Какая розница: вина Юга растут в торговых сетях на фоне снижения импорта
Доля отечественного вина в розничных продуктовых сетях сегодня растет. В сегменте игристых доля российских производителей в ретейле уже год назад составляла около 63%. В тихих отечественные делили полку с зарубежными в соотношении 50 на 50. Особенно актуально это было для 2022 года и первого полугодия 2023 года, когда был достаточно активный импорт и невысокий курс доллара. Однако уже в этом году ситуация изменилась в пользу российских вин, рассказал РБК Краснодар руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев.
«В российской рознице, если мы берем продажи в литрах, то в игристых винах где-то около 70% на полках занимают российские вина. По итогам 2024 года, скорее всего, доля российских вин в категории игристых по продажам в литрах достигнет около 75%. В категории тихих вин сегодня российское вино занимает порядка 60%. Возможно, где-то этот показатель может быть выше. В целом, рынок будет стремиться по итогам новогодних продаж 2024 года довести долю российских производителей до 65%», — рассказал Ставцев, отметив, что в перспективе российские виноделы могут занять 80% полок в торговых сетях.
Регионы ЮФО и СКФО являются лидерами по производству винодельческой продукции, занимая новые позиции в рознице. В торговой сети «Лента» доля вин Юга достигает 60%, а в кубанском «Табрисе» — 90%, выяснил РБК Краснодар. В дальнейшем торговые сети планируют увеличивать представленность вин ЮФО и СКФО.
Стимулы спроса
По словам Александра Ставцева, основную роль в развитии отечественных вин сегодня играет повышение ставок ввозных пошлин на продукцию из недружественных стран. В августе 2023 года Россия приняла решение об увеличении пошлины на вино из недружественных стран с 12,5 до 20% от стоимости.
Эта мера послужила одним из стимулов не только для наращивания доли российских вин, но и для расширения их представленности в различных ценовых сегментах. Ранее при условии, что российские вина занимали до 60% рынка, они генерировали не более трети от всего торгового оборота. Каждая бутылка отечественного вина стоила вдвое меньше, чем импортная.
«Раньше потребитель был не готов платить за российское вино дороже 300-400 руб. за бутылку. Однако сегодня мы отмечаем важный тренд — российские вина увеличились долю своего присутствия в более дорогом сегменте, в категории 500-800 руб. за бутылку. Отечественные производители активно осваивают как бюджетный сегмент до 500 руб. (импорт оттуда выдавлен высокой ставкой акцизов и пошлиной), так и более высокий — до 800 руб», — пояснил Ставцев.
Эту тенденцию подтверждают и в розничных сетях. Менеджер по связям с общественностью компании «Лента» Тимофей Гончарук рассказал, что сегодня в торговой сети доля вин Юге в соотношении с другими винами российских производителей превышает 60%, за год увеличившись на 10%. При этом доля российских вин составляет четверть от всего ассортимента, также за год прибавив 10%. Продажи российских вин в гипермаркетах «Ленты» растут. Так, например, на Юге в натуральном выражении с начала года они увеличились на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«Снижение спроса на зарубежные вина обусловлено сокращением предложения: по сравнению с прошлым годом ассортимент импортных вин снизился вдвое. Рост средней розничной цены на вина Европы составил от 20 до 40%, при этом вина России стали дороже в среднем на 7%, что ниже уровня годовой инфляции», — рассказал Гончарук.
Также для расширения представленности отечественных вин на Юге сеть запустила специальный проект в 17 гипермаркетах южных и кавказских столиц, который предусматривал промо активности, дегустации в торговом зале, а также розыгрыш путевки на винодельню.
Доля вин ЮФО и СКФО в ассортименте супермаркетов «Табрис» в соотношении с остальными производителями РФ на текущий момент очень высокая и составляет около 90%, сообщил менеджер коммерческого отдела по направлению напитков сети Антон Панфилов. Эта же доля в соотношении с остальными импортными производителями составляет около 50%, но тенденция по увеличению спроса к винам, произведенным в РФ, явно прослеживается.
«В течение последних нескольких лет спрос на южные вина многократно вырос, что в целом подтверждает и статистика по рынку глобально. Рост продаж за последние 3 года порядка 12-15% ежегодно. Спрос на зарубежные вина стал меньше. Одним из факторов, с которым можно связать эту закономерность, конечно, является повышение закупочных цен на эти вина», — пояснил Панфилов.
Он также отметил, что с другой стороны, покупатель сейчас открыт и готов пробовать местное и качественное вино от производителей, которых может узнать практически лично благодаря развитию винного туризма.
Какие вина выбирают россияне
По словам представителя «Ленты» Тимофея Гончарука, в ассортименте сети сегодня продукция более 50 виноделен: «Абрау-Дюрсо», «Кубань-Вино», «Фанагория», «Поместье Голубицкое», Гай Кодзор, «Сухая Гора», «Сикора», «Лефкадия», «Шато Пино», Тавинко (ТВК-Кубань), «Ведерниковъ», «Вилла-Звезда», «Цимлянские вина» и др.
«Работа по вводу новинок в рамках проекта ведется непрерывно. Во втором полугодии нашим покупателям стали доступны новинки от таких виноделен как «Скалистый Берег», «Реликта», «Бюрнье», «Усадьба Мезыбь», «Винодельня Покровская», «Шато де Талю», «Шато Двуморье», — пояснил Гончарук.
В «Табрисе» представлено более 300 наименований вин от более чем 25 виноделен. У покупателей сети наибольшим спросом пользуются вина «с характерной стилистикой вкуса винограда, из которого они сделаны».
«Работаем как с крупными производителями, семейными винодельнями, так и с микровиноделами. Ассортимент подбираем тщательно среди тех, кто имеет собственные виноградники, работает с продуктом честно и с душой. В планах до конца года начать работу с еще одной винодельней на Кубани, а также рассматриваем винодельни Ставропольского края и Ростовской области», — рассказал Антон Панфилов.
По мнению Александра Ставцева, паттерны потребительского спроса, которые сформированы импортом, сегодня являются одним из серьезных препятствий. Например, сейчас российский ритейл имеет существенный запрос на вино из сорта Пино гри, которое ранее поставлялось из Италии, ЮАР и других стран в объеме порядка 20 млн литров. Однако, в России сегодня только 360 га плантаций этого сорта, что может обеспечить всего 3,6 млн бутылок вина.
«Для того, чтобы производить хотя бы 10 млн бутылок, нам нужно увеличить существующие виноградники этого сорта минимум на 1 тыс. га. Нужно выращивать сорта, которые будут востребованы покупателями, что потребует немало времени. Второй путь — это сформировать спрос на те сорта, которые у нас представлены в достаточно большом количестве, например, ркацители. Сорт достаточно урожайный, у нас его много, 13 тыс. га, но спроса на него такого же, как на Пино гриджо, нет», — пояснил Ставцев.
При этом, по прогнозу эксперта, в течение ближайшего года доля импорта в России продолжит снижаться. Произойдет перераспределение доли рынка от европейских стран в пользу стран дружественных, чья продукция облагается меньшими пошлинами, например Грузии.
«Доля российского вина (и тихого и игристого) продолжит рост. Она может достигнуть 75% в следующем году и в дальнейшем дорасти до 80%. Но по достижении этого уровня, рост замедлится. У нас нет новых покупателей на рынке из-за демографического фактора, как и нет тенденции к увеличению потребления. Весь следующий год мы будем осваивать тот сегмент рынка, который нам освободит уходящий импорт с такой скоростью, с какой мы можем предложить покупателю те вина которые ему нужны: тихие белые, игристые, полусухие, розовые», — пояснил Ставцев.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Ростов