Сладкое послевкусие: эксперты — о перспективах виноделия на Юге России
![Фото: freepik.com](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/78/347002043241780.jpeg)
Непростым выдался 2023 год для российского виноделия, основная доля которого представлена винами, произведенными на Юге России. По данным министерства сельского хозяйства Краснодарского края, объем ввезенного на территорию региона импортного алкоголя в 2023 году вырос на 30% (по итогам первого квартала). При таком объеме поставок из-за рубежа, российскому вину все еще сложно конкурировать на торговой полке с импортом. В то же время, по данным Роскачества, популярность зарубежного вина в России достигла рекордно низкого значения за последние два года — лишь 17% граждан считают, что оно значительно качественнее отечественного.
«Россияне стали значительно реже оценивать зарубежное вино как превосходящее по качеству российское. Если в конце 2022 года 29% россиян отвечали, что вино зарубежного производства гораздо более качественное, чем российское, то сейчас с таким мнением готовы согласиться 17%. За последние два года (с июня 2021 года) это самый низкий показатель популярности зарубежного вина», — сообщали в ведомстве.
В 2 раза вырастет число российских винных предприятий к 2028г.
Игра вдолгую
В перспективе 7 лет такой виноделие как вид бизнеса станет более популярным и позволит отечественным инвесторам значительно увеличить доход от денежных вложений в вино, считают в Роскачестве, основываясь на данных аналитиков Россельхозбанка.
«Отрасль демонстрирует привлекательную для инвестиций рентабельность благодаря высокому спросу на отечественную винную продукцию. Так, в среднем доходность отрасли по EBITDA составляет от 20 до 30% («Золотая Балка» — 22%, «Абрау-Дюрсо» — 30%). К примеру, в масложировой отрасли, производстве мясных или молочных продуктов рентабельность лидеров отрасли находится на уровне 7-8%», — говорят аналитики.
По мнению вице-президента Simple Group Анатолия Корнеева, в ближайшие два года, темпы производства качественного российского вина будут только наращиваться, а через 5 лет число российских винных предприятий увеличится минимум вдвое.
«Сейчас на рынке около трех десятков сложившихся качественных предприятий из 196, полагаю, что за 5 лет мы удвоим это число. Будет 50–60 — это уже немало, это уже какая-то сила, через них будет двигаться все виноделие, а государству их надо сильно беречь и всячески поддерживать», — сказал Корнеев.
Депутат Госдумы от Краснодарского края Сергей Алтухов считает, что у российских производителей в ближайшие 10 лет есть все шансы, что заявить о себе, как о «лучших на свете», пишет РБК Краснодар.
«Думаю, у нас всегда останутся премиальные и ультрапремиальные проекты, которые будут использовать сырье, оборудование и комплектующие по принципу «лучшее на свете», без оглядки на страну происхождения. Но вот то, что у российских производителей появился шанс, в течение ближайшего десятилетие войти в перечень «лучших на свете», хотя бы в отдельных номинациях, — неоспоримый факт. А массовые производители, уверен, все шире будут применять российские саженцы и технологии с каждым годом. В то же время они развивают и лимитированные линейки — ищут купажные сочетания автохтонных сортов винограда с зарубежным лозами, смело ведут селекцию», — прокомментировал Алтухов.
По словам вице-президента компании, российские виноделы полностью закрывали потребности рынка. По его данным, сегодня в общем объеме около 65% представлено российскими винами и только 35% — импортными. Чтобы нарастить долю российского вина потребуется около 10 лет и грамотная экономическая поддержка государства, считает эксперт.
«Мое мнение — и к этому мы должны двигаться очень системно и методично — нам надо лет 10 для того, чтобы увидеть золотые виноградники, правильно сформированные и экономически обоснованные. Это методически долгая работа. И, к сожалению, здесь нет одного учителя, который придет и скажет — я сейчас здесь всех научу, проконсультирую, и все полетит. И, тем более, каждый винодел мечтает свою модель построить самостоятельно, и поэтому он вынужден совершать ошибки», — пояснил Леонид Корнеев.
Другое мнение у руководителя российской исследовательской компании Ratingtelling Алексея Соловьева. Он считает, что главная сложность российских виноделов сегодня — это нерегулярные объемы ассортимента, которые мешают говорить о стабильности рынка.
«Кто-то произведет меньше вина, кто-то перепродаст по дешевке, кто-то будет искать новые каналы сбыта, кто-то вообще уйдет с рынка на время (например, сейчас шесть виноделен на продаже), кто-то переориентируется на других инвесторов и так далее», — прокомментировал Соловьев.
От 20% до 30% составляет доходность винной отрасли по EBITDA
Вино есть, доверия нет
По мнению Корнеева, на формирование доверия российского потребителя к национальному вину потребуется гораздо больше времени, нежели на наращивание темпов производства.
«Перспективы рынка сейчас — это падение потребления, в связи с дороговизной, и это уже факт, мы видим сокращение на 15%. Остановить этот процесс может послабление в законе о рекламе и дистанционной торговле, это коллективная работа и коллективная ответственность всех вместе, всем фронтом надо налегать — государством, импортерами, дистрибьюторами, производителями», — рассказал Корнеев.
Отрасль будет развиваться, но главный вопрос не в перспективах рынка, а перспективах потребителя, считает Алексей Соловьев.
«У конечного потребителя пока перспективы выглядят так: ему придется за гораздо большую цену покупать российский вино. И это не совсем приятная история. Здорово, что хороших российских вин становится больше, но давайте все же развивать науку и стимулировать производство, чтобы помогать снижать цену на отечественное вино», — сказал он.
Пролонгированные запреты
Несмотря на заградительные меры властей по отношению к импорту, в ближайшем будущем нельзя будет говорить о российском виноделии без привязки к конкурирующим рынкам. Вопрос, что будет с южнороссийским вином в ближайшие 2 года полностью зависит от того, что происходит и что будет происходить с конкурирующими странами, которые все еще определяются со степенью дружественности или недружественности к России, считает руководитель исследовательской компании.
«Сейчас все винные байеры нацелились на страны, которые можно возить напрямую, и всё равно будут еще переориентироваться. Потому что их вино будет стоить дешевле российского, и что им дальше делать — непонятно. Потому что сначала надо продать остатки прошлых лет, и это займет какой-то период, соответственно, ряд байеров не будут понимать, что им делать с текущим годом», — рассказал Соловьев.
Как прокомментировал президент компании LADOGA Вениамин Грабар, развитие рынка будет полностью зависеть от ситуации в экономике в целом, а также от тех мер поддержки российского виноделия, которые будут приняты, и того, как на них будут реагировать наши виноделы.
«Недавнее повышение пошлин на импортное вино из недружественных стран в долгосрочной перспективе может существенно вырастить долю отечественного вина на полке при правильной ценовой и маркетинговой политике самих хозяйств. Но это в любом случае произойдет не сегодня и не завтра. Если в крепком алкоголе мы можем нарастить объем производства при необходимости довольно оперативно, то в виноделии производители связаны ограниченной сырьевой базой — недостаточным количеством виноградников и не всегда пока надлежащего качества», — рассказал Грабар.
Напомним, долгожданным решением для поддержки отрасли стало введение с 1 июля таможенной пошлины с 12,5% до 20%, но не менее $1,5 за бутылку, что поставило существенный заслон для доступа дешевого импортного вина на российский рынок.
Дальнейшей реализации комплексных мер по защите российского винного рынка ожидает исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов России Алексей Плотников.
Отечественные виноделы рассчитывают и на пролонгацию, и на расширение защитных мер. По мнению президента «Абрау-Дюрсо» Павла Титова в ближайшей перспективе необходимо не просто продлить уже принятые меры, но и ввести квоты на ввоз зарубежного алкоголя, субсидировать затраты на закладку питомников, а также сохранить формулу компенсации за повышенные акцизы.