Перейти к основному контенту
Ростов-на-Дону ,  
0 

Возрождение мозаики: Как на Юге растет конкуренция среди реставраторов

Игроки рынка отмечают возрождение школ мозаичистов на Юге РФ. По их данным в ЮФО растет как интерес к восстановлению значимых объектов, так и появляются новые заказы, конкуренция за которые будет увеличиваться
Фото: РБК Ростов
Фото: РБК Ростов

Привлекательные гранты

На Юге России увеличилась конкуренция среди реставраторов-мозаичистов благодаря растущему из года в год количеству грантов, направленных на восстановление соответствующих панно в ЮФО и СКФО, такое мнение высказали игроки рынка. Особенно заметна тенденция в Ростовской области.

Как рассказала реставратор-мозаичист Марина Яблонская, на увеличение конкуренции влияет постепенно повышающееся внимание общественности к городским мозаикам. Появляются активисты, привлекающие к восстановлению значимых объектов спонсоров, кроме того растет количество частных заказов.

«С каждым годом мозаичистов становится все больше, потому что люди обращают больше внимания на эту сферу, кто-то выигрывает гранты на большие проекты. Мозаика воскресает, и за счет этого конкуренция и будет расти», — поделилась Яблонская.

Эту информацию подтвердил и общественный деятель, краевед и автор проекта «Прогульщик» о мозаиках ростовских подземных переходов Игорь Нарижний. По словам которого, сегодня на общероссийском уровне идет тенденция возрождения школ мозаики.

«Судя по тенденциям, которые сейчас происходят у нас в стране, и на Юге в целом появляются школы мозаики, возрождаются школы мозаики. Плюс существуют действительно мозаичники, которые работают много лет, но, которые не работают, скажем так, на общественные места, делают частные заказы. Рынок был, есть и остается, вопрос в том, насколько людям интересно выходить на работу и сотрудничать по госконтракту, по тендерам», — отметил Нарижний.

Городские объекты

Что касается уже существующих в южных городах мозаичных панно, по словам специалистов и игроков рынка, основная проблема сегодня — их грамотное восстановление и учет особенностей тех зданий, на которых она нанесена.

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

Как рассказал советник РААСН Артур Токарев, чаще утраты носят фатальный характер в связи со сносом здания или его капремонтом.

«Советской мозаики 1960-80-х великое множество. Крайне сложно посчитать сколько. Никто такую статистику и в советское время не вел. Думаю, в Ростовской области несколько сотен произведений. Они очень разные по качеству — есть высокохудожественные произведения, а есть рядовые и даже кустарные. Мозаика, техника подразумевающая существование произведения десятки и сотни лет. Чаще мозаики не ветшают, а исчезают из-за реконструкций зданий или их сносов. Поэтому не так много в процентном отношении мозаик, нуждающихся в реставрации. Но в количественном отношении их довольно много», — говорит Артур Токарев.

Схожей точки зрения придерживается и искусствовед, один из авторов проекта «Осколки прошлого. Монументальная мозаика Краснодара» Алексей Угольников.

По его данным, В Краснодаре, например, на сегодняшний день удалось обнаружить более 60 мозаичных панно, существовавших в разное время. Сохранить из них удалось только 40, как раз по причине того, что панно нанесены на никак не охраняемых объектах, многие из которых обветшали.

«На сегодняшний день осталось около 40 мозаик, которые можно увидеть воочию. Часть мозаик была демонтирована, часть существует, но они скрыты под гипсокартоном, баннерами, профнастилом и другими покрытиями», — отметил Угольников.

Он также добавил, что решением этой проблемы могло бы стать присвоение таких объектов статуса объектов культурного наследия, как это сегодня делается Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Ростове-на-Дону, Самаре и других городах.

«Что касается охраны мозаик в Краснодаре, к сожалению, пока ни одна из них не обладает статусом объекта культурного наследия, поэтому решение о её сохранении находится целиком в ведении собственника здания. В случае со зданием Цирка и бывшим фарфоро-фаянсовым заводом «Чайка», которые ожидает большая реконструкция, хочется надеяться, что прекрасные произведения монументально-декоративного искусства будут сохранены», — сказал Алексей Угольников.

Вместе с тем, как отметил Игорь Нарижний, в донском регионе растущая конкуренция между реставраторами-мозаичистами нивелируется проблемами лицензирования для доступа к работе с теми панно, которые относятся к объектам культурного наследия (ОКН). К таковым, например, в 2020 году отнесли мозаику, созданную вручную в нескольких подземных переходах Ростова в 1970-х — 1980-х годах. Получение лицензии и дополнительных документов для реставрации ОКН — главная сложность для реставраторов.

«Специалистов, работающих с мозаикой достаточно много, но, поскольку мозаичное панно в подземных пешеходных переходах является объектом культурного наследия — требуется определенный доступ для работы. И он отсекает большое количество профессионалов. Там нужно получать лицензии, подтверждать мастерство и многие с этим не желают связываться, поэтому работают, просто выкладывая мозаики», — рассказал эксперт.

Долго и дорого

В целом, по замечаниям специалистов, работа с мозаичным панно является довольно трудоемким процессом, который требует немалых временных и материальных ресурсов.

Процесс является достаточно дорогостоящим. По словам Яблонской, для восстановления общественно значимых панно и закупки необходимых материалов для них часто привлекаются сторонние частные спонсоры. При этом не всегда удается рассчитать затраты на восстановление объекта заранее.

«Прогнозировать бюджет восстановления панно сложно, потому что цены у нас в России нестабильные и сколько придется покупать материалов до проведения детальных расчетов по проекту не ясно», — рассказала специалист.

Эти же данные подтвердила организатор фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» в Ростове Дарья Максимович, которая занимается восстановлением проекта «Балканы» в Ростове.

Так для реставрации мозаичного панно «Балканы» 3,2 метра высотой и шириной чуть больше 6 метров будет привлечено порядка 800 тыс. рублей за счет партнеров местного и федерального бизнеса. Завершить процесс восстановления культурного объекта планируют к сентябрю 2024 года.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 23 февраля
EUR ЦБ: 100,44 (+0,55)
Инвестиции, 22 фев, 16:42
Курс доллара на 23 февраля
USD ЦБ: 92,75 (+0,31)
Инвестиции, 22 фев, 16:42
Все новости Ростов-на-Дону
Нуланд назвала условие Украине для готовности к мирным переговорам Политика, 02:40
Посольство направило Госдепу ноту протеста из-за слов Байдена о Путине Политика, 02:03
Пашинян заявил о заморозке членства Армении в ОДКБ Политика, 01:51
В Петербурге задержали пытавшихся убить адвоката Патрушева Общество, 01:36
В Белом доме связали слова Байдена о Путине с угрозами безопасности Политика, 01:32
Донецкий «Шахтер» не смог выйти в 1/8 финала Лиги Европы Спорт, 01:04
Власти расширили требования к организаторам по «Пушкинской карте» Общество, 01:03
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подписаться
Путин поздравил военных и ветеранов с Днем защитника Отечества Политика, 01:01
В Одессе и Днепре прогремели взрывы Политика, 00:50
Все услуги рядом с домом: где найти квартиру для комфортной жизни РБК и ПИК, 00:30
Следователям и прокурорам разрешили защищаться автоматами Калашникова Общество, 00:26
Рекордсмена «Барселоны» посадили в тюрьму. Чем запомнилась карьера Алвеса Спорт, 00:01
Нуланд пообещала «сокрушительный» пакет санкций против России Политика, 22 фев, 23:48
Джо Байден встретился с вдовой и дочерью Навального Политика, 22 фев, 23:46