Донские производители включились в борьбу с контрафактный продукцией
Контрабандные сигареты
В Ростовской области и на Юге в целом наиболее остро проблема растущей доли контрафактных и фальсифицированных продуктов затронула отрасли молочного и табачного производства. Так, по данным заместителя директора по продажам ЗАО «Донской табак» Андрея Белокопытова, за 2016г. только по Ростовской области количество точек торгующих незаконной табачной продукцией выросло до 10%.
По его словам, одна из основных причин роста нелегального рынка — ежегодное увеличение ставки акцизов на сигареты. В 2014г. она была проиндексирована на 42% к уровню предыдущего года, в 2015г. на 37%, а в 2016г. на 28%. На сегодняшний день средняя стоимость пачки сигарет составляет 90 руб., при этом в структуре этой стоимости доля акциза занимает 70%, что делает этот рынок выгодным для нелегальных игроков. Для сравнения: стоимость контрабандной продукции из Украины и Белоруссии находится на уровне 35-40 руб. за пачку.
«Традиционно Юг был приоритетным рынком для нашей компании с очень хорошей долей продаж, сегодня ситуация кардинально изменилась. Отсутствие весомых наказаний для лиц, торгующих серой продукцией приводит к тому, что этот продукт появляется в торговых точках совершенно открыто», — отметил Белокопытов.
Для того, чтобы повлиять на эту ситуацию, «Донской табак» принял решение активно включиться в борьбу с контрафактом и контрабандой сигарет.
«На сегодняшний день мы подключили собственную региональную торговую структуру и на еженедельной основе поставляем информацию о выявленном контрафакте в собственную службу безопасности. В результате совместных действий нашей службы безопасности и ГУ МВД по Ростовской области в 2016г. из оборота было изъято 4 млн пачек сигарет. В 2015г. результат был на уровне 850 тыс. пачек. Когда мы сами стали взаимодействовать с силовыми структурами, мы стали получать результат, но он пока недостаточный. Производителям нужно работать над этим вместе», — рассказал Белокопытов.
Кубанский опыт
Схожим образом сегодня поступают производители молочной продукции в Краснодарском крае, которым уже удалось объединиться в независимую ассоциацию против своей главной проблемы — фальсификатов из заменителей молочного жира.
«Мы ограничили решение этой проблемы, отделив натуральный молочный продукт от молокосодержащего, и своими силами стараемся выявлять всех, кто выдает одно за другое. Мы покупаем подозрительную продукцию — дешевую или неизвестного происхождения — относим ее в лабораторию, где эту продукцию проверяют на наличие растительных жиров и крахмал. Эта работа дает свои плоды. Если в 2015г. доля выявленного нами фальсификата превышала 50% от проверяемой продукции, то за последние три месяца такую продукцию мы нашли уже с трудом», — рассказал генеральный директор АПМП «Кубаньмолоко» Константин Синецкий.
По его словам, интересной тенденцией сегодня является активный рост и развитие легального рынка молокосодержащих продуктов, производитители которых прописывают это на упаковках. Однако в связи с этим возникает другая проблема — отсутствие контроля количественного состояния веществ, которые находятся в продукте. «По регламенту замена молочного жира растительным допустима не более чем на 50%, но никто не мешает производителям этих продуктов заменить его полностью. В этих вопросах методика анализа такой продукции практически бессильна», — добавил Синецкий.
Как рассказал исполнительный директор «Ассоциации переработчиков по противодействию фальсифицированной молочной продукции» (Москва) Александр Бражко, государство также осознало проблему роста контрафактной продукции еще 2 года назад. С января 2015г. вся система противодействия этой продукции перезапущена, появились лица, которые отвечают за ее оборот — от министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова до губернаторов регионов РФ.
«В настоящее время в каждом субъекту удалось сформировать комиссии, которые рассматривают предложения граждан и бизнеса по данному вопросу. Однако проблема лежит в нулевой гражданской позиции. Закон сегодня позволяет любому гражданину направить заявление в управление Роспотребнавдзора, однако люди не делают этого», — отметил Бражко. По его словам, плановые проверки Роспотребнавдзора практически не выявляют такую продукцию, в отличие от внеплановых, организованных благодаря обращениям граждан.
Госзакупки фальсификатов
По мнению директора по маркетингу и продажам группы компаний «Белый Медведь» Дениса Афанасьева, Ростовской области в борьбе с контрафактом следует перенять опыт краснодарских коллег — создать свою ассоциацию производителей и переработчиков, которые участвовали бы в выявлении такой продукции в торговых точках.
Он также напомнил, что конкуренция со стороны недобросовестных производителей охватывает не только рынок торговли, но и сферу госзакупок, где самостоятельные действия представителей бизнеса по борьбе с фальсификатом не приводят к результатам.
«Доступ на кухни детских садов, школ и больниц для нас ограничен и выявить эту продукцию там гораздо сложнее. Я приведу конкретный пример: садик X объявляет конкурс на закупку молочной продукции, в котором главным критерием является цена. На прошлой неделе мы участвовали в таком тендере и проиграли, потому что цена на торгах опустилась от изначально заявленной на 42%, при том что начальная стоимость заявки уже была не слишком интересна нам, как производителям. В итоге, молоко в это учреждение будет поставляться по 22 руб. за литр. Тогда как только цена закупки сырья у сельхозпроизводителя в донском регионе сегодня составляет порядка 25 руб. за литр», — рассказал Афанасьев.
По мнению игроков рынка, бороться с такой продукцией представителям бизнеса и простым гражданам будет непосильно, пока власти сами не изменят подход к проведению торгов на закупку продовольственных товаров бюджетными учреждениями.