Перейти к основному контенту
Ростов-на-Дону ,  
0 

Василий Голубев: Ростовская область может стать регионом-донором

События в политике и экономике, происходящие с начала года, неизбежно окажут влияние на Ростовскую область, однако не отразятся на основных тенденциях развития региона. Более того, ближайшие несколько лет должны стать для Донского края временем настоящего "прорыва" сразу по нескольким направлениям. Реализация крупных инфраструктурных проектов, развитие наукоемких производств, а также подготовка к мировому футбольному чемпионату способны уже в недалеком будущем заметно преобразить регион. О том, в чем именно будут состоять перемены, в интервью ИА "РБК-Ростов" рассказал губернатор Ростовской области Василий Голубев.
Фото: donland.ru
Фото: donland.ru

События в политике и экономике, происходящие с начала года, неизбежно окажут влияние на Ростовскую область, однако не отразятся на основных тенденциях развития региона. Более того, ближайшие несколько лет должны стать для Донского края временем настоящего "прорыва" сразу по нескольким направлениям. Реализация крупных инфраструктурных проектов, развитие наукоемких производств, а также подготовка к мировому футбольному чемпионату способны уже в недалеком будущем заметно преобразить регион. О том, в чем именно будут состоять перемены, в интервью ИА "РБК-Ростов" рассказал губернатор Ростовской области Василий Голубев.

Василий Юрьевич, сегодня Ростовская область воспринимается многими не иначе, как «регион, граничащий с Украиной». Как отразились на нашей экономике, на стратегии развития области события в соседнем государстве и мировая реакция на них?

Мы весьма тесным образом "завязаны" с Украиной и в промышленном производстве, и в сельском хозяйстве, и в угольной промышленности, поэтому все, что происходит, не может не оказывать влияния на ситуацию. Безусловно, мы учитываем новые обстоятельства. В том числе, мы смотрим, как будет развиваться ситуация с возможными "санкциями" и как поведут себя наши партнеры. Но пока еще никто из них не пришел и не сказал, что меняет свою позицию или тормозит реализацию того или иного проекта.

Что же касается наших перспектив, то мы в любом случае основываемся на одном документе – утвержденной "Стратегии развития Ростовской области" и ни шагу в сторону от нее не делаем. Конечно, стратегия не может быть чем-то закостенелым. Поэтому уже в 2015г. мы должны будем оценить, как регион движется в рамках этой стратегии, вписываемся ли мы в нее с учетом новых реалий.

Как Вы сегодня оцениваете социально-экономическое развитие области? В прошлом году регион «провалился» по одному из наиболее сильных своих направлений – по АПК. Каковы перспективы этого года?

По итогам прошлого года область выглядит неплохо по большей части показателей. Что касается «проседания» по сельскому хозяйству, и тут есть как объективные факторы (например, у нас 14 территорий работали в режиме ЧС из-за погодных условий), так и субъективные. Последние во многом определяются ситуацией с предприятиями ГК "Оптифуд". Крупный производитель достиг производства 90 тыс. тонн продукции в год при проектной мощности 100, и вдруг из-за закредитованности собственников и одновременного роста цен на корма оказался в сложной ситуации.

.По итогам прошлого года область выглядит неплохо по большей части показателей.

Мы сейчас ведем работу по возобновлению производства на этих предприятиях. В конце 2013г. был определен инвестор – компания "Нова Девелопмент". Сейчас ведутся переговоры с "Сбербанком", "Россельхозбанком". Мы имеем для себя некоторую "дорожную карту", но многое будет зависеть от позиции существующего собственника. При этом я могу точно сказать, что в этом году АПК области сработает с "плюсом". Мы пока не знаем, какой будет урожай, но есть ощущение, что динамика будет положительной. Если же мы в течение этого года решим проблему с "Отпифудом", то сработаем с "плюсом" и по производству мяса.

Я могу точно сказать, что в этом году АПК области сработает с "плюсом".

Кроме того, сейчас на сопровождении минсельхозпрода области находятся 24 инвестпроекта в сфере АПК. Наиболее значимые из них – строительство комплекса по глубокой переработке зерна и производству аминокислот компании "ДонБиоТех" совместно с немецкой EVONIK INDUSTRIES, строительство сахарного завода "Международной сахарной корпорацией", создание нового промышленного комплекса по производству мяса утки компании "Евродон-Юг".

Помимо АПК, Ростовская область имеет и другие "точки роста". Насколько полно сегодня используется промышленный потенциал региона, какие "ориентиры" поставлены в этом направлении?

Мы имеем очень серьезный научный потенциал, и соединение нашего производства с наукой дает нам шанс для создания и развития новых высокотехнологичных производств. У нас есть планы по созданию крупных промышленных комплексов, которые дадут новые рабочие места с хорошим уровнем заработной платы. Речь идет о работе по импортозамещению на территории области, а также о создании крупного вертолетного кластера в районе Батайска. Это несколько заводов и несколько вспомогательных производств. По самым пессимистическим прогнозам, это не менее 10 тысяч рабочих мест, а по оптимистическим – 15-17 тысяч.

У нас есть планы по созданию крупных промышленных комплексов, которые дадут новые рабочие места с хорошим уровнем заработной платы.

На существующих крупных промышленных предприятиях есть проблема состояния их фондов и технологий. Это крайне актуальная тема, учитывая, что многие наши производства известны и заметны далеко за пределами региона. Это ТАНТК им.Бериева, ТМК, НЭВЗ, "Тагмет", "Ростсельмаш". Мы стараемся их поддерживать – конечно, исходя из возможностей бюджета. Мы сегодня субсидируем покупку сельхозтехники, производимой на территории области. Не так давно на совещании с премьер-министром РФ я ставил вопрос о том, что дотироваться должны только отечественные производители, или, если речь идет о производителе не из России, то уровень локализации должен быть не менее 50%. Мы не должны на своих производствах только собирать "конструктор". Мы должны производить составляющие этого конструктора, тогда мы будем менее зависимы в любой ситуации!

Не так давно Вы направили в Минтранс РФ письмо с предложением о создании в Ростовской области третьего транспортного узла России. Что это даст региону?

Я считаю, что Ростов занимает такое положение, что он действительно является третьим транспортным узлом, и он уже сейчас участвует в реализации федеральных транспортных программ. Если это будет подтверждено постановлением Правительства РФ, то появится новый драйвер развития региона. Каждый крупный инфраструктурный проект – точка притяжения для других инвесторов. Например, сейчас уже есть интерес к территории вблизи Южного хаба – там хочет разместить свой терминал "Почта России", есть предложения по участию в строительстве бизнес-аэропорта малой авиации. Дальше речь будет идти о гостиницах, торговых центрах и других объектах, которые могут расположиться вокруг аэропорта.

Что касается Южного хаба – как решается вопрос с выкупом земли под строительство аэропорта?

Сегодня из почти 1,5 тыс. га, подлежащих изъятию, на 679 га полностью зарегистрировано право госсобственности, еще на 290 га подписаны договоренности. С собственниками 22 земельных участков общей площадью 429 га ведутся переговоры. Возможно, где-то придется решать спор в судебном порядке. Вообще, проблемы с землей есть всегда – какой бы объект ни строился. Собственник всегда хочет продать дороже. У нас есть цена, обоснованная государством. Вокруг этого и ведутся споры. Но процесс идет, и наша задача – начать строительство в этом году.

В этом году, фактически, стартует еще один масштабный проект – подготовка к ЧМ-2018. Есть ли сегодня понимание того, как будут использоваться те новые объекты, которые пока только предстоит построить, после чемпионата?

Сегодня футбольный стадион, который должен появиться на левом берегу Дона – это некая доминанта, которая заставляет многих задуматься о возможностях этой территории. И я убежден, что уже в этом году будет очередь из желающих реализовать там какой-то проект. Туда пойдет бизнес. Но, как известно, в очереди есть свои правила. И тот, кто пришел первым, будет первым. Поэтому мы уже сейчас должны собирать пул возможных инвесторов, чтобы понимать, что мы будем иметь на левом берегу после 2018г. Так, одним из принципиальных инвесторов на освоение этой территории выступает ООО "АгроСоюз Юг Руси", который планирует реализовать проект по строительству многофункционального зрелищного конноспортивного комплекса.

Мы уже сейчас должны собирать пул возможных инвесторов, чтобы понимать, что мы будем иметь на левом берегу после 2018г.

Сегодня есть планы по развитию территории Гребного канала и Левого берега, где привыкли отдыхать ростовчане – предполагается создание там нескольких парков с выходом на берег Дона. Рассматривается вариант строительства в левобережной зоне нового комплекса зданий областного правительства – мы ищем оптимальный вариант, просчитывая все возможные нюансы. Мы сегодня должны понимать, что наследие ЧМ-2018 — не только сам стадион на 45 тысяч зрителей, это целая зона вокруг него. И если к 2018 году она будет жить какой-то полноценной жизнью, то, я убежден, это станет мощным магнитом для инвесторов. И те 139 га территории для освоения, которые есть сейчас — лишь маленькая часть того, что можно осваивать в перспективе.

Соблюдается ли график строительства самого стадиона – центрального объекта левобережного кластера?

По самому стадиону вопросов сегодня нет. Не позже июля проект должен получить заключение Госэкспертизы. После этого начнется разработка рабочей документации, которая должна быть завершена до мая 2015г. Все это будет сопровождаться системой контроля, уже сейчас есть "дорожная карта" по этапам реализации проекта. Но, повторю, подготовка к ЧМ-2018 — это не только стадион. В программе подготовки к чемпионату есть федеральная составляющая, есть региональная, и есть очень серьезная городская часть. Сегодня мы концептуально понимаем, что мы хотим получить в итоге. Но реализация большой концепции превращается в массу отдельных «мелочей», которыми необходимо заниматься уже сейчас. Не начав в 2014 году готовиться к 2018-му, город будет потом все делать "бегом" и все равно не успеет!

Среди других проектов, связанных с подготовкой к ЧМ-2018 называлось строительство канатной дороги через Дон. Каковы перспективы реализации этих планов?

Как только я сказал, что «канатка» может быть интересна городу, появилось несколько заинтересованных инвесторов. Вернулись те, кто когда-то начинал разрабатывать проект. Появились предложения от ДГТУ. Появилась структура, в которой говорят: дайте нам построить круглогодичный развлекательный комплекс на левом берегу, и мы готовы за свои деньги сделать канатную дорогу. Это хорошее предложение, но мы должны понимать, что «канатка» должна работать не только в период чемпионата, но и после него. А чтобы она работала, на левом берегу должно быть интересно — возможно, не только отдыхать, но и жить. Сегодня есть программы строительства там жилья, кроме того, там есть промзона, куда несколько десятков тысяч человек едут работать. Все это мы сейчас осмысливаем, понимая, что главное — уйти от традиционный сомнений и часто искуственно создаваемых препятствий.

Сегодня у региона много довольно амбиционзных планов. Что, на Ваш вгляд, может стать наиболее серьезными "сдерживающими факторами" для их реализации?

Всегда есть то, что мешает. Это, например, состояние инфраструктуры: дороги, инженерные сети и так далее. Да, мы реализуем большое количество программ, в том числе федеральных, но прекрасно понимаем, что дело не только в магистральных дорогах или газопроводах. Это еще и внутрирайонные дороги, сети, системы инженерных коммуникаций. Есть проблема не только в изношенности инфраструктуры, но и в ее ограниченных возможностях. Ростовская область неплохо газифицирована, но пропускная способность наших газораспределительных станций не всегда позволяет присоединять новых потребителей. А ведь прежде чем принимать решение о размещении нового производства в той или иной зоне, необходимо понимать, сможем ли мы к моменту завершения проекта иметь необходимый объем газа, воды, будут ли там дороги.

Есть проблема не только в изношенности инфраструктуры, но и в ее ограниченных возможностях.

Выход, на мой взгляд, в более активном применении принципов государственно-частного партнерства. Несмотря на то, что федеральный закон о ГЧП не принят, у нас действует наш, областной закон, принятый в сентябре 2010г. За это время мы попытались создать систему преференций, которая сегодня позволяет пригласить бизнес к сотрудничеству. Подтверждение тому, что у нас это получается – наша динамика инвестиций. Мы заметно прирастаем. По оценке, по итогам 2013 года, привлечено 242,5 млрд. рублей инвестиций (в 2012- м – 207 млрд. рублей). План этого года — свыше 256 млрд рублей, в рамках программы "100 губернаторских инвестпроектов" планируется ввод 12 объектов на 45,2 млрд рублей.

Какова сейчас ситуация на угольных предприятиях региона? Часть из них, как известно, сегодня принадлежат украинским компаниям – в частности, холдингу ДТЭК…

Предприятия ДТЭК – компания "Донской антрацит" и "Шахтоуправление "Обуховская" работают, заявленные объемы инвестиций в 2 млрд рублей выполняется, у нас с ними нет вопросов и, я надеюсь, не будет. У нас есть некоторые проблемы с "Запорожсталью". С 2013 г. приостановлено строительство шахты "Быстрянская 1,2» и работа ЦОФ "Шолоховская". Собственники уже вложили в этот проект около 100 млн долларов, это практически 2/3 общего объема финансирования, но сейчас ситуация находится «в режиме ожидания». Идет переговорный процесс, в нем участвует, в частности, "Сбербанк" – основной соинвестор этого проекта.

У нас есть некоторые проблемы с «Запорожсталью». С 2013 г. приостановлено строительство шахты «Быстрянская 1,2» и работа ЦОФ «Шолоховская».

Мы имеем огромные запасы угля. Сегодня у нас объем разведанных запасов — 6,6 млрд тонн. Это цифры, не сравнимые с тем, что мы производим. У нас есть перспективы по развитию отрасли. Сегодня несколько предприятий приобрели участки для разработки полезных ископаемых, занимаются подготовкой проектно-сметной документации, и, если они выйдут на завершение этих проектов, у нас могут появиться новые шахты. Среди потенциальных инвесторов – тот же ДТЭК и ряд российских компаний.

Не первый год угольщики Ростовской области поднимают проблему низкокачественного «украинского угля», который поставляется на Новочеркасскую ГРЭС – основного потребителя продукции нашего углепрома – по демпинговой цене, тогда как "наш" антрацит скапливается на складах шахт. Что делается для решения этой проблемы?

Мы обратились к председателю правительства РФ с просьбой рассмотреть эту проблему, сейчас на выходе документ "О введении временного ограничения на ввоз каменного угля с содержанием серы более 1%". Он даст нам возможность защитить наших производителей.

Василий Юрьевич, в 2011 году Вы говорили о том, что за три года Ростовская область сможет перестать быть дотационным регионом. Но в этом году мы снова говорим об увеличении федеральных субсидий и сокращении собственных доходов. Что сегодня мешает области стать самодостаточной?

Хочу подчеркнуть что изменения, внесенные в бюджет в апреле этого года, носят текущий характер, не следует воспринимать эту ситуацию как "чрезвычайную". Я посчитал нужным сделать это, чтобы не повторять опыт 2013 года, когда нам пришлось приостановить оплату выполненных договоров и услуг. За 1 квартал этого года все выплаты были произведены. Но теперь мы попытались сдержать ситуацию, и по итогам первого полугодия оценим результаты. Да, некоторое время назад мы очень хотели иметь бездотационный бюджет. Мы уже решили одну задачу – область впервые вошла в число низкодотационных регионов, опустившись с 38% дотаций из федерального бюджета до 18-19%. И сейчас можно пойти на риск и искусственно сделать бюджет бездотационным. Но каждый риск должен быть оправдан. На мой взгляд, правильней сказать, что мы сделаем меньше – и сделать, чем набрать кучу обязательств, и потом объяснять, почему мы их не выполнили.

А есть ли, в таком случае, у Ростовской области перспективы когда-либо стать регионом-донором?

Есть, на 100 процентов! По мощности региона, по потенциальным возможностям, по стратегии мы очевидно должны в ближайшие 3-5 лет выйти на этот уровень. Конечно, если не будет непредвиденных "скачков", резких макроэкономических изменений и так далее.

Возвращаясь к теме Украины. Вы уже говорили, что еврорегин "Донбасс", в который входит Ростовская область, должен быть сохранен. Однако за последнее время ситуация в соседнем государстве еще более изменилась...

А позиция Ростовской области осталась прежней! Я считаю, что еврорегион должен и будет жить. Не так давно я получил письмо от президента Ассоциации еврорегионов. Он напомнил, что наступила наша очередь платить взнос за членство еврорегиона "Донбасс" в европейской ассоциации. Мне пытались возразить, мол, зачем платить – неизвестно еще, что там теперь будет. Я сказал — мы платим! Мы платим за нашу ассоциацию.

Я считаю, что еврорегион "Донбасс" должен и будет жить.

Никто не остановил наши проекты, реализуемые в приграничных территориях. Между нашими регионами есть договоры, которые заключены независимо от властей. Почему они не должны работать? Есть муниципальное сотрудничество, которое будет идти даже без всякого нашего участия. Кроме того, я считаю, что все сегодняшние сложности и даже трагедии — все же временное явление. Ведь, как известно, в споре победителей не бывает, и после любой ссоры наступает мир, начинаются попытки наладить контакт. Мудр тот, кто делает полшага назад, и потом — шаг вперед. Другой позиции у Ростовской области нет.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Все новости Ростов-на-Дону
В городе Запорожье прозвучал взрыв Политика, 05:27
В Москве заработают новые выделенные полосы для общественного транспорта Общество, 05:08
Над Рязанской областью подавили беспилотник Политика, 04:58
Германия решила купить дополнительные Patriot на фоне поставок ПВО Киеву Политика, 04:51
США самостоятельно произвели первые 90 кг обогащенного урана Политика, 04:43
В Армении перекрыли трассу, протестуя против передачи сел Азербайджану Политика, 04:19
В Москве арестовали участников белгородской ОПГ по делу об исчезновениях Общество, 04:17
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
В Смоленской области после падения дрона начался пожар на объекте ТЭК Политика, 03:49
Фонтаны Петергофа впервые за много лет работают в снегопад. Видео Общество, 03:45
Выпуск новых биткоинов в четвертый раз в истории сократился вдвое Крипто, 03:26
Киргизский Finca Bank ограничит переводы из Сбербанка и Тинькофф-банка Финансы, 03:21
Приставы передали изъятые за пьяную езду машины на нужды военной операции Политика, 03:00
На военной базе в Ираке произошел взрыв Политика, 02:59
«Ъ» связал увольнение ректора Института русского языка с партнерами вуза Политика, 02:10