Перейти к основному контенту
Ростов-на-Дону ,  
0 

Виктор Дерябкин: На уровне областной власти ищем действенные рычаги для импортозамещения

Председатель Законодательного собрания Ростовской области Виктор Дерябкин рассказал корреспонденту ИА «РБК-Ростов» о том, каких инициатив от донских парламентариев ждать в 2015 году, что будет с дефицитом областного бюджета и как продвигается работа над созданием законодательной базы для реализации стратегии импортозамещения.
Фото: rostov.er.ru
Фото: rostov.er.ru

Между первым и вторым чтениями областного бюджета на 2015г. была проделана большая работа по сокращению дефицита на 4 млрд рублей. Некоторые расходы были оптимизированы, некоторые отложены на неопределенный срок. Будет ли продолжена эта работа в 2015г. или оптимизация была максимальной?

Ручаться, что принятый бюджет не претерпит никаких изменений, не возьмется сегодня никто. По той простой причине, что в момент принятия решений мы не могли оценить динамику кризисных процессов, просчитать все риски. Нам придется внимательно отслеживать ситуацию. Но в целом мы постарались просчитать все как можно детальней. Был серьезный стимул. Когда началась работа по сокращению дефицита бюджета, мы имели следующие цифры: доходы — 114,4 млрд руб., расходы — 128,1 млрд, дефицит — 13,7 млрд. Федеральный центр выставил условие: уменьшайте расходы, — минфин покроет дефицит, но на условиях займа. Добьетесь дефицита менее 10%, появится возможность финансирования по льготной ставке. В противном случае на эти цели Ростовской области пришлось бы привлекать коммерческий кредит по действовавшим банковским ставкам. С таким стимулом дефицит был сокращен на 4 миллиарда — до 9,7 млрд рублей.

Но очередные изменения в бюджете, судя по всему, произойдут уже в ближайшее время. На сессии 19 февраля ожидаем соответствующих предложений от минфина. Скорей всего будем перераспределять средства за счет тех программ, которые пробуксовывают, не реализуются в полном объеме. Также должны будем распределить федеральные поступления. Да, ситуация сегодня тревожная, нервная. Но, с другой стороны, мы неплохо закончили прошлый год. Из 128 млрд доходов собственные доходы Ростовской области составили 89 млрд рублей. За год собственные поступления увеличились на 6, 2 млрд рублей. Принципиально сохраняем приоритеты за социальными программами — на них идет 67% расходов бюджета.

Ранее со стороны как федеральных, так и региональных властей звучала идея о необходимости выработки и принятия программ и стратегий импортозамещения. Нужен ли такой документ Ростовской области и может ли он войти в повестку Законодательного собрания в 2015 году?

Сама жизнь заставляет нас заниматься этим вопросом. Ростовской области нужна собственная, учитывающая региональные условия и ресурсы, антикризисная программа, которая скорректирует экономическое развитие региона с поправкой на новые реалии — в том числе предложит стимулы и механизмы для реализации стратегии импортозамещения. Программа по поручению губернатора уже разрабатывается, надеемся увидеть ее в ближайшее время. В этом направлении работает группа под руководством Александра Гребенщикова, в которой участвуют и депутаты донского парламента.

Проблемы тут разномасштабные. Некоторые удается решать самим предприятиям. К примеру, на «Ростсельмаше» проанализировали, какие запчасти они импортируют из Китая — а это около 40% от общего списка, и оказалось, что многое из импортируемого производится методом элементарного чугунного литья. Комбайностроители уже начали налаживать собственное производство этих запчастей, решив: что-что, а чугунное литье мы наладим. Сложнее в этом плане «Роствертолу», который закупал часть комплектующих на Украине. Но и здесь уже появилась перспектива решения закупать у российских поставщиков.

В сельскохозяйственной сфере без участия законодателя проблемы решить, боюсь, не удастся. Наглядный пример — овощеводческое хозяйство. В январе закупочная цена огурца была 70 рублей за килограмм. В ростовских магазинах цена доходила до 260 рублей за килограмм. В феврале закупочная цена уже 100 рублей, и практически вся продукция уходит в Москву. Напомню, область поддерживала строительство теплиц, областной бюджет выделил на эти цели около 40 млрд рублей. Думаю, мы вправе рассчитывать на то, чтобы весомая часть продукции гарантированно оставалась на территории области и торговая наценка на нее была разумно ограничена.

Похожая проблема с семикаракорским сыром: конечная цена на уровне 500 рублей за килограмм и почти все уходит в столицу. Сегодня капуста в Ростовской области — сплошь либо импортная, либо из Дагестана. Минсельхоз вполне мог бы предложить решение проблемы: в области достаточно поливных земель, где можно выращивать капусту. Нужно на привлекательных условиях предложить такие участки селянам, которые готовы этим заняться. Донской парламент со своей стороны готов оперативно разработать соответствующие законопроекты.

В этом направлении нам есть, над чем работать, откровенно говоря. На уровне областной власти ищем действенные рычаги для импортозамещения, которые позволили бы реально влиять на эти процессы.

Парламент Ростовской области достаточно часто выносит на федеральный уровень свои законодательные инициативы. Какие из них удалось реализовать, а какие нет?

Пожалуй, это самое сложное направление нашей работы. За прошлый созыв было предложено на федеральный уровень 19 законопроектов по самым разным направлениям. В целом в стране порядка 10% региональных инициатив воплощается в федеральные законы.

К нашим успехам я бы отнес, прежде всего, изменения 11 статьи Водного кодекса РФ в 2013 году. Удалось убедить федеральный центр освободить хозяйства, занятые выращиванием аквакультуры, от оплаты использования речной воды. Логика была простая: эта вода в конце производственного цикла все равно возвращается в Дон. Бились два года, в итоге наши доводы были услышаны. Еще один позитивный опыт – закон о донорстве: с нашей подачи финансовое поощрение донорства отдано на уровень муниципалитетов.

В качестве негативного примера приведу одно из наших последних предложений — отдать на уровень субъекта федерации содержание и воспроизводство лесонасаждений. Два раза выходили с этой инициативой, пока безрезультатно. А в регионе лесонасаждения тем временем находятся в плачевном состоянии. При том, что хорошая лесополоса увеличивает урожайность зерновых в среднем на 5-6 центнеров с гектара.

С большим трудом идет работа по продвижению предложенного нами законопроекта, который призван урегулировать вопросы, связанные с личными подсобными хозяйствами. Действующий федеральный закон никак не ограничивает численность поголовья скота в личном хозяйстве. На востоке области некоторые такие стада доходят до пятисот голов. При этом фермеры — владельцы поголовья, не имеют необходимых пастбищ. В результате происходят потравы на чужих территориях, в районах нагнетается напряженность. К сожалению, пока представители других регионов, для которых степные проблемы не актуальны, нас не слышат. Такая же проблема с другой нашей инициативой: разрешить многодетным семьям тратить средства из материнского капитала на приобретение автомобиля российского производства. Но мы продолжаем работать над этими вопросами.

В своем послании Федеральному собранию президент Владимир Путин призвал облегчить жизнь бизнесу в России. Каких направленных на реализацию этой идеи законопроектов предпринимателям Ростовской области ждать в 2015 году?

Если отталкиваться от цифр — объемы поддержки малого бизнеса в Ростовской области растут. На нынешний год в областном бюджете на эти цели заложено 151,5 млн рублей, не считая федеральной поддержки. Для сравнения, в 2013 году эта сумма составляла 137 млн рублей.

Что касается непосредственно законодательных инициатив, направленных на поддержку предпринимательства, то эта тема постоянно в поле нашего зрения. Каждый год по несколько раз мы возвращаемся к основному закону в этой сфере — закону об инвестициях. В процессе такой работы у нас появился закон об индустриальных парках, в котором прописан весь комплекс господдержки предприятий в этой сфере, взаимодействие и взаимоотношения региональной власти и бизнеса, детально проработаны схемы привлечения инвестиций.

Один из важных вопросов, регулируемых этим законом — субсидирование расходов на создание инфраструктуры. Предприятиям, работающим в ВПК, мы субсидируем порядка 95% затрат на инфраструктуру, промышленным предприятиям порядка 50%. В законе предусмотрены и налоговые послабления. Инвестор, который вливает в экономику области более 300 млн рублей, получает снижение налога на имущество в пределах 4%.

А что со снижением налоговой нагрузки? В текущем году какие-то сектора экономики получат послабления?

В настоящее время к анализу приступила рабочая группа, которая решает, как расставить приоритеты: какие предприятия-малыши нуждаются в большей поддержке — промышленные, сельскохозяйственные или социальной направленности.

Мы в парламенте считаем, что все компании малого бизнеса целесообразно на 2 года полностью освободить от уплаты налогов. Это помимо всего прочего будет стимулировать работодателей выплачивать более высокие зарплаты, налоги с которых будут поступать в областной бюджет. Планировали внести этот вопрос в повестку заседания 19 февраля, но к этому времени правительство не успевает проработать все вопросы. Думаю, на мартовском заседании в том или ином виде мы этот закон примем.

Еще один извечный вопрос — большое количество проверок, от которых страдает бизнес. Какие-то шаги для сокращения количества проверок на региональном уровне можно предпринять?

Это еще один мотив президентского послания, чрезвычайно важный для бизнеса. Мы проанализировали цифры и, судя по всему, проверяющие органы — а это главным образом федеральные структуры — президента услышали. Количество проверок в 2014 году в сравнении с 2013 уменьшилось вдвое. Региональная власть со своей стороны тоже предпринимает усилия в этом направлении. На недавней коллегии ГУВД губернатор Голубев обратился к силовикам с довольно жестким требованием: не нужно проводить проверки предприятий без веских на то причин. Ведь нередки случаи, когда на предпринимателей заводятся уголовные дела, которые расследуются год, два — а потом закрываются в связи с отсутствием фактов. Возникает вопрос: какую цель преследуют следователи, заводя такие дела, расходуя на них государственные деньги?

Могу заверить предпринимательское сообщество, что в этой части — в вопросах снижения необоснованного давления со стороны правоохранительных органов, ликвидации административных барьеров — заксобрание постарается отработать по максимуму. Мы, к слову, уже неплохо поработали в 2014 году над снижением объема разрешительных процедур для бизнеса. Средний срок оформления документов сократился с 340 дней до 90, а количество процедур — с 15 до 4. Есть предварительные результаты: более 100 предпринимателей уже воспользовались этими правилами. В ближайшее время в рамках депутатского контроля выясним, насколько эффективно работает этот механизм.

Еще одно направление, в котором мы видим хороший потенциал — дальнейшее развитие системы МФЦ. С 2010 года, когда был принят региональный закон, регулирующий работу МФЦ в Ростовской области, есть неплохие результаты, наша система МФЦ справедливо считается одной из лучших в стране. Будем развивать успех — посмотрим, как добиться того, чтобы передать в МФЦ максимальное количество госуслуг для малого бизнеса. Чтобы чиновники разного уровня пересекались с бизнесом как можно меньше.

Ранее вы неоднократно заявляли о неэффективности в Ростовской области патентной системы налогообложения, а также о том, что ее необходимо пересмотреть. Можно ли ждать, что это произойдет в 2015?

Сложно обещать, что вопрос решится именно в этом году. Тут нужно действовать наверняка, чтобы потом не переделывать. Цели этой системы, которая была введена в 2013 году, были все те же: облегчить жизнь предпринимательскому сообществу, упростить отчетность и делопроизводство. Плюс — налоги оставались в муниципалитетах. Замысел был в том, чтобы таким образом заинтересовать муниципалитеты заниматься развитием бизнеса на своих территориях. К сожалению, быстрого эффекта мы здесь не добились. Возможно, сказалось повышение страховых пенсионных взносов — как раз в 2013 году из-за увеличения страховой нагрузки малый бизнес начал массово сворачиваться.

За 2013 год в Ростовской области было выдано 983 патента. В 2014 году количество предприятий, воспользовавшихся патентной системой, выросло почти вдвое — до 1 тыс. 845. Сама по себе идея неплоха: первоначально были выделены 47 видов деятельности предприятий, в прошлом году к ним добавились еще 6. Был определен максимальный штат предприятия, налогообложение которого регулируется этой системой — до 15 человек; задан предельный уровень доходов, который облагался налогом в 6%.

Вроде бы развитие идет, малый бизнес выходит из тени — а это было одной из первоочередных задач нововведения. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается ряд узких мест, которые требуют пересмотра. К примеру, предельный уровень доходов по шестипроцентной ставке на одного предпринимателя в Ростове составляет 370 тыс. рублей, в области — 100 тыс. рублей. Но если штат увеличивается до двух человек, налог вырастает почти пропорционально: в Ростове до 670 тыс. рублей, по области до 250 тыс. Такая математика губит идею на корню: стоит предпринимателю нанять одного-единственного помощника, как налоговое бремя возрастает настолько, что загоняет его обратно в теневую часть экономики. Я отдал распоряжение депутатам разобраться с вопросом. Предложим ввести дифференцированный подход в привязке к спросу на оказываемую услугу и к виду деятельности. Неужели предприниматель, который, скажем, ведет кружок для детей с ограниченными возможностями, должен облагаться таким же налогом, как все остальные? Одним словом, система требует дальнейшей отладки.

В конце 2014г. заксобрание «с боем» увеличило прожиточный минимум пенсионеров на 2015г. на 6,7% против планировавшихся ранее 4,7%. Однако даже по самым оптимистичным прогнозам инфляция в наступившем году превысит 10%. Некоторые эксперты говорят и о 20%. Учитывая это, возможен ли пересмотр размера индексации?

Когда мы принимали прожиточный минимум пенсионеров, он стал самым высоким в ЮФО — на 40 рублей выше, чем в Краснодарском крае, 6 тыс. 775 рублей. Инфляция по России за год составила 11,4%. В Ростовской области она традиционно чуть выше — в частности, за счет высоких тарифов. Мы утверждали размер прожиточного минимума из расчета инфляции на уровне 5,5%. Вопрос в том, что будет с инфляцией дальше. Прогнозы у аналитиков действительно не радужные. Банк России заверяет, что предпринимаемые им усилия направлены прежде всего на удержание инфляции. Посмотрим, какие тенденции возобладают. Если инфляция продолжит раскручиваться — разумеется, будем пересматривать этот показатель.

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 26 декабря
EUR ЦБ: 103,94 (-0,29)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Курс доллара на 26 декабря
USD ЦБ: 99,61 (-0,26)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Все новости Ростов-на-Дону
Большой гид по «Серии плюс»: чем интересны кварталы ПИК нового поколенияРБК и ПИК, 19:06
В Петербурге мужчина попросил взыскать с его жены почти ₽1 млн за изменыОбщество, 18:58
«Россети Юг» возглавил директор «Волгоградэнерго»Ростов-на-Дону, 18:52 
Лукашенко рассказал, что взял в Россию лыжи, но пришлось рубить дроваПолитика, 18:50
В Белгородской области боец самообороны пострадал при атаке дрона на автоПолитика, 18:49
У «Кухни на районе» изменился состав владельцевБизнес, 18:47
Муфтий Москвы отказался считать неверие в Деда Мороза правонарушениемОбщество, 18:45
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
Пережившая инсульт лыжница Сметанина начала восстанавливатьсяСпорт, 18:44
Как креатив повышает эффективность маркетинговых инвестицийОтрасли, 18:44
В Сирии сожгли 1 млн таблеток «наркотика джихада»Политика, 18:43
Украинский боксер Усик признался, что носит поддельные часы Rolex за $100Спорт, 18:40
Как генеративный искусственный интеллект оценивает бизнес-показателиРБК и СберАналитика, 18:35
Лукашенко сказал Путину, сколько «Орешников» может принять БелоруссияПолитика, 18:33
Володин направил депутатам проект полного запрета на продажу вейповПолитика, 18:31