Перейти к основному контенту
PROВино⁠,
0
Эксклюзив

Вино другого уровня: как на Юге развивается производство премиум-сегмента

Южные виноделы заявили о планах по увеличению производства премиум-вин на 15-20% в ближайшие несколько лет. Этому способствуют меры по защите внутреннего рынка и рост осознанного потребления в стране, узнал РБК Краснодар
Фото: РБК Краснодар
Фото: РБК Краснодар

Виноделы Краснодарского края фиксируют активно растущий спрос на премиальные вина. Некоторые винодельческие предприятия планируют увеличить объемы производства данной категории на 15-20% в ближайшие несколько лет и довести долю сегмента до 35% в общем обороте компании, выяснил РБК Краснодар.

По данным Роскачества, развитие премиум-сегмента виноделия в России активно началось около 10 лет назад. Долгие годы категорию премиального вина в стране полностью контролировал импорт, но сегодня ситуация меняется, и отечественные производители стремительно занимают эту нишу. По словам статс-секретаря — замминистра финансов РФ Алексея Сазанова, росту потребления и производства российского вина способствуют меры по защите внутреннего рынка, в первую очередь, повышенные пошлины на импортный товар.

«Ассортимент премиальных российских вин расширяется, и объем продаж в этом сегменте также растет. Кроме того, проходят многочисленные фестивали, ярмарки, конкурсы, составляются рейтинги, развивается гастрономический туризм. Благодаря этому россияне могут убедиться, что наши вина не хуже, а порой гораздо лучше зарубежных по соотношению цены и качества. Виноделов вдохновляет растущий интерес к премиальной продукции, поэтому вин высокого качества становится больше», — в интервью «Ведомостям» рассказал генеральный директор «Фанагории» Петр Романишин.

Южные премиальные

Кубанская «Фанагория» является одним из первопроходцев премиального виноделия в России. Первая в стране премиальная линейка вин «Крю Лермонт», виноград для которых был собран с определенного участка и с ограничением урожайности, появилась в 2005 году. На сегодняшний день почти 30% продукции винодельни относится к премиум-сегменту, прокомментировал заместитель генерального директора по развитию премиального направления «Фанагории» Игорь Сердюк.

В 2025 году одна из крупнейших виноделен Краснодарского края «Кубань-Вино» намерена выпустить 4 млн бутылок премиального вина, что составит 4,5% от общего оборота компании, рассказали в пресс-службе предприятия.

«Этот план подразумевает прирост в 65% по сравнению с 2024 годом, что обусловлено как планомерным развитием нашего производства, так и растущим спросом потребителей на фоне изменения цен на импортные вина», — говорится в сообщении.

Для расширения географического покрытия и наращивания объема продаж вина в «Шато де Талю» разработали новую стратегию, предусматривающую ребрендинг существующих позиций и создание новых, следует из финансовой отчетности компании за 2024 год. На предприятии планируется увеличение средней цены продажи с 360 до 555 руб. за бутылку за счет наращивания доли реализации премиального вина и снижения доли эконом-сегмента.

Премиальные вина сейчас занимают около 20% от общего объема производства «Шато де Талю», это на 30% больше, чем в 2024 году, рассказал коммерческий директор компании Даниил Бачалов. По его словам, такой рост обусловлен стабильным спросом и расширением рынков сбыта.

Некоторые предприятия региона в 2025 году только готовятся представить свои премиальные вина. Так, винодельня «Olymp Winery» в Крымском районе планирует выпустить первую линейку к концу текущего года. В 2024 году на винодельне заложили виноградники для первой партии премиум-вин, из урожая которых планируется создать 10 тыс. бутылок и распространить их через канал HoReCa.

«Мы давно думали над внедрением премиального сегмента и постепенно шли к этому. Основной задачей предприятия было заполнить рынок массового сегмента, и в этом направлении проделана большая работа. Нам потребовалось реконструировать производство для улучшения качества продукции, и мы сразу организовали это с заделом на возможность выпускать премиальные вина», — поделился главный винодел «Olymp Winery» Вячеслав Зотин.

Доверие потребителя растет

Положительная динамика в премиальном сегменте для «Фанагории» имеет устойчивый и долгосрочный характер. Она прослеживается на протяжении последних 5-6 лет и связана с осознанным потребительским предпочтением «пить меньше, но лучше».

«Российский потребитель постоянно повышает свой уровень винного образования, расширяет кругозор, и в его поле зрения попадают новые интересные категории качественных продуктов. Благодаря обратной связи с конечным потребителем, мы быстро реагируем на запросы потребителей, и в нашем ассортименте появляются новые премиальные продукты», — сказал Игорь Сердюк.

По словам Даниила Бачалова, спрос на премиальные линейки стабильно увеличивается. По собственным оценкам «Шато де Талю», количество постоянных клиентов в данном сегменте возросло примерно на 25–30% за последний год. Это подтверждает тот факт, что потребитель принял ценовую и продуктовую политику и стал активнее выбирать продукцию предприятия среди других брендов, считает заместитель гендиректора по развитию премиального направления.

По мнению Стефании Майоровой, управляющего партнера винодельческих брендов «Mantra estate» и «Magnatum», выпускающих премиальное вино из урожая собственных виноградников в «Долине Лефкадия», интерес потребителя к этому сегменту обусловлен, в первую очередь, импортозамещением.

«Люди, которые разбираются в вине, ищут для себя хорошие качественные альтернативы. На сегодняшний день среди российских производителей уже можно найти достойные образцы данных категорий», — сказала она.

Производство премиального вина включает в себя многие технологические моменты, которые влияют на удорожание продукции, но оно оправдано, так как развитие данного сегмента является имиджевой историей для самого предприятия и способствует повышению культуры потребления, отметил Вячеслав Зотин.

Все дороги ведут в HoReCa

Одним из самых распространенных каналов сбыта премиального вина выступает HoReCa, где в настоящее время особо остро ощущается нехватка данного сегмента. Среди причин дефицита представители отрасли выделяют недостаточные объемы производства и конкуренцию между каналами продаж. Опрошенные РБК Краснодар винодельни используют сегмент HoReCa в качестве одного из основных путей распространения продукции и планируют расширять свое присутствие.

По данным пресс-службы «Кубань-Вино», ключевую роль в расширении географии поставок премиум-вина играют специалисты и ритейл с соответствующей продуктовой корзиной, а также сегмент HoReCa.

Винодельня «Фанагория» реализует большую часть премиальной продукции через бутики и винотеки собственной сети, число которых в совокупности превышает 200 точек по всей России. По словам Игоря Сердюка, компания сегодня активно осваивает сетевую розницу и сегмент HoReCa.

Среди основных направлений сбыта премиального вина коммерческий директор «Шато де Талю» называет рынки Москвы и Санкт-Петербурга, а также центральной части России. Кроме этого, в компании отмечают растущий интерес Урала к премиум-продукции.

«Калининград — стабильно активный рынок, на Юге нас давно знают, и регион остается для нас стратегически важным. Параллельно мы расширяем присутствие в специализированной рознице и HoReCa и усиливаем представленность в локальных бутиках», — отметил Даниил Бачалов.

Стефания Майорова в качестве каналов сбыта продукции выделяет три категории: HoReCa, выступающую основной точкой реализации, сегмент Prive, включающий в себя частных корпоративных клиентов, и винотеки — непосредственно премиальной категории и те, что соответствуют параметрам и запросам винодельческих брендов.

Удержать цены

Общий уровень цен на вино, в частности премиальное, неизбежно растет вместе с инфляцией, однако «Фанагория» старается сдерживать их рост, чтобы у потребителя сохранялся доступ к качественным российским винам. По словам Сердюка, это удается делать благодаря собственной масштабной сырьевой базе и полному циклу производства на предприятии.

Винодельня «Шато де Талю» несколько лет держала цены стабильными, чтобы потребители могли попробовать вина компании и оценить их качество и цену. Однако, по оценке Даниила Бачалова, в 2025 году премиальные вина подорожали примерно на 8–11% в зависимости от их типа.

В «Кубань-Вино» РБК Краснодар рассказали, что компания придерживается унифицированной ставки инфляции для всех выпускаемых продуктов, учитывая изменения в себестоимости.

По словам Стефании Майоровой, цены на премиум-вина за последний год никак не изменились. В «Mantra estate» и «Magnatum» не планируют увеличивать цены и постараются сохранить их в ближайшие два года с целью формирования доверительных отношений с потребителем.

«В случае роста инфляции, а также цен на комплектующие, оборудование и ряд других составляющих, мы будем вынуждены в небольшом процентном отношении расти вверх. Есть еще ряд факторов, который, вероятно, может подтолкнуть нас к увеличению цены, но мы постараемся сохранить ее неизменной максимально долго», — сказала Майорова.

Устойчивое развитие

Управляющий директор Luding Group, одной из крупнейших дистрибьюторских компаний в России, Гарегин Шахмеликян считает, что у сегмента российских премиальных вин большой потенциал развития.

«Россия активно занимает новые ниши, и, хотя премиум-сегмент у нас на сегодняшний день небольшой, он активно развивается — и новые винодельни, в том числе небольшие семейные, и крупные производители внедряют новые интересные вина. Вместе с нашим партнером «Olymp Winery» мы готовим новые продукты и уже думаем над линейкой премиальных вин», — сказал Шахмеликян.

По оценке «Фанагории», доля компании в премиальном сегменте российского виноделия уже сейчас превышает 20%. Успех в данной категории дает предприятию возможность реинвестировать прибыль от высокомаржинальной продукции в развитие новых направлений, что является залогом устойчивого финансового развития, убежден Игорь Сердюк.

«Мы планируем наращивать свое присутствие в данном сегменте, но темпы прироста будут во многом зависеть от макроэкономических факторов, в первую очередь, от роста покупательной способности населения», — сказал он.

В «Кубань-Вино» также заявили о планах активно развивать продажи вин премиальной категории, расширяя ассортимент действующих продуктов и внедряя новые проекты. Так, в 2026 году компания уже запланировала увеличение данного сегмента еще на 20%.

Согласно планам «Шато де Талю», доля премиального сегмента на предприятии будет ежегодно увеличиваться на 15–20%. Коммерческий директор компании рассказал о том, что целью на ближайшие годы является доведение доли премиум-вин до 35% в общем объеме производства путем обновления линеек, маркетинга и усиления присутствия в ключевых точках продаж.

«Рост премиального сегмента напрямую влияет на повышение рентабельности и общую выручку. Это позволяет эффективнее планировать производство, инвестировать в развитие бренда и качество продукта, а также формировать более устойчивую финансовую модель», — отметил Бачалов.

По словам Стефании Майоровой, в регионе в 2028 году планируется достроить винодельческое хозяйство, на базе которого будут производить бренды «Mantra estate» и «Magnatum». В рамках нового производства, считает она, станет возможно увеличение объема выпуска премиальных вин.

«В связи с тем, что мы используем виноград, выращенный собственными силами, мы будем делать вина исходя из объемов посадок наших виноградников. Будем надеяться на хорошие климатические условия, чтобы качество, структура и стабильность нашего вина только увеличивались», — резюмировала Майорова.

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Ростов. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 00:01
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 00:01
Все новости Ростов-на-Дону
Вартанян назвал условие досрочной победы Яна над Двалишвили в UFC Спорт, 00:05
Бундестаг отклонил резолюции по активам России и ядерным сделкам Политика, 00:04
Задержанного у Госдумы «иноагента по приколу» арестовали на 15 суток Политика, 05 дек, 23:58
Дрон атаковал машину председателя избиркома Белгородской области Политика, 05 дек, 23:41
Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии РБК и КИТ МЕД, 05 дек, 23:30
Большой театр анонсировал старт продаж на январские показы «Щелкунчика» Общество, 05 дек, 23:24
The Atlantic рассказал о странном исчезновении борца с супер-ИИ в США Технологии и медиа, 05 дек, 23:21
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Трамп исполнил свой танец на жеребьевке ЧМ по футболу Спорт, 05 дек, 23:10
Россия и Иран: история сотрудничества РБК и РЭЦ, 05 дек, 23:00
Politico узнало, что Венгрия оставила ЕС без «плана Б» по активам России Политика, 05 дек, 22:54
Зеленский исключил Ермака из СНБО и своей ставки Политика, 05 дек, 22:52
Аэропорт Тамбова временно приостановил полеты Политика, 05 дек, 22:48
Что умеет видеоаналитика на производстве и в ретейле РБК х МТС Бизнес, 05 дек, 22:46
Bentley подтвердила отзыв кроссоверов Bentayga из-за перегрева батареи Общество, 05 дек, 22:41