существенную долю акцизов, которые должны были поступить в бюджет. Регионализация акцизного сбора позволит усилить вовлеченность региональных органов власти в борьбу с нелегальным оборотом табачной продукции и более бережно относится к легально работающему бизнесу», — пояснил он.
При этом нужно учитывать, что регионам также стоит передавать полномочия по проверкам розничных точек продаж на реализацию немаркированной нелегальной табачной продукции. По мнению Максимова, вывести борьбу с незаконной продажей на новый уровень, а также значительно сократить долю этого оборота, помогут только комплексные меры по осуществлению контрольно-надзорной деятельности, которых пока так не хватает.
Эксперт комитета по малому и среднему предпринимательству Госумы РФ Мурат Дударев добавляет, что пока у регионов практически нет действенных инструментов для борьбы с нелегальным рынком табака.
«Главным органом в борьбе с нелегальным табаком является МВД РФ, а не правительства и администрации регионов. «…» Поэтому само по себе перераспределение акцизов напрямую не повлияет на борьбу с нелегальным оборотом табачных изделий, разве что губернатор на совещании будет больше «давить» на начальника ГУ МВД региона, чтобы тот принимал меры по борьбе с нелегальным оборотом», — отмечает Дударев.