Александр Гребенщиков: Правительство РО обещает сохранить поддержку инвесторов в 2015г.
Александр Александрович, с конца прошлого года российская экономика испытывает заметные трудности: импорт из-за курсовой разницы подорожал в разы, ставки по банковским кредитам для бизнеса перевалили за 20% годовых. Как это сказывается на экономике Ростовской области?
Да, для донской экономики — как и для экономики всей страны — ситуация сложилась непростая. Но и позиции у нас довольно прочные. Ростовская область входит в число регионов-лидеров по объемам валового регионального продукта. Наш ВРП по итогам 2014 года составил 994 млрд рублей. Приток инвестиций в донской регион немалый. За прошлый год объем инвестиций, привлеченных в основной капитал наших предприятий, составил 262,5 млрд рублей. Крупнейшие инвестпроекты, как вы помните, включены в систему сопровождения со стороны региональной власти — в перечень «100 губернаторских инвестиционных проектов». Таких проектов на сегодняшний день 85 — на общую сумму 527 млрд рублей. Реализовано 26 из них, на 58,7 млрд рублей.
-Недавно губернатор проводил расширенное заседание Совета по вопросам кредитно-финансовой деятельности в сфере развития предпринимательства, в котором участвовали топ-менеджеры банков. Судя по всему, проблемы банковского кредитования на Дону стоят довольно остро...
Для реализации подавляющего большинства инвестпроектов привлекались банковские кредиты. Не будет преувеличением сказать, что именно это стало решающим фактором развития банковской сети в регионе. Сегодня в Ростовской области работают 88 банков, в том числе 14 региональных.
В области ведется активное кредитование реального сектора экономики, объем его финансовой поддержки, по сравнению с 2013 годом, вырос на 3% и составил 638 млрд рублей. По объему кредитования Ростовская область входит в первую десятку российских регионов. Не стоит также забывать, что работники предприятий – и крупных, и небольших – являются крупнейшими потребителями банковских услуг. По последним данным, объем потребительского кредитования в области составляет 125 млрд рублей. Очевидно, что в стабильном развитии реального сектора экономики заинтересованы не только власть и бизнес, но и сама банковская система.
С конца прошлого года — после того, как на фоне антироссийских акций начались курсовые скачки и Банк России был вынужден поднять ключевую ставку, чтобы удержать инфляцию — крупные промышленные предприятия Дона прямо заявляют, что испытывают сложности с кредитованием своего бизнеса. Бизнес говорит о том, что банки ужесточили условия по новым кредитам в части залогового обеспечения, увеличили размеры комиссионных платежей, стоимость кредитов. Значительно выросли сроки рассмотрения и отказы по кредитных заявкам. Получить кредит стало крайне сложно даже по выросшим ставкам.
Как региональные власти могут способствовать решению проблемы кредитования?
Вспомните недавнюю историю с НЭВЗом. Завод из-за отсутствия заказов от «РЖД» заявил о приостановке производственной деятельности. Благодаря активному влиянию областного правительства этого не произошло. После вмешательства губернатора Василия Голубева вопрос снят — НЭВЗ работает. Решить проблему удалось в том числе благодаря кредитам, выданным банком ВТБ производителям локомотивов для нужд «РЖД» на сумму порядка 15 млрд рублей.
Но очевидно, что масштаб проблемы как минимум федеральный — если оставлять за скобками геополитический контекст.
Именно поэтому решения, вырабатываемые во взаимодействии власти и бизнес-сообщества Ростовской области, выносятся на федеральный уровень. В частности, на недавнем заседании Президиума Госсовета губернатор области Василий Голубев акцентировал внимание главы государства и членов Госсовета на необходимости дальнейшего снижения ключевой ставки Банка России. Также на Госсовете губернатор высказал консолидированное мнение бизнеса и власти региона о том, что кредитным организациям следует максимально упростить процедуру согласований реструктуризации кредитов по наиболее экономически устойчивому бизнесу, что нужно упрощать условия и порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по кредитам.
Если трудности с кредитованием испытывают крупные предприятия, что говорить о малых? Какие инструменты поддержки предлагают региональные власти компаниям малого бизнеса?
Ростовская область в числе первых регионов в стране создала Гарантийный Фонд. Сегодня капитализация Фонда составляет 1,5 млрд рублей, ему присвоен рейтинг А+, который свидетельствует об очень высоком уровне надежности гарантийного покрытия.
Губернатором области в 2015 году поручено провести докапитализацию фонда в сумме не менее 320 млн рублей, что в итоге увеличит общий лимит поручительств с 3,2 до 4,5 млрд рублей. Это солидный объем. Намеченная докапитализация позволит субъектам малого и среднего бизнеса дополнительно привлечь 3,4 млрд рублей кредитных ресурсов. Мы готовы принять и другие меры, которые будут способствовать сохранению объемов кредитования реального сектора. По итогам встречи с представителями 15 головных организаций системообразующих банков России и регионального бизнеса губернатор поручил сохранить объемы поддержки бизнеса, организовать дополнительное консультирование предпринимателей по составлению бизнес-планов.
-Подтверждает ли правительство Ростовской области свои намерения сохранить в полном объеме поддержку инвесторов?
Для нас это стратегическая задача. Инвесторы, готовые развивать свой бизнес, невзирая на очередной кризис, могут рассчитывать на нашу поддержку. А это, напомню, весьма увесистый пакет.
Затраты инвесторов на аренду участков на этапе строительства действующим постановлением правительства области уменьшены в 10 раз. При выполнении проектов на территории индустриальных парков предусмотрено полное освобождение от уплаты налога на имущество. По проектам стоимостью свыше 300 млн рублей предусмотрено не только освобождение от уплаты имущественного налога организаций, но и снижение на 4,5% налога на прибыль сроком на 5 лет.
Мы субсидируем 95% затрат на создание инженерной и транспортной инфраструктуры по крупным проектам в сфере АПК. Остальным при подключении к сетям электро- и газоснабжения субсидируем 50%, а при подключении к сетям водоснабжения и водоотведения - от 50 до 70%, в зависимости от объемов капиталовложений по инвестпроекту. В нынешних условиях делаем акцент на повышение конкурентоспособности предприятий, на импортозамещение, в первую очередь - в сфере АПК.