Дон для транзитеров: как в регионе развивается туристическое направление
После того, как через Ростовскую область пошел большой транзитный турпоток на юг, региональные власти всерьез задумались о развитии туризма в регионе. В определенные направления уже начали вкладывать серьезные деньги. Однако, как рассказали РБК Ростов представители турфирм, на Дону существуют инфраструктурные проблемы, которые необходимо решать.
Кто едет в Ростовскую область
По данным МТС, турпоток в Ростовскую область в 2023 году превысил 4 млн человек. В пиковые даты загрузка донских средств размещения составляла 95%.
Однако на туризм в Ростовской области в последнее время оказывают негативное влияние такие обстоятельства как закрытие аэропорта «Платов» и сложности с приобретением железнодорожных билетов.
«Сейчас самая большая проблема — это отсутствие в сезон железнодорожных билетов в Ростовскую область. У нас есть запросы на регион, но люди приехать не могут. В основном сюда едут на машинах или другим наземным транспортом. Поэтому мы имеем только пароходы и автотуризм», — говорит генеральный директор турфирмы «Рейна-Тур НТВ» Татьяна Нечепаева.
Сокращение турпотопка заметила и руководитель турфирмы «Родные просторы» Ольга Голубенко.
«У нас раньше было очень много туристов, которые прилетали из Москвы и других регионов, так что мы прочувствовали последствия закрытия аэропорта. В этом сезоне чуть больше туристов, чем годом ранее, и в основном они транзитные, которые едут на море и останавливаются у нас», — пояснила она.
По оценке вице-президента Альянса туристических агентств Алексана Мкртчяна, средняя продолжительность пребывания в регионе туристов составляет 1,8 дня.
Посол гостеприимства Ростовской области и гид Анна Пивоварова не видит ничего плохого в транзитных путешественниках. По ее словам, довольно часто такие люди хотят познакомиться с регионом и берут экскурсии. Среди них сейчас немало и тех, кто приехал на Дон с деловыми целями, связанными с новыми регионами. Иногда в турагентства обращаются целые корпорации, которые заказывают экскурсии для своих сотрудников.
Как рассказывал РБК Ростов Мкртчян, наибольший рост транзитного потока и туристов за счет Донбасса получил Таганрог, значение которого с началом спецоперации сильно возросло.
Директор по развитию фирмы «Судаков Тревел» Сергей Новиков фиксирует рост турпотока в приморский город в 2-3 раза с 2022 года.
Причем транзитеров и туристов, целенаправленно приезжающих на Азовское море, приблизительно одинаковое число.
«Только одних туристов из Воронежа проводили, как оттуда уже едут другие. Из Белгородской области приезжали ребята. Краснодар стал приезжать. К нам один автобус в месяц отправляют в обязательном порядке. Есть транзитники, их достаточно большой процент, а есть те, с кем мы сотрудничаем из дальних регионов. Поскольку мы активно продвигаем по стране наш Таганрог, есть компании, например, в Коломне, которые собирают группы и на своих автобусах приезжают к нам», — перечислил он.
Что пользуется популярностью
Опрошенные РБК Ростов эксперты сошлись во мнении, что основной туристический спрос приходится на так называемое «малое кольцо» Дона. Речь идет о городах и районах поблизости от Ростова — Новочеркасске, Азове, Таганроге, станице Старочеркасской. Недавно к популярным туристическим направлениям добавился и Семикаракорск, куда начали отправлять суда на подводных крыльях «Валдай».
«Традиционно популярны Ростов, Новочеркасск и Старочеркасская. Таганрог интересен как родина писателя Антона Чехова, и он славится своей архитектурой. В целом же туристы постоянно спрашивают, что, кроме Ростова, можно посетить. Многие интересуются донским виноделием. На днях у меня был запрос из Сибири. Ребята хотят приехать на одну из виноделен», — отметила Анна Пивоварова.
Ольга Голубенко говорит о популярности обзорных экскурсий по Ростову. Очень востребованы водные экскурсии по Дону в аутентичную казачью станицу Старочеркасскую с исторической составляющей, а также поездки в более отдаленный, но находящийся у трассы М-4 «Дон» под Каменском-Шахтинским частный парк «Лога» и на базу отдыха «Эльдорадо».
Сергей Новиков обратил внимание на ажиотажный спрос на экскурсии судами «Валдай» из Ростова в Семикаракорск. По его словам, даже после того, как все билеты распроданы, люди приходят на причал в надежде на то, что кто-то откажется от экскурсии, и они смогут занять освободившиеся места.
«Еще мы на протяжении трех лет каждую субботу отправляем ретро-поезд в Таганрог. А в этом году появилась новинка — экскурсионный трамвай по Таганрогу с кафетерием. Каждую субботу и воскресенье запускают по 2 рейса, и ни один из них не был отменен, все места продавались. В этом плане это очень интересная история как для приезжающих в Таганрог, так и для самих жителей», — говорит эксперт.
Среди более отдаленных направлений турфирмы выделяют казачьи станицы и районы, где проводятся фестивали, а также экотуризм. Как правило, подобные туры являются штучными и организуются под заказ.
«Группы в область мы в основном отправляем на событийные мероприятия. Так, на Ивана Купала мы возили группу в этнокомплекс «Затерянный мир» в хуторе Пухляковском Усть-Донецкого района. Наши туристы ездили на Шолоховскую весну в станицу Вешенскую. Есть экскурсия в заповедник Ростовский на остров вольных мустангов, а также на время цветения тюльпанов в апреле», — вспоминает Голубенко.
Проблемы инфраструктуры
Развитию туризма в Ростовской области зачастую препятствуют плохие дороги, нехватка мест размещения для туристов среднего класса, заведений общепита и даже общественных туалетов, рассказывают представители турбизнеса.
«Есть трехзвездочный гостиничный комплекс в Константиновске, так туда можно доехать разве что на тракторе или на танке. Вопрос дорог за пределами «малого кольца» стоит очень остро», — заметила Татьяна Нечепаева.
Ольга Голубенко признала, что до острова мустангов в заповеднике «Ростовский» можно доехать лишь в хорошую погоду.
«Туда не каждый транспорт пройдет, поскольку к переправе на остров ведет грунтовая дорога, которую из года в год никто не делает. При дождях она размокает, и поездка отменяется», — посетовала она.
Впрочем, есть сложности с дорогами и в окрестностях крупных населенных пунктов.
«В поселке Мержаново Неклиновского района находятся бывшие декорации фильма «Смотритель маяка». Там везде великолепнейшие пейзажи и фотозоны, но дорога отсутствует. Мы как-то ехали туда с туристами, и после дождя гравий весь утонул в грязи. Было очень жалко автобус, но мы все же подъехали, и люди были в восторге. У владельцев парка в Мержаново нет возможности проложить туда дорогу, поскольку это должно делать муниципальное образование, но таких денег у него нет. Они появляются только тогда, когда их дает область», — рассуждает Новиков.
Также он говорит о недостаточной поддержке со стороны государства бизнеса, строящего востребованные отели уровня две-три звезды, которых, по его словам, сейчас не хватает. Вместо этого значительные федеральные средства выделяются на кемпинги и глэмпинги, размещение в которых носит выраженный сезонный характер и сильно зависит от погоды, а сами проекты далеко не всегда окупаются.
Областные власти настаивают на том, что так называемые «модульные» отели как раз помогут предпринимателям значительно сэкономить.
«Сейчас строится не один десяток таких объектов, причем как при поддержке правительства региона, так и по инициативе инвесторов. В этом году инвесторы планируют завершить 14 объектов. Это хорошая история с точки зрения скорости запуска и окупаемости, потому что издержки существенно ниже. И здорово, что они не стационарные. Потому что если вдруг гипотеза с выбранной локацией не подтвердится, то они смогут, не теряя средств, переместить средства размещения в другую локацию», — рассказывал министр экономического развития региона Максим Папушенко.
Помимо прочего представители туриндустрии говорят о проблемах с закупками новых туристических автобусов, траты на которые ложатся на сами компании.
«На сегодняшний момент государство софинансирует и дает субсидии только на автобусы российского производства. А автобусы российского производства — это «Газели». Но в «Газель» невозможно поставить 50 кресел. Вот мы сейчас купили новый китайский автобус Higer, но не смогли воспользоваться поддержкой государства, а использовали собственные ресурсы», — подчеркнул Новиков.
Голубенко, в свою очередь, указывает на отсутствие парковок для автобусов, в особенности на ростовской набережной, а также на дефицит причальной инфраструктуры для прогулочных теплоходов. Такие причалы есть в Старочеркасске, в Романовской, но их нет, например, в Азове. Сейчас пассажирская компания «Дон» (владеет «Валдаями») ждет создания причалов под себя.
По мнению Анны Пивоваровой, имеющейся туристической инфраструктуры не хватает даже в Ростове и его окрестностях. К примеру, в Старочеркасской работает 1-2 заведения общепита, негде остановиться в гостиницах, нет даже общественных туалетов.
«Мне неловко говорить туристам, что придется заходить в туалет во «Вкусно и точка». И это проблема не только Ростова и области, она почти всероссийская. В целом нужно понимать, что инфраструктуру нужно начинать делать как в театре, с вешалки», — пояснила она.
В число основных сложностей попал и дефицит сертифицированных гидов.
«Не хватает экскурсоводов, особенно молодых. Вот та старая гвардия, которая осталась, — это штучный товар. Мы обслуживаем пароходы, и когда судоходные компании просят нас предоставить сертифицированных экскурсоводов, выясняется, что их либо нет, либо не хватает на большие потоки туристов в сезон», — сообщила Татьяна Нечепаева.
Чего хотят туристы
За отсутствием протяженного морского побережья Ростовской области необходимо делать ставку на современные форматы и активнее использовать природный потенциал региона, считают участники рынка. Это связано с тем, что туристы запрашивают необычные экскурсионные программы и стали более требовательными.
«В Ростове очень мало точек притяжения. В Краснодаре, например, есть парк Галицкого, а у нас парки не в очень хорошем состоянии. Кроме того, туристы сейчас хотят интерактива, они хотят быть вовлеченными в интересные экскурсионные программы. Это делают в том числе такие частные музеи как Донская казачья гвардия или музей шоколада, но на наш город их мало. Сейчас люди любят мастер-классы, например, по приготовлению еды (и у нас есть такие запросы), и в стоге сена полежать, и корову подоить», — пояснила Татьяна Нечепаева.
По мнению Анны Пивоваровой, на Дону катастрофически не хватает музеев, отражающих самобытность региона и особенности его развития.
«У нас есть фантастический музей Донской казачьей гвардии, но это не все, чем славятся наш город и наш регион. Поэтому точно нужны места, которые будут нас открывать с разных сторон. Государственные музеи уже не очень интересны посетителям. В них есть любопытные артефакты, прекрасные картины великих художников, но нужно придумывать новые форматы, которыми можно привлечь гостей. Например, мы очень спортивный регион, но у нас нет ни одного музея спорта. Мы регион, который стоит на великой реке. Где у нас музей, который связан с рекой Дон, с водными ресурсами? С тем, какие корабли ходили по Дону в прошлом, какие мы грузы возим испокон веков. И мне очень не хватает мест, куда можно привести туристов и не просто им рассказывать, но и показывать», — резюмировала Пивоварова.
В целом, отмечают собеседники РБК Ростов, инфраструктурные и прочие проблемы необходимо решать комплексно в тандеме бизнеса и власти, подключая все заинтересованные министерства и ведомства. Это касается как мер поддержки, так и строительства дорог, решения транспортных вопросов.
В Ростовской области ярким примером комплексного развития является Таганрог как туристический кластер, в который за счет федеральных субсидий вкладывается свыше 40 млрд руб.
Анна Пивоварова предлагает первым делом провести полномасштабную ревизию туристического потенциала и инфраструктуры региона и затем определять, какие направления нуждаются в финансировании и стимулировании в первую очередь.
Максим Папушенко накануне озвучил планы региональных властей по развитию туризма. По его словам, после анализа совместно с экспертным сообществом запросов клиентов разрабатываются приоритетные автомобильные маршруты. Причем, ставка делается не только на иногородних путешественников, но и на местные семьи с детьми.
Сейчас таких маршрутов выходного дня в Ростовской области пять. Их организация включает карту передвижения туристов с остановками, отелями и заведениями общепита. Второе направление — это водный туризм с купанием и путешествиями по рекам, третье — авторские экскурсии по Ростову, Таганрогу, Старочеркасской. Такой продукт уже активно предлагают местные турфирмы.