До 2025 года в Ростове ликвидируют МУПы: что это даст городу
До 1 января 2025 года в Ростове планируется ликвидировать МУП «Специализированные коммунальные услуги» и МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов Ростова», а также приватизировать МТК «Ростовпассажиртранс» и еще 8 предприятий
РБК Ростов выяснил, с чем связано подобное решение и каким образом организации будут функционировать в новой форме.
Устаревшая форма собственности
Экс-руководитель департамента имущественно-земельных отношений (ДИЗО) Ростова Александр Безбородых в ходе отчета об итогах работы за 2021 год рассказал о планах по реорганизации муниципальных предприятий до 1 января 2025 года.
По данным департамента, в Ростове планируется ликвидировать МУП «Специализированные коммунальные услуги» и МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов Ростова» и реорганизовать городскую газету «Ростов официальный» и МУП «КБ Железнодорожного района Ростова». Муниципального перевозчика «Ростовпассажиртранс», а также 5 предприятий общепита и 3 предприятия сферы благоустройства и уборки территорий ожидает приватизация.
Как пояснил депутат гордумы Ростова Сергей Смирнов, планы ДИЗО связаны с выполнением требований федерального законодательства, предписывающего ликвидировать или реорганизовать все МУПы до 2025 года.
«Безусловно, у МУП есть как преимущества, так и недостатки. Например, их можно напрямую субсидировать из городского бюджета. Когда только распался СССР и нам необходимо было реализовывать те или иные муниципальные услуги, эта форма собственности была актуальна. Я считаю, что сейчас большую часть вещей, которые есть в Ростове, может взять на себя бизнес», — подчеркнул Смирнов.
Смена формы собственности, добавляет он, не означает утраты контроля над предприятиями, обслуживающие социально важные сферы. Так, администрация города может владеть 51% процентом акций АО и иметь право решающего голоса, а остальные 49% продать и пополнить на эти средства городской бюджет.
«Муниципалитет, как и государство, плохо управляет собственностью. Их задача — создать благоприятные условия для работы тех или иных компаний. У нас нет принципов корпоративного управления, нет в муниципалитете людей, которые могут управлять бизнесом — там не должны быть чиновники», — считает ростовский депутат.
Транспортный вопрос
МУП РТК «Ростовпассажиртранс», рассказывает Смирнов, вероятнее всего преобразуют в акционерное общество. Это может быть одним из шагов к созданию единого городского оператора — эту идею на протяжении последних лет активно отстаивал экс-глава департамента транспорта Ростова Христофор Ермашов.
«В этом случае АТП будет платить водителям именно за факт того, что машина вышла на рейс и соответствует определенным критериям — чистоты, скорости передвижения, вежливости — туда можно зашить массу KPI-показателей. Вот тогда муниципальный бюджет сможет своими деньгами исполнять социальную функцию — субсидировать сам факт перевозок», — объясняет Смирнов.
При этом вторую муниципальную транспортную компанию — РТК — пока решено сохранить, следует из отчета ДИЗО. Сейчас перевозчик обслуживает в Ростове 10 троллейбусных и 5 трамвайных маршрутов.
По словам депутата Смирнова, в дальнейшем РТК могут также перевести из формы МУПа в АО. Сейчас в городской думе Ростова есть сторонники временного сохранения этой формы собственности.
«На МУП РТК объективно не найдется большого количества людей, желающих войти в капитал. Компания постоянно дотируется. Парк старый, есть вопросы с региональными компенсациями за федеральных льготников. Кроме того, у нас же есть проект скоростного трамвая. И как будет в дальнейшем выглядеть слияние активов и будет ли оно вообще — это пока не обсуждалось», — поясняет он.
От банкротства до реорганизации
В ноябре 2021 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 25 по Ростовской области подала банкротный иск к МУП «Специализированные коммунальные услуги» Ростова на сумму более 6 млн руб. Предприятие занимается организацией похорон и предоставлением связанных с ними услуг.
По данным сервиса РБК Компании, МУП СКУ было убыточным последние три года. В конце ноября задолженность компании погасили дотацией из городского бюджета. В ходе итогового отчета за 2021 год, экс-глава ДИЗО Александр Безбородых сообщил, что СКУ также будет ликвидировано к 2025.
Как пояснил Сергей Смирнов, гордума Ростова пока не рассматривала возможные пути реорганизации муниципального похоронного бюро, но высказал предположение, что ликвидируется форма собственности, а не само предприятие. Вместо него в городе может появиться АО или ООО, выполняющее аналогичные функции.