Перейти к основному контенту
PROюгАгро ,  
0 

С поля на прилавок: как работают торговые сети с фермерами на Кубани

Ретейлеры готовы замещать импорт на торговой полке продукцией кубанского производства. Игроки рынка рассчитывают на усиление и субсидирование фермерской кооперации, однако пока условия сотрудничества не устраивают аграриев
Фото: РБК Краснодар
Фото: РБК Краснодар

Доля плодоовощной продукции, произведенной на территории Краснодарского края, в ряде торговых сетей региона доходит до 100%, хлебобулочных изделий — до 98%, молочной продукции — до 90%, вина — от 10% до 50%. Такие данные на сентябрь 2023 года представил руководитель департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя региона Роман Куринный в ходе агропромышленной выставки «Кубанская Ярмарка», сообщает РБК Краснодар.

«В первую очередь, это те магазины, в которых не слишком высокий ассортимент, поэтому удалось достичь такого высоко показателя. Чем шире ассортимент, тем эта доля может размываться. <...> Губернатор на высоком уровне оценил эффективность и лояльность торговых сетей к местным товаропроизводителям. Торговля сегодня — драйвер экономики. Порядка 20% людей заняты в торговой отрасли. Порядка 20% всех налогов бюджета идут с торговли. Это большой и устойчивый бизнес, который выживает во все времена и нам нужно выстраивать активное взаимодействие торговых сетей с фермерами на взаимовыгодных условиях», — рассказал глава ведомства.

Представитель торговой сети «Магнит» Дмитрий Иваненко рассказал, что на Кубани представлено более 2-х тыс. торговых объектов компании и четыре распределительных центра. В Краснодарском крае торговая сеть работает с более 300-ми поставщиками локальной продукции.

Как отметил замдиректора макрорегиона «Краснодар» торговой сети «Пятерочка» компании (Х5 Group) Алексей Полянский, магазины сети сегодня работают с 253-мя местными производителями. В общем товарообороте каждый третий рубль покупатель платит за местную продукцию, сказал топ-менеджер.

Что говорят фермеры

Аграрии, опрошенные РБК Краснодар, считают, что на сегодняшний день условия контрактов торговых сетей на поставки локальной продукции с поля являются в большей степени выгодными для закупщика и менее выгодны для продавца такого товара.

«Пакет документов очень дорогостоящий. Это затраты, и фермеру с землей до 50-ти гектаров такие условия просто невыгодны. Вопрос цены и требований к качеству продукции, которые очень завышены. <…> Мы реализуем товар на оптовом рынке. Урожай на территории до 50-ти гектаров можно самому убирать и самому реализовывать. И в целом нам выгоднее работать со «спекулянтами» и «перекупами», чем с торговыми сетями», — сказал глава ЛПХ Приморско-Ахтарского района Роман Недранец.

По словам фермера Константина Ващенко (ЛПХ ст. Крыловская) работать со столичными торговыми сетями и общепитом намного выгоднее, чем торговыми сетями южного макрорегиона.

«У нас небольшой объем — около 15 тонн продукции в год. Мы выращиваем в основном эксклюзивную по форме и цветам продукцию. Любые сети внутри региона предлагают нам не ту цену, которая нам была бы интересна, поэтому у нас покупают столичные торговые сети и рестораны. Мы готовы возить товар в Москву», — прокомментировал Константин Ващенко.

В столичные компании фермер поставляет большую часть своей продукции — около 60%, остальное выгоднее реализовывать на оптовых рынках. По словам Ващенко, в зависимости от вида товара торговые сети региона предлагают в 1,5-2 раза более низкую цену, чем столичные закупщики.

Что просят торговые сети

Алексей Полянский отмечает, что, несмотря на тот факт, что продукция малых производителей (КФХ и ЛПХ) на сегодняшний день, действительно, достигла очень высокого уровня, у малых предприятий остаются сложности на этапах движения товара от поля до полки.

«Их прямая задача — вырастить продукцию и они с этим справляются. Но на этапе сбыта в торговые сети возникают объективные сложности: нет объемов, нет фасовки, мойки, сортировки штрихкодирования, электронного документооборота, отсутствует сертификация продукции, нет хранилищ для всесезонности поставок и так далее», — высказал Полянский.

Региональный директор ООО «Лента» Сергей Рубинчик рассказал, что иногда компания испытывает нехватку продукции от фермеров по группе товаров «Курица» и «Индейка», эти категории товаров в торговой сети хотели бы реализовывать в больших объемах.

Представитель «Табрис» рассказал, что в компании всегда есть потребность в хороших сырах.

«Мы работаем с несколькими фермерами по сырам, с частью из них — довольно успешно, но некоторым производителям нужна помощь в части маркировки. Фермеры на это пока неориентированы и для них сейчас это достаточно сложно», — сказал представитель сети.

Кооператив в помощь

По мнению председателя комитета по развитию агропромышленного комплекса, продовольствию и потребительскому рынку Заксобрания Кубани Сергея Орленко, самая основная проблема в коммуникации фермеров и торговых сетей — это ритмичность поставок сельхозпродовольствия.

«Ретейлер должен понимать, что если на полку зашла продукция, то она будет там постоянно в том качестве, которое должно быть, а не так, что сегодня товара много, а завтра нет. <…> В кооперативах уже есть все: земля, на которой объединись несколько сельхозпредприятий, которые производят единую продукцию, дальше они ее фасуют и готовы поставлять в сети — самое главное то, что есть один объединяющий оператор», — сказал Орленко.

Алексей Полянский считает, что помочь фермерам в сотрудничестве с сетями и закрыть вопрос с закупкой продукции и предпродажной подготовки мог бы единый оператор в лице фермерского кооператива.

«Такой проект протестирован нами в Липецкой области, и он показал высокую эффективность всей цепочки — от поля до прилавка. В итоге фермеры получают рост объемов, гарантированный сбыт, фокус именно на производстве продукции, а мы и покупатели — высокий спрос на местную продукцию, стабилизацию цен, уверенность в объемах и снижение зависимости от импорта», — сказал представитель «Пятерочки».

Председатель кооператива «Кубанское поле» Елена Григорьева сообщила РБК Краснодар, что отдельные участники ее кооператива уже вышли на сотрудничество с торговыми сетями. Соглашение фермеров и сетей с кооперативом станет следующим этапом.

«Сегодня продукция наших фермеров представлена во всех сетях и в «Пятерочка», и в «Магнит». Около 80% продукции уходит в сети, остальное — это сбыт через рынки, ярмарки. Мы поставляем товар в распределительный центр Новороссийска, а там они уже сами распределяют ее по регионам», — рассказала Елена Григорьева.

Напомним, на Кубани не первый год обсуждается проект создания фермерских кооперативов, которые должны были взять на себя функцию посредников между локальными сельхозтоваропроизводителями и крупными продовольственными сетевыми компаниями.

Так, по мнению директора ООО «Южное ААА» Александра Акимова, кооперативы могли бы не только организовать всю логистику, но и снизить себестоимость. Он подчеркивал, что таким способом можно закупать более дешевые средства защиты растений, технику и основные материалы, что также будет сказываться на отпускной стоимости продукции.

На очередной сессии ЗСК 27 сентября 2023г. в первом чтении был принят законопроект об «опорном» фермере. Предполагается, что крупный аграрий с широкой материальной базой, которому будет оказана субсидиарная или грантовая поддержка, должен будет объединить вокруг себя более мелких производителей, чтобы обеспечить торговым сетям необходимый объем местной сельхозпродукции.

«Нам важно сохранить устойчивость фермерства. И проект «Опорный фермер» сыграет в этом очень важную роль — и в обеспечении конкурентноспособности КФХ, и в стабильности их деятельности», — сказал губернатор Кранснодарского края Вениамин Кондратьев.

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 22 мая
EUR ЦБ: 98,3 (-0,29)
Инвестиции, 21 мая, 16:37
Курс доллара на 22 мая
USD ЦБ: 90,41 (-0,25)
Инвестиции, 21 мая, 16:37
Все новости Ростов-на-Дону
Супруг отчуждает долю в бизнесе при разводе. Как на это реагирует суд Pro, 09:15
«Яндекс» отметил сокращение разрыва в ценах новостроек и готового жилья Недвижимость, 09:06
В Польше проверят причастность России к пожару в варшавском ТЦ Общество, 09:03
В Ростове рост цен на вторичное жилье в мае обогнал новостройки Ростов-на-Дону, 09:00 
В Белгороде объявили ракетную опасность Политика, 08:52
Как Google и «Яндекс» помешают вам открыть счет в зарубежном банке Pro, 08:47
В ЕС задумались об отмене безвиза с Грузией из-за закона об иноагентах Политика, 08:46
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
На Дону спрос на ремонт «под ключ» вырос на 6% с начала 2024 года Ростов-на-Дону, 08:45 
Володин прокомментировал выдачу ордера МУС на арест Нетаньяху Политика, 08:43
Трассировка дороги Джубга — Сочи должна быть завершена в 2024 году Ростов-на-Дону, 08:33 
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 08:24
Жить в эпоху перемен: 10 правил адаптации к хаосу, внешнему и внутреннему Pro, 08:21
В Днепропетровской области сообщили о повреждении объекта инфраструктуры Политика, 08:15
«Ведомости» узнали о требовании Фридманом $15,8 млрд от Люксембурга Бизнес, 08:05