Перейти к основному контенту
Финансовый рынок Юга ,  
0 

Финансовый рынок Юга: Автокредиты выезжают на госпрограмме

С начала года автокредитование в Краснодарском крае и Ростовской области демонстрирует отрицательную динамику. Банкиры рассчитывают, что с запуском государственной программы льготного автокредитования ситуация в этом сегменте изменится в лучшую сторону. Однако вернуться к показателям "сытых" 2013- 2014 годов банкиры не надеются в ближайшие несколько лет.
Фото: РБК
Фото: РБК

Провал в начале года

Многие банкиры отмечают, что в первые месяцы текущего года спрос на автокредиты резко сократился. «На спрос сейчас оказывает сильное давление падение реальных доходов населения и рост цен на автомобили, а также сравнительно высокие ставки на автокредиты. В кризисные периоды потребительское поведение клиентов направлено в пользу сбережений. Покупка автомобиля для среднестатистического россиянина требует значительной суммы, и среди прочего клиенты либо предпочитают отложить приобретение нового авто, либо вовсе отказываются от этой идеи», - поясняет Евдокия Малогловец, региональный директор Южного филиала Росбанка.

При этом, как отмечают банкиры, ставки по автокредитам из-за увеличения ключевой ставки ЦБ выросли в 2015г. в среднем на 6-9%. Сегодня ставка в этом сегменте колеблется от 18 до 26% в зависимости от размера первоначального взноса и оформления страховки. Как отмечает старший аналитик Альпари Анна Бодрова, завышенный процент по автокредитам, начиная с декабря прошлого года, вынудил и потребителей, и банки приостановить работу с этим видом займов. "Деньги были слишком дорогими, риски — чрезмерными", - добавляет эксперт.

Спасательный круг

Многие участники рынка рассчитывают, что изменить ситуацию в отрасли поможет запуск с 1 апреля льготной программы автокредитования с господдержкой, в рамках которой предлагается ставка в 12,32% годовых. Программа льготного кредитования распространяется на легковые и легкие коммерческие автомобили 2015г. выпуска. Их стоимость не может превышать 1 млн руб., полная масса — 3,5 тонны. Кредиты сроком до 36 месяцев будут выдавать до конца 2015г.

«Перечень кредитных организаций, намеренных участвовать в данной программе, постоянно расширяется, за пару дней он вырос с 51 до 78 банков. Кроме того, с момента начала работы льготной ставки в целом по России поступило чуть более 11 тыс. заявок на одобрение такого кредита. Низкая ставка привлекает внимание потребителя и заставляет забыть о том, что это всего лишь государственное субсидирование и ничего больше. Впрочем, для заемщика здесь нет особенной разницы, все это интересует в основном банк", - говорит Анна Бодрова.

"Толчком для введения очередной программы льготного автокредитования послужило падение в прошлом году и плохие прогнозы на этот год по продажам автомобилей, в первую очередь, бюджетных отечественных марок. В аналогичной ситуации 2009 и 2013 г. меры государственной поддержки в виде программы утилизации автомобилей и субсидирования процентной ставки по автокредитам оказали позитивное влияние на рынок", - объясняет управляющая филиалом «Ростовский» банка «ГЛОБЭКС» (Группа Внешэкономбанка) Лариса Сулацкая.

По ее словам, в прошлые периоды действия программ портфель автокредитов банков активно рос, при этом почти 20% портфеля приходилось на кредиты, выданные по льготной программе. "Думаю, что примерно такая же ситуация сложится и в период действия новой программы. Мы также намерены стать участником новый программы и рассчитываем увеличить продажи на 35-40%», - добавляет Сулацкая.

Осторожные прогнозы

Однако не смотря на запуск государственный поддержки 2015г. для рынка новых легковых автомобилей в России будет весьма непростым, считают участники рынка. Евдокия Малогловец говорит, что сейчас автомобильный рынок, и так испытывающий рецессию в последние годы, замер в ожидании позитивных изменений. Автодилеры составляют антикризисные программы, сокращают издержки, рассматривают возможность работы по предзаказной схеме продаж, некоторые сокращают модельный ряд, оставив самые продаваемые автомобили. Однако по ее словам, общая ситуация в стране, а также ужесточение банками условий кредитования неминуемо приведет к значительному уменьшению портфеля автокредитов всех игроков рынка.

Управляющий ККО «Ростовский» ООО «Промрегионбанк» Григорий Бондаренко согласен, что динамика роста портфелей по автокредитованию будет незначительной из-за повышения цен на автомобили (до настоящего времени он оставляет от 5% до 30%) и снижения покупательной способности.

«Автокредитование продолжит свое существование и развитие, но скорее всего произойдет некое перераспределение рынка в пользу кэптивных банков. Мы не ожидаем значительного падения рынка автокредитов. На фоне отказа от высокорискованного беззалогового кредитования банки будут активизироваться в тех сегментах рынка розничных кредитов, где есть ликвидный залог, в том числе и в автокредитовании", - поясняет Лариса Сулацкая.

Кроме того, по ее словам, сейчас сместился спрос в пользу кредитования автомобилей с пробегом. «Так, некоторые покупатели, чувствуя ухудшение макроэкономической ситуации, не решаются тратиться на новую машину, а покупают подержанную с достаточным уровнем комфорта и по приемлемой цене. Например, в нашем банке действует спецпрограмма, в рамках которой возможно приобретение подержанного автомобиля за счет кредитных средств не только в автосалоне, но и у продавца – физического лица», - добавляет Сулацкая.

Подъем после падения

В то же время участники рынка видят и "свет в конце тоннеля" и надеются на будущий рост. «Ставки по автокредитам, как и по прочим направлениям кредитования, сейчас не более чем реакция на резкое ухудшение экономической ситуации. Поэтому делать какие-либо серьезные выводы по действующим на рынке ставкам сейчас абсолютно бессмысленно. Сейчас мы наблюдаем стабилизацию рынка. Таким образом, в июне уже можно будет судить о том, насколько действительно выросла стоимость автокредита и в какую сторону сориентируется автомобильный рынок», - говорит Андрей Борискин, директор департамента розничного бизнеса Росгосстрах Банка.

По его словам, этот год будет тяжелым для автокредитования, каким был и 2009. «Но потом мы, несомненно, будем наблюдать существенный рост, связанный в первую очередь со старением легкового автопарка в целом. Также мы увидим смещение спроса в пользу корейских и японских производителей, как минимум, в связи с сокращением российской части бизнеса европейских автопроизводителей», - заключил эксперт.

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 30 сентября
EUR ЦБ: 103,16 (+1,07)
Инвестиции, 29 сен, 16:25
Курс доллара на 30 сентября
USD ЦБ: 97,41 (+0,41)
Инвестиции, 29 сен, 16:25
Все новости Ростов-на-Дону
Тысячекратная деноминация 1998г.: почему она была почти незаметной РБК и Сбер, 09:33
Начавшиеся в Словакии выборы могут привести к победе критика Украины Политика, 09:17
NYT узнала о лечении раненых на Украине американцев в Германии Политика, 09:09
Как игровой движок Unity сменил модель монетизации и потерял $750 млн Pro, 09:06
Военная операция на Украине. Главное Политика, 09:04
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 09:04
Власти раскрыли топ-5 торговых партнеров России в Африке Экономика, 09:00
Знакомьтесь, «Технологии»
Новый раздел РБК Pro поможет подготовиться к любым вызовам цифрового будущего
Перейти
Курс доллара в октябре 2023-го: почему укрепление рубля не будет быстрым Инвестиции, 09:00
Новые отшельники: как минимизировать минусы удаленной работы РБК и Ahead, 08:39
Абхазия допустила вступление в Союзное государство Политика, 08:16
Заводы, киберпреступники и дефицит специалистов: что ждет ИТ-индустрию РБК и Kaspersky, 08:05
РБК ТВ Юг: В Ростове-на-Дону за пять лет выросло число арт-пространств Ростов-на-Дону, 08:00 
Республиканцы предложили не помогать Украине для предотвращения шатдауна Политика, 07:57
Вильфанд спрогнозировал дождь в Москве в начале октября Общество, 07:46