Перейти к основному контенту
Ростов-на-Дону ,  
0 

Сочи нацелился на китайских туристов

Мэр Сочи Анатолий Пахомов в интервью ИА «РБК-Юг» рассказал, от каких проблем олимпийская столица избавилась после Игр, зачем курорту китайские туристы и какими мероприятиями Имеретинская долина будет привлекать отдыхающих в 2015г.
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Анатолий Николаевич, «олимпийский год» подходит к концу, и, наверное, уже было время все проанализировать, осмыслить и понять, какой ценой городу и вам лично далась Олимпиада...

Да, Олимпиада прошла отлично, и после такого результата уже как-то забываешь о том, с какими проблемами приходилось сталкиваться во время подготовки к ней. С 2009 года я, действительно, столько насмотрелся всего: и и критики, и «наездов», и откровенного вранья. А сегодня, когда Сочи стал достойным конкурентом любому европейскому курорту, те, кто обливал нас грязью, хотят стать частью нашей победы.

Что реально получил Сочи после проведения Игр? Если не брать во внимание спортивную составляющую.

Город претерпел глобальные изменения. И я не говорю о тех объектах, которые построены в Имеретинской низменности, Олимпийский парк, я не говорю даже о горно-климатических курортах. Во всем городе не осталось ни одной сферы хозяйства, которая не претерпела бы реконструкции или строительства.

Решена одна из главных проблем «старого» Сочи — отсутствие нормальной канализации и систем очистки сточных вод. Старые сооружения были построены в 1983 году и работали очень плохо, коллектор практически вышел из строя. Сегодня, после завершения всех работ, в море сбрасывается практически питьевая вода. Новые Бзугинские очистные сооружения сегодня принимают 100 тыс. кубометров стоков в сутки. Они построены с применением новейших технологий.

Сочи также сегодня называет себя «городом «0 отходов». Но разве это правильно — ведь отходы не перерабатываются на курорте, они просто вывозятся на другие полигоны...

Мы приняли принцип «0 отходов», который говорит о том, что на территории Большого Сочи бытовые отходы не захораниваются. То есть они проходят сортировку, пакуются и вывозятся в другой район.

Но самое важное решение, которое и подразумевает принцип «0 отходов» – это рекультивация всех свалок, которые в советские времена были открыты, фактически, в руслах рек. Естественно, их инженерная защита давным-давно не работала, и все стоки с них по рекам шли в море. Поэтому для курорта сегодня принцип «0 отходов» - это гарантия хорошей экологии.

До Олимпиады Сочи был одним из самых загруженных с точки зрения транспорта городов. Как сейчас обстоят дела — удалось ли полностью ликвидировать пробки?

Что касается транспортной логистики, здесь практически решены все проблемы. Действительно, пробки в Сочи появились еще раньше, чем в Краснодаре. Сегодня мы построили 362 км новых дорог, а это сложные , горные дороги. В их составе – 22 тоннеля , 55 мостовых сооружений. Сегодня дорожная обстановка в городе очень благоприятная, в России сейчас мало таких городов, которые живут практически без пробок. Однако просто построить дороги - это не панацея. Главное - это управление дорожным движением. У нас работают эвакуаторы, в места затруднений отправляются инспекторы для нормализации дорожной обстановки. У нас люди уже боятся где-то оставить автомобиль в неположенном месте, потому что знают, что его точно эвакуируют.

Действительно, ездить по Сочи стало гораздо легче. Но доехать до города в разгар курортного сезона все еще крайне сложно. Летом путь из Краснодара в Сочи занимал до 12 часов...

На самом деле даже этим летом в пик курортного сезона было достаточно просто передвигаться по самому Сочи, в сторону Адлера и Красной Поляны, но, действительно, все-таки тяжело было въехать в город. Это проблема, но она уже выходит за уровень компетенции муниципальной власти.

Одной из главных проблем в Сочи всегда был вопрос энергоснабжения. Помогла ли Олимпиада полностью его решить?

Свет, а точнее его отсутствие, всегда был проблемой для Сочи. Во-первых, у города не было собственной генерации, во вторых, энергораспределительная сеть за десятилетия без ремонта и замен крайне обветшала. Олимпиада дала нам Адлерскую ТЭС, модернизацию Сочинской ТЭС.

А когда у нас встал вопрос — можно ли пойти на риск «перерыть» перед олимпиадой 700 км улиц и поменять все кабели я понял, что если сейчас, во время подготовки к Олимпийским играм, мы этого не сделаем, то не сделаем больше никогда. Риск действительно был большой, но как раз в те дни в «Кубаньэнерго» пришел смелый человек, Александр Гаврилов, он взял на себя эту ответственность . Естественно, что людям в Сочи это время жилось крайне плохо: весь город перерыт, отключения света, тепла, воды... Ведь меняли сразу все: теплотрассы, водопроводы, электросети...

Помнится, жители Сочи выражали серьезное недовольство, были даже митинги за вашу отставку. Как вы действовали в этой ситуации?

Народ многое перенес в период подготовки к олимпийским играм. Мне приходилось действовать и кнутом, и пряником, но главное, делать так, чтобы все продолжало работать. Ни один объект не строился без сложностей. Например, начали строить транспортную развязку на Донской и Виноградной - люди встали на митинг, не пускают строителей, жалеют деревья. Приходилось объяснять, что взамен одного срубленного мы посадим три, а развязка здесь только улучшит экологию: не будет пробок, исчезнет и облако выхлопных газов.

Конечно, горожане показали огромное терпение и выдержку. Подстрекателей в этот период было очень много, но надо отдать должное сочинцам: они в целом показали себя с лучшей стороны. При этом и население, и бизнес вкладывали свои собственные средства в улучшение облика города.

Мы провели огромнейшую работу с населением — предстояло привести в идеальный вид 12 тыс. объектов недвижимости. Это 6,2 тыс. ИЖС, и 5,8 тыс. – бизнес-объекты: банки, гостевые дома, рестораны, кафе и т. д. Мы с чиновниками ходили и убеждали жителей в необходимости проведения этих работ. В итоге откликнулся и бизнес, и население. Более того, удалось даже за счет внебюджетных источников отремонтировать дома пенсионеров и малообеспеченных граждан.

В период подготовки к Олимпиаде город получал хороший доход в виде налогов от работающих здесь компаний. Но Олимпиада прошла, инвесторы и подрядчики покинули курорт. Как сейчас собираетесь восстанавливать «провалы» в налоговых сборах?

Пока были строители мы получали хорошие налоги. Строителей было 100 тыс. Они нам платили 3 млрд рублей в год в бюджет города. Они ушли, но мы потеряли всего 600 млн. Почему? Потому что за счет ввода новых объектов, которые они построили, увеличилась и налогооблагаемая база. Так, курортная сфера, торговля и общественное питание дали прирост в 54%. Таким образом сегодня мы вышли по объему поступлений практически на уровень 2013г.

Но хватает ли этих денег на содержание олимпийских объектов?

Ни для кого не секрет, что самостоятельно Сочи не справился бы с такой колоссальной нагрузкой. Нам помогает край. Например, содержание олимпийского парка идет через нас, мы проводим торги, но эти деньги поступают из краевого бюджета.

Уже сейчас есть понимание, что этот зимний сезон по количеству отдыхающих для Сочи станет рекордным. Сейчас даже внешние турпотоки переориентированы на Сочи. Готов ли курорт к такому наплыву отдыхающих?

Уже к концу октября весь номерной фонд всех четырех горнолыжных курортов Красной Поляны был забронирован. А это, ни много ни мало – более 6,5 тыс. номеров. На сегодняшний день вплоть до конца января забронированы номера даже в небольших частных отелях Красной Поляны.

Мы понимаем, что у этого успеха две составляющие. Первая – это «олимпийская» реклама. Вторая – это последние политические и экономические обстоятельства, из-за которых среди россиян резко упал спрос на горнолыжный отдых в Европе.

Но под лежачий камень вода не течет. Еще в мае этого года Имеретинка была пустая. Тогда мы взяли ситуацию в свои руки и начали привлекать туроператоров. Ездим в разные российские города, собираем аудитории, работодателей, туроператоров и презентуем наши возможности. Уже были в Екатеринбурге, в трех префектурах Москвы, в Минске. Провели Туристский форум — собрали у себя около 700 человек туроператоров. Сейчас нацелились на большее — начали работать с международными туристами и провели презентации в Белоруссии, Китае. Я слетал с огромной командой наших туроператоров, с руководителями объектов размещения в Гуанчжоу, мы через наше консульство собрали туроператоров, перевозчиков. Отклик был очень живой. Сейчас ждем, что китайцы с ответным визитом приедут к нам 15 января. Им интересен семейный отдых и лечебные возможности курорта.

А почему вы начали столь масштабную работу с иностранными туроператорами? Думаете, российских туристов не хватит, чтобы заполнить Сочи?

Нам интересен любой турист, главное – обеспечить круглогодичную заполняемость. На уровне правительства РФ было принято решение ввести в аэропорту Сочи режим «открытого неба». Он позволяет из любого города мира без дополнительных квот и согласований с Правительством РФ открывать новые авиарейсы. Режим открыт на три сезона – зимний 2014, летний 2015 и зимний 2015. И у нас не так много времени, чтобы им воспользоваться. Для этого в каждой стране, которая нам интересна, надо соединить перевозчика и туроператора.

И все же насколько сейчас Сочи заполняется в межсезонье? Удается ли поддерживать достаточную загрузку для нормального функционирования отрасли?

Я уже заявил, что Сочи – круглогодичный курорт. Конечно, загрузку в межсезонье с летом не стоит сравнивать, лето – это «высокий сезон», период отпусков. Но у нас сейчас много предложений и для межсезонья. Мы восстановили программу «Открытый юг», когда за 1,5 тыс. руб. человек может получить в санаториях трех разовое питание и лечение. Для санаториев это работа «в ноль», но они функционируют. Если у нас в этом году летняя загрузка была 97%, то в целом по году она составит около 70%. Но я уверен, что ее легко можно будет довести и до 80%.

Только за период с января по октябрь этого года мы приняли почти 5 миллионов туристов. По прогнозным оценкам, этот год мы завершим с показателем 5 миллионов 400 тысяч гостей.

Уже сейчас видно, что Сочи становится и центром делового туризма. Здесь постоянно проводятся совещания федерального уровня, форумы, съезды филиалов крупных компаний. А удается ли также активно загружать спортивную составляющую?

Имеретинская низменность — это, конечно, не деловой центр. И чтобы организовать здесь какие-то потоки деловых или спортивных туристов, мы проделываем огромную работу. Прошла Олимпиада. Затем Гран-при «Формулы-1». Это для города была бешенная реклама.

В этом году мы уже провели более 100 мероприятий, в том числе международного значения. Это и Парусная регата, и Ледовое шоу Ильи Авербуха, очень полюбившееся туристам, и Олимпиада робототехники и многое другое.

Уже сформирован календарь значимых мероприятий на 2015 год. Некоторые из них пройдут впервые и, я уверен, вызовут большой интерес у наших гостей. Всего запланировано 104 мероприятия. Думаю, зрители с удовольствием посетят такие мероприятия как Фестиваль воздушных шаров, Фестиваль военных оркестров, Авиашоу и Яхтенную регату.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Все новости Ростов-на-Дону
Дрон взорвался возле электроподстанции в Калужской области Политика, 00:52
Дрон атаковал село Истобное в Белгородской области Политика, 00:36
Белый дом выразил готовность немедленно возобновить поставки оружия Киеву Политика, 00:26
Американца осудили за помощь в обходе санкций против украинского олигарха Общество, 00:08
ПВО уничтожила пять беспилотников над Курской областью Политика, 00:06
Русское звено и «волшебный сезон». Как россияне переписали историю НХЛ Спорт, 00:00
Аэропорт Владикавказа закрыли на полчаса из-за ямы после удара молнии Общество, 19 апр, 23:56
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
МВД Эстонии призвало православные приходы выйти из подчинения Москвы Общество, 19 апр, 23:52
В Брянской области при падении дрона загорелся энергообъект Политика, 19 апр, 23:46
В Курской области сработала система ПВО Политика, 19 апр, 23:40
В Липецкой области объявили об угрозе атаки дронов Политика, 19 апр, 23:21
В Сумах прогремели взрывы Политика, 19 апр, 23:12
Студенты трех донских вузов стали участниками Школы атомных коммуникаций Ростов-на-Дону, 19 апр, 23:04 
Над Белгородской областью сбили три дрона Политика, 19 апр, 22:58