Онлайн в моменте: как живут вузы Дона на самоизоляции
Предвестники онлайна
Как отмечают представители донских вузов, богатый опыт организации онлайн-обучения у них был еще до введения режима самоизоляции и перехода на дистанционную работу. По словам проректора по учебной работе ДГТУ Владимира Колодкина, федеральные власти давно подталкивали к подобным решениям.
«Большинство вузов уже внедряли систему дистанционного обучения, поэтому у нас есть и своя платформа, и серверы, которые мы недавно усилили. Но в настоящее время проблема в другом — в преподавателях. Дело не в том, что есть какой-то протест, а в понимании основ дистанционной работы. По сути, у тебя полное отсутствие очного контакта со студентами. Тебе надо понять, какая часть встреч повторяема и ее можно дать в записи, а где надо консультировать. Это большая работа, но это верный вызов», — считает он.
Об этом также говорит ректор и основатель Южного университета (ИУБиП) Имран Акперов.
«Дистанционное обучение мы ведем уже несколько лет. Психологически руководство вуза было готово. Однако оказалось, что недостаточно иметь технические ресурсы. Выяснилось, что у педагогов не совсем сформировалась цифровая культура, а они — наш главный ресурс», — рассказал он.
Как отметил первый проректор РГУПС Александр Челохьян, в вузе не было проблемы необходимости перестройки преподавателей. Однако учебное заведение столкнулось с трудностями в технической части обеспечения онлайн-обучения.
«Мы словно знали заранее, что это пригодится, и в декабре-январе провели аукционы, чтобы усилить базу серверов. Но нагрузка на них все равно была огромная. Когда там работали сотни человек, все было хорошо. Когда начали работать тысячи, пришлось перестраиваться и подключать другие платформы», — отметил представитель вуза.
По словам и.о. проректора по образовательной деятельности ЮФУ Гульнары Ломакиной переход на дистанционное обучение также сделал актуальным вопрос внутренней культуры всех участников процесса.
«Существование среды онлайн — уже привычные образовательные стандарты. Однако мы видим, что это затрагивает не только базовый вопрос технической грамотности, но и вопросы внутренней дисциплины и внутренней культуры, которые подразумевает этику поведения в онлайне. Именно это для нас новое», — говорит она.
Все участники видеоконференции отмечают, что, вопреки прогнозам, не возникло сложностей с посещаемостью студентов. По данным мониторинга вузов, учащиеся гораздо активнее посещают онлайн-занятия, чем с занятия в привычном формате.
Будут новые студенты
Руководство донских вузов рассчитывает, что следующий учебный год будет проходить уже в привычном для всех офлайн-формате. По разным оценкам, прием абитуриентов планируют завершить в сентябре 2020 года.
«Уже сейчас очевидно, что мы переносим сроки ЕГЭ. Соответственно, абитуриенты придут к нам позже. Когда закончится прием документов, пока непонятно. Вполне возможно, что мы не успеем к 1 сентября», — говорит Владимир Колодкин.
Как отмечает Гульнара Ломакина, в случае возможного продления дистанционного режима работы вузы будут готовы принимать документы абитуриентов в режиме онлайн.
«У Министерства науки и высшего образования есть проекты, которые, в случае необходимости, позволят нам принять документы у абитуриентов в электронном виде. Для этого им необходимо будет пройти регистрацию на сайте госуслуг. В этом случае их очное присутствие не потребуется», — пояснила она.
По словам представителя ЮФУ, так же может проходить и сдача экзаменов для действующих студентов в конце текущего семестра.
«Уже сейчас в работе мы используем сервис Teams от Microsoftт, где можно и показать чертежи, и организовать обсуждение, и собрать государственную экзаменационную комиссию, и даже провести госаттестацию в режиме онлайн. На наш взгляд, даже в случае продления дистанционной работы, проблем у нас не возникнет», — добавила Ломакина.
Перейдут ли вузы в онлайн
Актуальным назвали участники вопрос о возможном переходе на режим онлайн-обучения после завершения режима самоизоляции. Мнения представителей вузов на этот счет разошлись.
Так, Александр Челохьян считает, что учебные заведения приобрели полезный опыт, но пользоваться им необходимо осмысленно.
«Я даже терминологически аккуратно использую термин «дистанционное обучение». На него нужна отдельная лицензия. Сейчас мы используем всего лишь элементы этого процесса. Не могу сказать, что было бы полезно отказаться от традиционного процесса обучения — даже несмотря на то, что обучение онлайн популярно среди студентов. Общее присутствие на занятиях дисциплинирует. Кроме того, есть специальности, где нельзя отказаться от практических занятий. Невозможно учить инженера в отрыве от железа», — уверен он.
При этом Имран Акперов считает, что образовании началась новая эпоха.
«Происходит много положительных вещей. Я думаю, что сейчас мы будем работать с директорами школ и заниматься цифровой трансформацией. Необходимо переосмысливать всю систему образования. Нужно быть готовыми к тому, что нам будет сложно вернуть в аудитории студентов и педагогов, которые привыкли заниматься дома. Однозначно будет психологическая ломка», — считает он. Акперов не исключил полного ухода его вуза в онлайн, уточнив, что это будет «не просто переход, это будет построение новой системы образования».
О необходимости переосмысления всей системы образования говорит и Гульнара Ломакина.
«Мы уже не сможем просто вернуться обратно, нам надо будет переосмыслить то, что есть. Уже понятно, что к образованию в онлайн мы готовы, его можно получать, но нельзя забывать, что настоящий университет — это история не только про образование. Это, в том числе, про воспитание, социализацию, формирование ученого, исследователя, мыслителя. Важно соблюсти баланс», — говорит представитель ЮФУ.
Как предположил Владимир Колодкин, новый опыт, который получат вузы во время режима самоизоляции, даст почву для развития.
«Этот опыт даст почву для обмена знаниями. Например, в ряде американских университетов преподаватели каждую неделю обмениваются навыками и достижениями друг с другом. Это уже не просто повышение квалификации, это более ценный результат», — считает он. Представитель ДГТУ также отметил, что в ближайшее время вузам придется освоить так называемый смешанный формат обучения, где будут совмещены онлайн и офлайн платформы.
«Преподаватели сами будут решать, в каком случае им необходим контакт со студентами, а где достаточно передать материалы дистанционно. Это и будет нормальный, оптимальный путь развития всей системы», — резюмировал он.