Почти треть работников в РО заняты в неформальном секторе экономики
В неформальном секторе экономики заняты 28,1% работников в Ростовской области. Об этом говорится в исследовании аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
В численном выражении во втором квартале текущего года это составляет 578 тыс. сотрудников.
При этом по сравнению с аналогичным периодом 2020 года отмечается рост количества работников этой категории. Так, в апреле-июне прошлого года в неформальном секторе в Ростовской области трудились 472 тыс. человек, что составляло 23,6% от общего числа работников.
Работа в неформальном секторе может быть постоянной или являться временной подработкой, при этом человек может совмещать работу в неформальном и формальном сегментах. Неформальный сектор не идентичен теневой экономике. Деятельность таких предприятий не обязательно связана с преднамеренным уклонением от налогов и другими нарушениями. При этом в неформальном секторе трудовые отношения могут как официально оформляться, так и нет.
В целом по ЮФО неформально заняты 2,4 млн человек. Фактически, эта цифра равна населению Ростовской области или Краснодарского края. От общего числа работников те, кто занят в неформальном секторе, составляют 31,3%.
Из числа регионов ЮФО хуже всего показатели у Калмыкии, где неформально заняты 39,5% работников. На втором месте — Крым с показателем 39,3%, на третьем — Астраханская область, где количество неформально занятых работников составляет 38,1% от их общего числа.
В целом по России во втором квартале текущего года число занятых в неформальном секторе экономики приблизилось к 15 млн человек. По отношению к аналогичному периоду прошлого года оно выросло на 1,5 млн человек. По данным авторов исследования, особенно широко неформальная занятость распространена в регионах с невысоким уровнем жизни граждан.
Президент FinExpertiza Global Елена Трубникова считает, что сейчас рост неформальной занятости отчасти подпитывается увеличением числа как зарегистрированных, так и продолжающих оставаться в тени самозанятых.
«Возросло и количество сотрудников индивидуальных предпринимателей при одновременном сокращении самих ИП — в связи с частичным переходом последних в статус тех же самозанятых. Кроме того, в Россию начали возвращаться трудовые мигранты, значительная часть которых работает в неформальном секторе в сельском хозяйстве и на стройках. Наконец, происходит восстановление сферы торговли и услуг, где заметная доля также относится к неформальному сегменту», — говорит она.