В Ростове и Краснодаре упали цены на бензин
По данным Ростовстата, по состоянию на 12 января 2015г. литр бензина марки АИ-92 (93) в среднем по Ростову стоил 32 руб. 28 коп. По данным на 1 декабря 2014г. бензин этой марки стоил 32 руб. 64 коп. Чуть менее заметно подешевел литр АИ-95: 35 руб. 36 коп. в середине января 2015г. против 35 руб. 67 коп. в начале декабря 2014г.
Литр дизельного топлива, напротив, существенно подорожал — с 32 руб. 06 коп. в начале декабря 2014г. до 32 руб. 45 коп. на середину января 2015г. Это привело к тому, что Ростов перестал быть городом, где можно дешевле, чем в любом другом административном центре ЮФО, заправиться дизельным топливом.
Еще более существенное снижение цен на топливо произошло в Краснодаре. По данным Краснодарстата, к 1 декабря 2014г. литр АИ-92 (93) в среднем по городу стоил 33 руб. 30 коп., АИ-95 — 32 руб. 87 коп. По состоянию на 12 января 2015г. цены зафиксированы на уровне 32 руб. 87 коп. и 35 руб. 59 коп. соответственно. Заметно подешевело за этот период в Краснодаре и дизельное топливо — с 32 руб. 43 коп. до 32 руб. Именно столица Кубани теперь стала городом, в котором продается самое дешевое дизельное топливо в ЮФО — у ближайших соседей (Ростова и Майкопа) «дизель» дороже уже на 45 копеек.
Тем не менее бензин в Краснодаре по-прежнему один из самых дорогих в округе. Литр АИ-92 (93) и АИ-95 дороже можно купить только в Майкопе (33 руб. 49 коп. и 36 руб. 61 коп. соответственно). В Ростове АИ-92 (93) наоборот самый дешевый в округе, по АИ-95 донская столица уступила 5 копеек Астрахани.
Однако, по мнению экспертов, в дальнейшем цены на топливо, скорее всего, начнут снова расти. Основной причиной этого станет налоговый маневр, в результате которого с 1 января 2015 г. заметно снизилась стоимость переработки сырой нефти на НПЗ. При этом экспорт «черного золота» стал более выгодным.
«Я думаю, что цены на топливо могут как минимум зафиксироваться вблизи текущих отметок, и это самый оптимистичный сценарий. В худшем случае нас ждет последовательный рост цен по образцу 2014 года, возможно, с небольшим опережением с февраля-марта», - говорит старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова.
Она поясняет, что в розничной стоимости литра российского бензина порядка 60% составляют всевозможные акцизы и сборы, и только оставшаяся часть — это собственно цена топлива и его производства, даже с учетом транспортировки. Таким образом внутрироссийские цены на бензин практически не завязаны на динамику стоимости нефти на мировых рынках.
«Продавец должен дополнительно заработать, ведь нужно платить зарплату сотрудникам той же АЗС и что-то получать на развитие и расширение. Текущее снижение цен на бензин, по оценкам "Альпари", временная реакция на комментарии президента Путина, это та сумма с продажи, которую недополучит сам продавец бензинов», - добавила Бодрова.
Отметим, по данным Росстата, цены на бензин в России в прошедшем году выросли на 7,6% по сравнению с 2013 г. В декабре 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года цены выросли на 8,9%.
Напомним, 9 декабря 2014г. президент Владимир Путин на заседании правительства страны выразил недовольство ростом розничных цен на нефтепродукты в России при падении мировых цен на нефть и снижении оптовых цен на бензин и дизтопливо. «На 10% на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты – при снижении мировых цен на нефть на 35%. Но и это еще не все. Это не вызывало бы особых вопросов, хотя они, безусловно, есть, но основной рост зафиксирован в розничном сегменте, в то время как в оптовом цены снижаются. Это как вообще понять? А куда ФАС тогда смотрит?», – возмутился Путин, поручив Федеральной антимонопольной службе (ФАС) в постоянном режиме заниматься контролем уровня цен.
В тот же день ФАС призвала российские нефтекомпании привести цены на своих АЗС в соответствие с ситуацией на рынке. После этого цены на бензин и дизтопливо действительно пошли вниз.