Перейти к основному контенту
PROДвижение ,  
0 

Время местных брендов: как на Юге развиваются локальные торговые марки

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

За два последних года в экономике российских регионов произошли серьезные изменения в результате введенных санкций, смены логистических цепочек, оттока иностранных инвестиций и международных компаний. На смену западным вендорам пришли отечественные производители, для которых сегодняшний день — время возможностей. И при рождении местных товарных марок все большую важность приобретают бренды территорий.

От территориального бренда — к торговым маркам

О необходимости развития локальных брендов и новых возможностях для российских производителей из-за ухода иностранных компаний говорят на разных уровнях: в частности, об этом многократно упоминал президент России Владимир Путин. По его словам, замещение транснациональных корпораций, которые ушли с российского рынка, стало мощным стимулом для локального бизнеса.

Такого же мнения придерживаются и на региональном уровне, отметил вице-губернатор Краснодарского края Александр Руппель. По его словам, уход западного бизнеса с российского рынка стал большим толчком для развития собственных брендов, расширения производств и выхода на рынок крупных и небольших предприятий Кубани.

Он отметил, что в текущих условиях имеет место не только настройка производства, но и дальнейшее продвижение новых брендов.

«Мы активно включаемся в этот процесс: организовываем бесплатное участие наших компаний в российских и международных выставках, в том числе за рубежом. Уже 6 лет проводим конкурс «Сделано на Кубани» и отмечаем знаком качества лучшие товары местных производителей. Сегодня таким знаком отмечены более 1 тыс. товаров от 300 кубанских производителей. Причем это не только наши экологически чистые, известные на всю страну продукты питания. Но и непродовольственные товары, продукция промышленного сектора», — сказал Александр Руппель.

По мнению цчлена комитета Госдумы по социальной политике Светланы Бессараб, российский бизнес, в том числе в ЮФО и СКФО, сегодня имеет неограниченные перспективы в части развития современных территориальных брендов.

«Новые компании оказывают положительное экономическое влияние на позиционирование регионов Юга и Северного Кавказа, помогая привлечь больше внимания со стороны инвесторов, туристов, потребителей и способствуя их экономическому, социальному развитию. У российских новых брендов на сегодняшний день есть неограниченные перспективы на изменение основных образов позиционирования городов Юга и Северного Кавказа», — прокомментировала Светлана Бессараб.

Кубань: море и вино

В разных регионах сегодня формируется свой пул из наиболее востребованных компаний. При формировании торговых марок большое значение имеет культурный код территории, который может использоваться при разработке айдентики и образа продукции.

По мнению директора Агентства территориального развития Алексея Санина, для позиционирования территориального бренда региона всегда нужно усиливать сильные стороны и дистанцироваться от слабых. Для Краснодарского края несомненным преимуществом являются погодные-климатические условия, теплые курорты и сельхозпродукция. Поэтому самыми выгодными направлениями развития здесь может быть туристический сектор, а также сфера АПК и продуктов питания.

Партнер Международного агентства Depot и президент Ассоциации брендинговых компаний России Анна Лукина рассказала, что в новом бренде курортов Краснодарского края авторы попытались соединить классические для Кубани ценности и добавили их новую коннотацию, а именно: возможность круглогодичного отдыха и новые неочевидные туристические объекты.

«Солнце, море, вино — это богатый край. Возможность ощущать на себе блага этого края круглогодично — такая идея была заложена в бренд курортов Краснодарского края. Это круглогодичное счастье, круглогодичное получение эмоций от нахождения на территории края. Это не только море. Наша задача — продвигать другие, не только морские города, а те, которые находятся в горах, в отдалении от морских курортов, потому что там тоже есть масса всего, что можно посмотреть», — пояснила Луканина.

Эксперт тоже считает, что для продвижения территории региона лучше использовать атрибуты, которые уже как данность у этого региона есть. Для Кубани такими атрибутами, по мнению Луканиной, являются уникальная природа и гастрономия.

«Если раньше мы даже не предполагали, что кубанские вина могут быть конкурентоспособными как в нашей стране, так и в мире, то сейчас это не вызывает никакого сомнения. Я уверена, что пройдет еще несколько лет или десятилетий, и мы забудем, что такое вина Франции, Италии, ЮАР. То, как виноделие сейчас развивается на Кубани — это просто фантастика», — рассказала Луканина.

Дон: От Петра I — к промышленному туризму

Несмотря на сильную культурную составляющую и исторический контекст, такой параллельный тренд, как обособление от единого регионального позиционирования — к локальному, существует и в Ростовской области, отмечает Алексей Санин.

«В Ростовской области есть единый бренд «Вольный Дон», он замечательно работает, все хорошо. Но вместе с тем существуют такие яркие территории и яркие города, как Таганрог, Азов, Цимлянск и другие, которые, я бы сказал, немного не укладываются в общую концепцию. Это намного шире, чем «Вольный Дон», — сказал Алексей Санин.

По его словам, запрос ростовских предпринимателей на локальное позиционирование огромен. В то же время, считает эксперт, в Ростове-на-Дону остается недооцененной тематика промышленного туризма и транзитного туризма — это эти векторы развития, которые нужно продвигать в контексте позиционирования территории Ростовской области, и та сфера, где будет появляться все большее количество предпринимательской активности.

Кроме того, эксперты обращают внимание на потенциал Ростова-на-Дону в сфере культуры и искусства, а также этнического наследия.

Северный Кавказ: новая интерпретация счастья

Для привлечения рынков сбыта и продвижения локальной продукции на Северном Кавказе образ территории был соединен в единую систему коммуникации под зонтом «Продукция Кавказа». Сегодня через знак качества, знак доверия формируется позиционирование региона, который работает и внутри этой территории, и за ее пределами, говорит Луканина.

«Это очень важно, потому что на Северном Кавказе очень много маленьких производителей. Это крафтовые сыроварни, сувенирные мастерские, еще что-то, и для них объединение под один зонт было бы экономически очень выгодно, потому что, чтобы продвигаться, нужны деньги. А они есть не у всех», — считает Луканина.

Зонтичные бренды имеют больше возможностей в продвижении региональных компаний, отмечают эксперты Роскачества. Более того, в ведомстве уверены, что наработанный опыт в формировании проекта «Продукция Кавказа» может быть распространен и на другие федеральные округа, заинтересованных в продвижении.

В то же время Луканина отмечает, что в субъектах СКФО сегодня появляется много проектов, в которых бизнес задумывается о своей идентичности. Такие примеры есть в Чеченской республике, Кисловодске, считает эксперт.

Бренды будущего: доверие и яркие эмоции

Бренд — это не логотип, это эмоция, которая формируется в сознании благодаря цепочке контактов. Сверхзадача — сформировать у человека чувство причастности к бренду, рассуждает эксперт Луканина.

«Мы постоянно ищем так называемые «основания для доверия». Например, с Северным Кавказом сейчас этот поиск происходит, и именно поэтому здесь обращают внимание и на культурные особенности, и на гастрономическую карту. По всем этим направлениям макрорегион сейчас развивается, что способствует и инвестированию, и интересу граждан», — сказала Луканина.

По мнению некоторых экспертов, «доносить счастье» удается сегодня проектам, эксплуатирующим образы советских мультипликационных героев. Креативный директор агентства Ruport Николай Андреев считает, что на Юге и Северном Кавказе давно пора развивать такие проекты по примеру зарубежных туристических дестинаций. Напомним, Кисловодск после того, как в городе прошли съемки самого кассового в российском кинематографе фильма «Чебурашка», установил памятник главному герою, возвращающего людей в детство.

«В современном туризме есть понятие «сет-джеттинг», это такой кинотуризм, паломничество по местам съемок известных фильмов или сериалов. Давно пора развивать в регионе нечто подобное», — сказал Андреев.

Эти и другие материалы читайте в следующем номере журнала РБК+Юг

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
Все новости Ростов-на-Дону
Акции «Группы Позитив» впервые в истории подорожали до ₽3 тыс. Инвестиции, 12:16
Сотрудник отказывается от повышения. Как помочь ему поверить в себя Pro, 12:14
Почему коммерческая недвижимость стала интересна «жилым» девелоперам Недвижимость, 12:12
Red Wings сменит название на русское Бизнес, 12:11
Как российские компании планируют подвинуть Microsoft Отрасли, 12:10
Какие инструменты выбрать инвестору в текущих условиях Инвестиции, 12:02
Дочерняя компания маркетплейса OZON выпустит ЦФА на 2 млрд руб. Крипто, 12:00
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
В Индонезии извергается вулкан Руанг. Видео Общество, 11:59
Шойгу опробовал новую легкую бронированную машину Политика, 11:58
В Ростовской области создадут кластер по производству подшипников Ростов-на-Дону, 11:57 
В Поволжье сбили второй за день украинский беспилотник Политика, 11:52
НОСТРОЙ: Единую ипотечную программу по ИЖС запустят в июле 2024 года Ростов-на-Дону, 11:51 
Маск отреагировал на пост о ракете «Амур-СПГ» призывом «давай, попробуй» Технологии и медиа, 11:50
«И шага ступить не могут»: как развить в сотрудниках самостоятельность Pro, 11:49