Никаких больше евро: губернатор Дона предложил создать макрорегион Донбас
Губернатор Ростовской области Василий Голубев предложил создать макрорегион Донбасс для развития взаимодействия и сотрудничества. В него должны будут войти Ростовская, Воронежская, Луганская и Донецкая области.
«Сейчас мы рассматриваем вопрос о возвращении, но уже не еврорегиона, а макрорегиона, который может способствовать сотрудничеству в самых разных направлениях», — цитирует РИА Новости слова Голубева.
Он напомнил, что в 2011 году был создан еврорегион Донбасс, включавший в себя Ростовскую область Российской Федерации, Луганскую и Донецкую области Украины. Его деятельность была приостановлена в 2014 году.
Идея из старой реальности
Заявление Голубева прозвучало на образовательном форуме в Южном федеральном университете, где обсуждалась тема интеграции вузов Донецкой и Луганской народных республик в образовательное пространство Российской Федерации, подчеркивает политолог Алексей Синельников.
«Там обсуждались по большей части образовательные вопросы. Ведь если мы дадим право выпускникам школ Донецкой и Луганской областей обучаться в наших вузах, нам нужно привести среднее образование к единому стандарту. Губернатор решил расширить эту тему и вспомнил о еврорегионе, который, честно говоря, создавался в иной политической реальности», — рассказал он.
Декларация о сотрудничестве между приграничными областями Российской Федерации и Украины была подписана в Харькове в апреле 2010 года.
Еврорегион Донбасс задумывался как наднациональный экономический кластер, собранный по сырьевому принципу. Сам проект подобных зон реализовывался при поддержке Евросоюза. В Европе существует еще три еврорегиона: Днепр, Ярославна и Слобожанщина.
«Еврорегион Донбасс в свое время создавался в качестве большого транспортного и производственного узла. Преподносилось это не чуть ли как дорога из Лиссабона до Пекина, но на деле все было не совсем так. В отличие от РФ Украина — унитарное государство, там нет столько власти в регионах, развитие сотрудничества в таком формате обсуждалось прежде всего в Киеве, а не на местном уровне. А в столице на фоне напряженной политической борьбы этим не особо кто-то интересовался, эта идея и тогда была не очень привлекательной», — отмечает Синельников.
На бумаге и в действительности
Глава Ростовской области не описал никаких механизмов взаимодействия между частями нового макрорегиона и из его заявления не совсем понятно, как это будет реализовано юридически, отмечает политолог Роман Базиков.
«Скорее всего, мы имеем дело с «бумажной» конструкцией, а не реальными изменениями в рамках системы госуправления. В России существуют федеральные округа и субъекты федерации. В этом смысле неясно, имеется ли в виду включение Донецкой и Луганской областей в состав Южного федерального округа, как это было с Крымом — или объединение в один большой субъект РФ», — подчеркивает он.
Он также добавил, что сейчас юридический статус этих территорий носит спорный характер, потому необходимо сначала определить формат будущего сотрудничества — будет ли это международная ассоциация, как в 2011 году, или специальная экономическая зона в рамках регионов России.
Синельников рассказывает, что образовательная интеграция, которая и обсуждалась на форуме, возможна, однако реализация других направлений сотрудничества — как, например, в сфере транспорта и коммуникаций, сейчас затруднена в силу объективных причин.
«Скажем, например, если донские зернотрейдеры после создания такого макрорегиона смогут использовать мощности мариупольского порта — в летнее время нагрузка на инфраструктуру всегда увеличивается, может, это и было бы полезно. Но как это физически наладить, обеспечить перевозки, как оформить по документам? Нужно будет вписывать адрес назначения, а с этим есть определенные юридические трудности для компаний», — объясняет политолог.