Сельхозпроизводителей Ростовской области готовят к кооперации
В настоящее время в Ростовской области существует примерно 20 сельхозкооперативов. При этом лишь несколько из них работает в полную силу, то есть занимаются фасовкой своей продукции и поставляют ее в сетевые магазины.
«У нас сегодня на селе много хозяйствующих субъектов, работающих в соответствии с законом о предпринимательской деятельности. И они не вступают ни в какие объединения, хотя опыт показывает, что это надо делать, что так проще работать. Поэтому необходимость регионального закона о сельскохозяйственной потребительской кооперации назрела давно. Наша цель не только создать условия для ее развития, но предоставить доступ к господдержке», - поясняет глава аграрного комитета ЗС РО Владимир Гребенюк.
В настоящее время в Ростовской области разработано два закона о сельхозкооперации. Один создан в минсельхозпроде, второй — депутатами Заксобрания от партии «Справедливая Россия». Их главное отличие именно в доступе к господдержке. При этом парламентарии намерены отстаивать вариант «справедливороссов».
По словам главы фракции Сергея Косинова, проект минсельхоза носит «рамочный» характер, но самое главное, он не предполагает финансовых затрат из областного бюджета. Вариант закона, разработанный депутатами, в свою очередь предлагает до конца 2015г. пилотный запуск новой системы сельхозкооперации на нескольких территориях с финансированием из бюджета в сумме 300 млн руб.
«Мы предлагаем запустить эту систему на 4 существующих кооперативах — молочном, животноводческом, овощеводческом и растениеводческом, и до конца года посмотреть как она работает. Вот где шишек набьют, там мы по итогам внесем какие-то изменения и затем запустим уже на территории всей области», - поясняет Косинов.
По его словам, документ призван решить две главные проблемы фермера — где взять дешевый кредит и куда продать свою продукцию. Обе эти функции должны лечь на потребительские кооперативы.
«Например, сейчас наш минсельхоз получает 100 млн из федерального бюджета на фермеров и раздает 100 фермерам по миллиону. Дальше за судьбу этих денег никто не отвечает, фермер может на них хоть дом себе построить. Эти средства невозвратные Мы же предлагаем, чтобы эти 100 млн шли, например, «Россельхозбанку» под маленький депозитный процент. Но за это банк будет выдавать нашим фермерам кредиты не под 22-24%, а под 11%. И это уже возвратные деньги», - рассказал депутат.
Кроме того, в эту схему сможет войти и областной Гарантийный фонд, который в настоящее время не может давать гарантии отдельным фермерам. Кроме того, кооператив как заемщик вызывает у банка больший интерес, чем отдельный фермер. Таким образом доступ на рынок кредитных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей должен стать значительно шире.
Что касается сбыта продукции, то в кооперативы должны войти не только производители, но и переработчики, которые будут доводить фермерскую продукцию до соответствия требованиям сетей (фасовка по весу и качеству, упаковка и тд.).
Данный вариант закона должен был быть рассмотрен еще на февральской сессии Заксобрания, но потом был отправлен на доработку. На апрельскую сессию его тоже не взяли. «Предполагалось, что он будет принят перед посевной. Теперь же он отложен как минимум до июня. Я так понимаю, это было сделано для того, чтобы минсельхоз успел выдвинуть собственный вариант», - говорит Косинов. При этом, согласно последнему решению, специально созданной рабочей группе из депутатов и специалистов минсельхозпрода к июньской сессии предстоит выработать общий законопроект.
Как говорит глава Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) по Ростовской области Александр Родин, подобные региональный инициативы вряд ли смогут привести к каким-то серьезным изменениям. По его словам, России сейчас нужен фундаментальный федеральный закон о структуре аграрных рынков по аналогии с теми, которые принимались в 60-е годы 20 века в Европе. Без такого закона ни у малого, ни у крупного бизнеса не будет интереса в создании кооперации.
«Например, в Германии или Дании в принципе нет закона о сельхозкооперации, но там все в них состоят. Это потому, что для таких коопераций в течении 5 лет предполагается господдержка в виде выплаты процента от стоимости объема реализованной продукции. На них также не распространяется антимонопольное законодательство. А сетевые организации и крупные переработчики не получают никаких преференций от государства, если не имеют долгосрочных контрактов с сельхозкооперациями», - рассказал Родин.
По его словам, в Ростовской области, как и в целом в России, в первую очередь необходимо создать законодательную базу для нормального, равноправного взаимодействия между малыми и крупными сельхозпредприятиями. Их отношения необходимо полностью перевести на систему долгосрочной контрактовки. В противном случае будет совершенно все равно, сколько сельхозкооперативов создано.
Пока же, по словам Родина, даже те "хорошие и правильные" положения, которые вошли в федеральную стратегию устойчивого развития сельских территорий, фактически не выполняются.