Для ростовского транспорта по примеру Москвы разработают «билетное меню»
Городские власти планируют «примерить» на Ростов опыт российской столицы и ввести для оплаты проезда в общественном транспорте так называемое «билетное меню». С его помощью пассажир сможет сам выбирать тариф на оплату в зависимости от количества поездок. Об этом на пресс-конференции в центре «МедиаС» рассказал директор муниципального учреждения «Центр интеллектуальной транспортной системы» Василий Зырянов.
«Когда такое меню будет утверждено, появится градация: разовая поездка, 10 поездок и так далее. Может быть введена дифференциация тарифа в зависимости от интервалов. К примеру, если пассажир в течении часа делает пересадку из трамвая в троллейбус, следующая поездка идет со скидкой 20%», – пояснил Василий Зырянов.
Подобное новшество должно стать очередным шагом в развитии системы безналичной оплаты проезда в общественном транспорте, которую в донской столице пытаются ввести с 2009г. Ростовские власти по итогам конкурса заключили договор в московским ООО НТЦ «Измеритель», которое выступило инвестором реализации этого проекта.
В городе были установлены терминалы для пополнения транспортных карт. Наземный транспорт (за исключением «маршруток») оборудовали валидаторами – устройствами для считывания информации с такой карты. Пенсионеры и школьники получили карты для безналичной оплаты проезда. Однако систему опротестовали транспортные предприятия, для которых безналичная оплата оказалась невыгодной. 6,9% их выручки уходило компании-оператору («Ростовтранспорт») в качестве комиссии с транзакций.
В результате реализация проекта была приостановлена. При этом инвестор посчитал, что демонтировать уже созданную в Ростове систему для приема безналичной оплаты слишком дорого и решил попросту подарить ее городу. По словам Василия Зырянова, стоимость «подарка» составила около 48 млн руб. В 2013г. систему решили реанимировать. Сегодня оборудованием для безналичной оплаты в Ростове оснащены 838 автобусов, трамваев и троллейбусов. Ростовчанам выдано более 132 тыс. транспортных карт, в том числе 69 тыс. пенсионерам и 59 тыс. учащимся. При этом с 1 июля 2014г. ростовчане, использующие для оплаты транспортную карту, платят за проезд на 1 рубль меньше обычного тарифа.
По словам Василия Зырянова, сейчас речь идет о том, чтобы модернизировать существующую систему. Модернизация предполагает, в том числе, создание «билетного меню», а также включение в тариф агентской комиссии, которая будет составлять 39 копеек с одной транзакций при безналичной оплате.
«Должен появиться коммерческий оператор, который будет иметь законные основания заключать агентские договоры с транспортниками. Конкурс на модернизацию будет объявлен в октябре. Инвестор начнет работать без привлечения бюджетных денег, за счет собственных средств и той доли, которая будет заложена к тому моменту в тарифе (39 коп. - прим. ред)», – рассказал директор «Центра интеллектуальной транспортной системы».
Сроки, в которые модернизация будет проведена и безналичная система с «билетным меню» заработает в Ростове, пока не называются, однако ожидается, что это случится не позднее 2018г., когда донская столица будет принимать мировой футбольный чемпионат.
В российской столице единая тарифная система для всех видов городского транспорта действует с 2013г. Однако ростовский проект может стать по-своему уникальным. В отличие от Москвы, где работу общественного транспорта обеспечивают два госпредприятия – ГУП «Мосгортранс» и ГУП «Московский метрополитен», в Ростове-на-Дону на маршрутах общественного транспорта сегодня работают около 20 частных транспортных предприятий, которым работа по новым правилам может показаться коммерчески невыгодной.
Сегодня, по словам Зырянова, прорабатываются различные варианты взаимодействия с «транспортниками». В том числе система «фрахта», при которой предприятие в рамках муниципального заказа получает от города плату за количество отработанных машиночасов вне зависимости от числа перевезенных пассажиров.
При этом, как сообщалось ранее, уже с 1 октября 2015г. право льготного проезда в Ростове будет предоставляться только по транспортной карте. По словам главы администрации Сергея Горбаня, это позволит оптимизировать расходы бюджета на выплату транспортным предприятиям компенсаций за обслуживание «льготников».