Все нормально, падаем: фермеры РО оценили последствия роста цен на дизель
Переплаты и оптимистичный прогноз
В 2018 году в ряде регионов России был отмечен резкий скачок цен на топливо. В частности, по данным Ростовстата, с января по июль цены на дизельное топливо в Ростовской области выросли почти на 11% — если в начале года стоимость этого вида горючего составляла 39,2 руб., то в июле средняя цена за литр достигла уже 43,68 руб.
Как рассказал министр сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Константин Рачаловский, средняя оптовая цена на летнее дизельное топливо в апреле текущего года составляла 47,5 тыс. руб. за тонну. Рост цен за год составил 21%, а по сравнению с последними продажами летнего топлива в 2017 году цена увеличилась на 12%.
В июне в донском правительстве состоялось заседание региональной комиссии по вопросам развития торговой деятельности, на котором отмечалось, что повышение стоимости топлива и, как следствие, увеличение расходов сельхозпроизводителей неизбежно повлечет за собой рост цен на сельхозпродукцию.
«Важно отметить, что в связи с ростом цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ) и тарифы на энергоносители, возможно увеличение цен на социально-значимые продовольственные товары. Мукомольные, хлебопекарные предприятия региона уже говорят о том, что им довольно сложно сдерживать цену», — сообщила в своем докладе замминистра сельского хозяйства Ростовской области Ольга Миронова.
По мнению первого заместителя губернатора донского региона Виктора Гончарова, причиной роста цен может стать и неблагоприятная для сельхозпроизводителей погода, установившаяся в регионе.
«Сколько сельхозпроизводители за год переплатят за ГСМ — это огромная цифра, я не хочу ее называть, чтобы никого не вводить в смущение. Я думаю, цены поднимутся, просто по-другому на рынке быть не может — у нас не только выросли цены на ГСМ, но и погодные условия в регионе неблагоприятные. Все это отразится на ценах — подорожают и корма, и сельхозпродукция. Какой конкретно прогнозируется рост?» — обратился замгубернатора к директору департамента потребительского рынка Ирине Теларовой.
«Мы как раз сейчас этот вопрос прорабатываем совместно со статистиками. Прогноз — неблагодарное дело, [не будем об этом говорить] чтобы не создавать ажиотаж вокруг этой темы. Понятно, что повышение цен будет, но насколько процентов — спрогнозировать это сейчас не представляется возможным. Посмотрим по показателям за полугодие», — ответила она.
Однако, как заверили в Ростовстате, рост цен на продукты в Ростовской области из-за повышения стоимости бензина может составить не более 1%.
«Катастрофического влияния рост цен на бензин не окажет. По нашим оценкам, это может повлиять на рост потребительских цен в границах 1%. При этом такой рост часто компенсируется сезонным снижением цен на овощи и фрукты, которые мы будем наблюдать с июля по сентябрь», — сказала руководитель Ростовстата Марина Самойлова во время пресс-конференции.
Рост цен и субсидии
Насколько повысились ежегодные расходы из-за подорожания бензина, фермеры Ростовской области подсчитывают самостоятельно.
Совладелец и бухгалтер одного из семейных донских фермерских хозяйств, рассказала, что им "в каком-то смысле повезло" — дизель на этот год удалось купить еще до резкого скачка цен, по 37,50 руб. за литр. Это всего на 6,5 руб. выше, чем в прошлом году.
Площадь семейного хозяйства по выращиванию пшеницы составляет около 1 тыс. га, на его обслуживание в год в среднем уходит 65 тыс. литров дизельного топлива. Как подсчитала собеседник РБК Ростов, в 2015 году они с мужем потратили 1,75 млн руб. на топливо, литр которого тогда стоил 27 руб. В 2017 году цена на дизель подскочила до 31 руб. и расходы увеличились на 260 тыс. руб. — заплатить за дизель пришлось уже 2,01 млн руб. В нынешнем году эта сумма уже составила 2,5 млн руб.
«Нам повезло закупить солярку оптом по сравнительно низкой цене — сейчас ее уже продают за 44 руб. И мы готовимся если не к дальнейшему росту цены топлива, то к ее удержанию на нынешнем уровне. Но стоимость зерна падает каждый день и для небольших фермерских хозяйств это может быть весомым ударом», — рассказала она.
По словам спикера, районная администрация рассказала фермерам о возможности получить субсидию на покрытие дополнительных расходов на дизель. Право подать документы имеют все, кто закупил топливо с 1 января до 1 июня текущего года.
«Сумму не озвучили, да и гарантий на получение субсидий нет, но нужно собрать документы. Мы несколько раз получали субсидии, особенно существенная была два года назад — нам вернули половину стоимости семян пшеницы. Но обычно это не такие большие суммы. Хотя мы не жалуемся и в своей работе готовы ко всему», — говорит она.
Владелец фермерского хозяйства в Песчанокопском районе Петр Галабурдо посчитал, что после повышения цен на топливо ему нужно будет увеличить расходы на 800 тыс. руб.
«Размер моего участка — 750 га, я выращиваю пшеницу и свеклу. Средний расход на пшеницу — 80 литров на 1 га, на свеклу — около 100 литров. В среднем в год у меня уходило около 80 тонн топлива на год при средней цене 29-30 руб. за 1 л. После повышения цены солярки нужно добавлять еще 800 тыс. руб. из собственного кармана. Я бы давно сдал хозяйство в аренду, но сын хочет продолжать этим заниматься», — сказал фермер.
О субсидировании расходов на топливо Галабурдо не знает, но регулярно пользуется всеми видами государственной поддержки.
«Если не я, то ее возьмет кто-нибудь побогаче. Это не огромные суммы, конечно, больше воспринимаю это как развлечение, но все же помощь», — сказал он.
Как считает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова, скачок цен на топливо — это сильный удар для фермерских хозяйств региона.
«Микробизнес, небольшие фермерские хозяйства, являются незащищенной нишей в предпринимательской деятельности. Они не имеют льгот по кредитным линиям, не получают существенные государственные дотации и очень зависят от погодных условий или потребительского спроса. В связи с подорожанием дизельного топлива рентабельность таких малых предприятий находится на критическом уровне, несмотря на то, что и раньше там не было миллиардных доходов. В таком случае у фермеров есть два пути: либо повышать цены на продукцию, что может снизить спрос, либо продаться более крупным сетям. Но даже в этом случае, необходимо принести достаточно много денег, чтобы войти в одну из сетей», — сказала она.
По словам аналитика, в конечном итоге рост цен на сельхозпродукцию неизбежен, так как дорожает не только дизельное топливо. Повышается стоимость и расходных материалов, и химии, цена которой находится в зависимости от курса доллара.