В ожидании больших полетов: каким был рынок туризма на Юге РФ в 2023г.
Несмотря на успешный 2023 год в туризме и рост показателей потока гостей, год способствовал напряжению всех внутренних мощностей отрасли и обнажил недостатки сферы на Юге России
Туристический рынок Юга России в 2023 году был еще более успешным, чем годом ранее. Во-первых, он уже оправился от неопределенностей пандемийных лет и сложного 2022 года, а во-вторых, получил еще большую возможность работать с внутренними туристами.
В Краснодарском крае число туристов за год вырастет на 6% до 18,5 млн человек, согласно прогнозам. Такие данные РБК Краснодар сообщил председатель комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев.
Как прокомментировал спикер, 2023 год был хорошим для туризма: общестрановые показатели отрасли выросли на 19%.
«В Краснодарском крае по итогам года ожидается порядка 18,5 млн туристов — это рекорд для региона. В целом уже за предыдущие годы доля туризма в южных регионах страны в ВВП была довольно существенной. Если говорить про Северный Кавказ, то это порядка 4,9%, в ЮФО — это около 4,5%, в то время как общероссийский туризм вносит порядка 2,6%. Однако, стоит отметить, что мировые лидеры по вкладу туризма в ВВП — Китай и европейские страны находятся на уровне 10-11%. Поэтому и Краснодарскому краю, и остальным региона Юга есть куда расти, но факт, что уже сегодня ЮФО и СКФО опережают всю Россию по вкладу отрасли раза в 2-2,5 раза», — прокомментировал Сангаджи Тарбаев.
Главный итог 2023 года, считает Тарбаев, нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства», который реализуется по всей стране, способствовал привлечению внимания к внутреннему туризму.
«Из федерального бюджета было выделено до 46 млрд руб., по сравнению с допандеймийными временами — это колоссальный бюджет. Туризм, как отрасль, переформатировался в глазах властей. Туризм сегодня на всех уровнях власти рассматривается, как реальный сектор экономики, а не как увеселительное мероприятие для того, чтобы выгодно и красиво показать регион», — сказал Сангаджи Тарбаев.
Лайфхак от Северного Кавказа
Позитивным год стал и для северокавказских республик, отмечают аналитики и экперты. По данным СберАналитики, регионы Северного Кавказа стали лидерами по росту турпотока в России в 2023 году.
«За 9 месяцев 2023 года россияне совершили 115 млн поездок по стране. Популярность путешествий по России увеличилась на 25% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Больше всего турпоток вырос в регионах Северного Кавказа, в том числе на 103% — в Чеченской Республике, на 85% — в Дагестане, на 72% — в Карачаево-Черкесии, на 52% — в Северной Осетии-Алании. Ленинградская область также приняла значительно больше туристов — на 63%», — рассказали в СберАналитике.
По мнению вице-президента ассоциации «Альянс туристических агентств» Алексана Мкртчяна, главным локомотивом роста показателей северокавказских республик стал Дагестан, где по итогам года ожидается прирост около 30%.
«Только в 2023 году все регионы Северного Кавказа продавались по принципу Дагестан плюс какая-нибудь республика ЮФО. Все понимают, что море есть только у Дагестана, поэтому республики СКФО продавали свои экскурсии и добавляли обязательно Дагестан. В целом они отстают от Дагестана в 2 раза», — сказал Мкртчян.
Просадка сервиса
Удачный год стал одновременно вызовом для туристической отрасли Юга России, отмечают эксперты. Высокий турпоток требовал напряжения всех ресурсов объектов размещения и поиска новых решений.
«Главный вызов 2022 — 2023гг. — это растущий турпоток в Сочи и на Кавказские Минеральные Воды. Для Анапы и Геленджика он тоже растет, но в меньших объемах. В Крыму снизился показатель. Успевает ли отрасль адаптироваться, успевает, но с задержкой. Это выражается в том, что очень много бронирований и туристов происходило на фоне нехватки персонала и в таких объектах наблюдается просадка сервиса. Пока эта ситуация решается личными подвигом администраторов и управленцев, но скоро ситуация начнет набирать критичный вес», — прокомментировал сопредседатель экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС Дмитрий Богданов.
По его мнению, для того, чтобы решить эту задачу, большую работу предстоит провести отелям совместно с представителями системы образования.
«Если ситуацией не заниматься, она станет критической и уровень сервиса намного просядет. Это не будет нарушением безопасности. Но будет меньше улыбок и внимания к гостям и будет создаваться ситуация, когда гость просто не захочет второй раз вернуться. Чего мы не может допустить», — пояснил Богданов.
Эмоциональные цены
Главный негативный тренд 2023 года — это рост цен, отмечают все эксперты туристического рынка.
«Качество предоставляемых услуг не поспевает за ростом цен и в ресторанах, и в отелях. Динамика стоимости услуг в 3-5 раз превышает динамику по росту качества этих услуг. И я не вижу оснований, чтобы этот тренд переломился в 2024 году. Он сохранится и в будущем», — сказал Мкртчян.
Ценообразование на Юге России не всегда адекватно, считает Сангаджи Тарбаев.
«Возможно, такое ценообразование адекватно с точки зрения рынка, когда есть спрос, то и цена растет. Но, с точки зрения покупательской способности и соотношения цены-качества, не всегда цены, которые предлагает Юг для россиян, адекватны. Это один из негативных трендов 2023 года. Это, безусловно, негативно сказывается на отношении и впечатлении россиян. Цена, которая сегодня выстраивается в Сочи, Краснодарском крае, Крыму, она больше эмоциональная с точки зрения тех, кто зарабатывает деньги. А те, кто получают услуги, даже если они и готовы платить такие деньги, то они ждут в ответ адекватного сервиса и адекватной инфраструктуры, чего зачастую нет, поэтому появляется негатив», — сказал Тарбаев.
Транспортный коллапс
Несмотря на планы по открытию одной из закрытых авигаваней на Юге России, аэропорт «Пашковский» в Краснодаре так и не заработал. По словам экспертов, отсутствие дополнительного аэропорта сказывается на нехватке билетов на Ж/Д-транспорт.
«В РЖД существует непонятная никому традиция продавать билеты за 90 дней, это никому непонятно. Ранее даже была практика продажи билетов за 45 дней, которую резко раскритиковали. В то время как билеты нужно продавать как минимум за 6 месяцев, чтобы люди смогли как-то планировать в течение года свой отдых, но РЖД, к сожалению, не хотят меняться», — говорит Алексан Мкртчян.
Проблему пробок на дорогах так и не смогли решить ни в Краснодарском крае, ни в Ростовской области, говорит Мкртчян.
«Ремонт дорог всеравно идет с июня по август, хотя не должен был, пробки колоссальные. В двух субъектах федерации, к сожалению, с пробками ничего поделать не смогли», — сказал Мкртчян.
По словам экспертов, открытие аэропорта в Краснодаре могло бы способствовать решению транспортного вопроса.
«Открытие аэропорта «Пашковский», если это произойдет, позитивно повлияет на ситуацию с транспортным коллапсом на Юге России и частично разгрузит главных аэрохаб в регионе — аэпорорт Сочи, а также позволит транспортным компаниям чаще использовать мультимодальную перевозку и не загружать дороги. Сложно прогнозировать, как вырастет турпоток региона, если будет принято решение о возобновлении работы аэропорта, нужно понимать в каком объеме будет восстановлена эта работа. Но, между тем, на примере Крыма могу сказать, что авиагавань вносит от 40% до 50% туристического потока в регион», — прокомментировал Сангаджи Тарбаев.
Нехватка аэропортов ощущается достаточно сильно, хотя принимаются компенсационные меры, рассуждает Юрий Бырзыкин.
«Да, Анапа, Геленджик, Ростов, Краснодар — потери были, но здесь есть и возможность использования трасс федеральных автомобильных и Ж/Д дорог, но и авиамаршрутов через Сочи и Минеральные Воды. Благодаря этому всетаки удалось компенсировать потери. Однако они были — максимальные у Крыма — 30%, в остальном — порядка 10%», — сказал Барзыкин.
Господдержка и инвестиции
Успех регионов Юга России и Северного Кавказа неслучаен и обусловлен, в том числе, беспрецедентной поддержкой властей федерации, подчеркнул Сангаджи Тарбаев.
«В период с 2021-го по 2023 год всего было выделено около 150 млн. руб. Т.е. ежегодно порядка 49-50 млрд руб. выделялось на развитие инфраструктуры, средств размещения. Только на отели в этом году было за счет льготного кредитования создано 27,5 тыс. номеров. Конечно, Юг России это почувствовал. Краснодарский край и Северный Кавказ получили и гранты, и финансовую поддержку на развитие глэмпингов. Такая господдержка конвертировались быстро в течение года, были введены дополнительные места, в том числе, модульные средства размещения», — сказал Барзыкин.
По словам Сангаджи Тарбаева, в 2024 году будет формироваться новый нацпроект, под задачи которого также разработают новую программу по развитию туризма. И программа и нацпроект будут учитывать те меры поддержки, которые будут признаны самыми эффективными по итогам 2023 года. По словам Тарбаева, будет продолжена поддержка строительства коллективных мест размещения и проектов, связанных со строительством тяжелой инфраструктуры.
«Тяжелую инфраструктуру, такую как дороги, инженерных коммуникаций, морские и речные порты, укрепление берегов, укрепление дна, это все не по силам бизнесу сделать самостоятельно. Вот здесь должно включаться государство. Там, где начинается планирование территории, в части маркетинга, строительства гостиниц, объектов общепита включается бизнес. Для того, чтобы все это строилось необходимо подведение тяжелой инфраструктуры либо расширение тяжелой инфраструктруктуры», — сказал Тарбаев.
По словам президента ОСИГ Алексея Волкова, учитывая ограничения и санкции в отношении России, оптимистических прогнозов относительно твердых решений и соглашений по строительству отелей или управлению отелями на Юге России иностранными инвесторами пока нет. Однако, большие перспективы ожидают крупные мегапроекты, которые поддерживаются государственными корпорациями и институтами развития. Так,
«Туризм.РФ» предлагает мегапроект «Новая Анапа» иностранным компаниям к участию в качестве инвесторов, ожидаем высокий интерес компаний из стран СНГ, ведь корпорация предоставляет беспрецедентные условия: инвестор может зайти в проект с 15-20% суммы от стоимости проекта, все остальное государство профинансирует благодаря различным инструментам институтов развития и банков. Таких предложений нет нигде или почти нигде в мире. Поэтому мы рассчитываем на то, что это будет неким положительным триггером для компаний, больше инвестировать в российский туризм, особенно в южные регионы, где в этом году побиты все рекорды по турпотоку. По нашей информации каких-то подписанных договоров еще нет, но мы рассчитываем на то, что в новом году интересанты появятся. Много соглашений по развитию гостиничных проектов подписано в рамках Восточного экономического форума, ожидаем будущий питерский международный форум. Я думаю, что здесь как раз инвестиционный портфель корпорации значительно увеличится, так как ситуация в экономике стабилизируется, а санкции не чувствуются, так как иностранных туристов очень много в Москве и других городах», — заключил Волков.