Триумф автохтонов: три марки донского вина вошли в список Forbes
В рейтинг лучших вин России — 2021 по версии Forbes попало три марки донских производителей. Сомелье утверждают, что донское виноделие имеет перспективы для роста, но главная проблема отрасли на данный момент — недостаток финансирования.
Трое лучших из Долины Дона
Выше всех в рейтинге — на 67 месте — расположилась продукция винодельни «Усадьба Саркел», 71 место занял напиток от «Вин Арпачина». На 78 месте рейтинга разместилось вино от «Винодельни Ведерниковъ». Все три образца произведены из локальных сортов винограда — красностопа золотовского, цимлянского черного и кумшацкого.
В рейтинге участвовали вина наиболее молодого года урожая, из числа выпущенных в продажу. При этом минимальный объем выпуска должен был составлять не менее 900 бутылок.
«Производители вина и их официальные дистрибьюторы имели возможность выставить наиболее интересные образцы, направив заявку с сопроводительной анкетой по каждому из них. По итогам первого этапа члены экспертного совета дополнительно номинировали вина из числа не попавших в список заявленных производителями. Они были куплены нами в магазине», — поясняют составители рейтинга.
Все дегустации проводились вслепую. Предварительно образцы зашифровывались, после их помещали в непрозрачную упаковку и подавали на дегустацию без видимых опознавательных признаков. Дегустации проводились по «английской» модели, при которой члены комиссии могли общаться друг с другом в процессе органолептического анализа.
Максимальный балл, полученный при дегустации вина донского производителя — 92 из 100 возможных.
Отрасль страдает без финансирования
Шеф-сомелье ростовского ресторана «Онегин дача» Владимир Приходько в качестве основных факторов, сдерживающих развитие виноделия на Дону, называет слабую развитость отрасли и нехватку сырья:
«Крупные инвесторы боятся вкладываться в виноделие долины Дона, так как речь идет об экстремальных условиях выращивания культуры. Идет борьба с весенними ранними заморозками, характерно полностью укрывное виноделие, а этот процесс требует существенных затрат», — считает Приходько.
Совладелец винного бара LEO Wine & Kitchen и сомелье Сергей Подпорин рассказывает, что недостаток инвестиций в отрасль связан с большим горизонтом окупаемости вложений в 30-40 лет и слабой развитостью туризма на Дону.
«Каких-то новых виноделен не так много появляется, потому что, по сравнению с Краснодарским краем или Крымом, у нас не очень туристический регион. Будет привлекателен регион туристически — будет больше развиваться виноделие хотя бы в небольшом калибре. Здесь нужны, что называется, длинные деньги. Если посмотреть на новые крупные хозяйства в Краснодарском крае или Крыму, это, как правило, какие-то банки или большие инвестиционные группы. Во всем мире это окупается по принципу того, что мы создаем вино не для детей, а для внуков», — объясняет Подпорин.
Надо использовать имеющиеся преимущества
Как подчеркивают эксперты, донским производителям нужно акцентировать внимание на собственной сырьевой базе для производства вина. В Ростовской области есть уникальные автохтонные сорта винограда — красностоп золотовский и цимлянский черный, обладающие большим потенциалом для виноделия.
Однако, по оценке Подпорина, сейчас регион использует свои преимущества не в полной мере. Для того, чтобы прочно занять нишу автохтонных сортов, нужно инвестировать в изучение почв каждой местности и подбирать нужные клоны сортов из питомников. Кроме того, доставшиеся с советских времен виноградники сейчас неконкурентноспособны и их нужно пересаживать.
«Мы видим, что только за последний год появилось 4 микровинодельческих крестьянско-фермерских хозяйств. Попадание трех марок вин в рейтинг Forbes—это колоссальный успех, награда за сложный путь, который смогли преодолеть производители. Общаясь с виноделами, я всегда говорю о том, что наши автохтонные сорта винограда уникальны и в них есть мощный потенциал развития на многие года вперед», — рассказывает Приходько.
Как ранее писал РБК Ростов, суммарная выручка 10 крупнейших виноделен Ростовской области в 2020 году составила 490,6 млн рублей. 45% от этой суммы пришлось на завод «Цимлянские вина».