Курс на «органику»: эксперты — о популяризации отрасли на Юге и Кавказе
В июле 2023 года правительство России утвердило стратегию развития производства органической продукции до 2030 года. Эксперты считают, что это пока малоразвитое, но перспективное направление. Со стороны потребителей есть запрос на экологически чистые продукты, а аграрии в свою очередь активно внедряют «органику» для увеличения рентабельности производства и в рамках мероприятий по оздоровлению почв. При этом для увеличения объемов органической продукции и расширения рынков сбыта необходима поддержка государства.
Для популяризации органической продукции, произведенной в том числе в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, необходимо создать специализированные торгово-фермерские сети. Органические товары, представленные на данный момент в уже существующей разнице, конкурируют с обычными продуктами и проигрывают по спросу и цене. Такую точку зрения высказал председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов. При этом южные и кавказские регионы имеют высокий потенциал для развития органических производств. Но, так как их основная масса представлена в виде малых и средних видов хозяйств, фермеры испытывают трудности с выходом на большие рынки.
«Органическое сельское хозяйство в большинстве своем представлено небольшими и средними производствами, поскольку участие человека в сельскохозяйственной деятельности в органике больше, чем в обычном растениеводстве. Крупные предприятия не могут себе такого позволить. Плюс, качество продукции выше, как и стоимость. Поэтому ее производство — удел фермеров. В этом потенциал Юга и Северного Кавказа высок, в частности, в последних регионах фермеров, которые занимаются сельским трудом гораздо больше, чем в европейской России. Проблема больше в том, что эти фермеры свою продукцию не могут реализовывать на рынках городов-миллионников. Вся производимая продукция там и остается», — прокомментировал Коршунов.
Кроме того, сложность выхода на масштабные рынки становится причиной отказа от сертификации товаров, которые могут соответствовать требованиям органической продукции. «Если бы была возможность эту продукцию доставлять, например, в Москву, то был бы смысл сертифицировать. А когда вся продукция продается знакомым, то фермерам нет смысла сертифицировать товар. Как правило, кавказская и южная продукция, если она сертифицирована, изначально настроена на сбыт в центральную Россию», — добавил эксперт.
При этом в торговых розничных сетях продажа органической продукции бесперспективна. Для ее реализации необходимо выстраивать альтернативную систему сбыта, например, в виде специализированных розничных магазинах, сообщает РБК Юг.
«Органическую продукцию в торговых сетях никто не купит, там она не нужна людям. Если говорить про сбыт, то в этой части нужно выстраивать какую-то другую систему. Органическую продукцию нужно сбывать не через сетевой рынок. Кто бы что ни говорил, такой товар не нужен ни в «Азбуке Вкуса», ни в «Перекрестке», не говоря уже про «Магнит» или «Пятерочку». Для этого нужна самостоятельная розница», — считает председатель правления Союза органического земледелия.
Отмечают отсутствие целевой аудитории в сетевых магазинах и производители органической продукции. Как пояснил заместитель генерального директора АО «Хоста-Чай» Сергей Мочалов, причиной отказа компании от выхода в розницу является элитарность и высокая стоимость товара, которая отсеивает массового покупателя.
«В торговых сетях наша продукция не представлена. Дело в том, что мы производим товар не для масс-маркета. Так как мы делаем чай ручного сбора, без ядохимикатов и пестицидов, с достаточно высокой стоимостью, то покупатели в торговых сетях — не наша целевая аудитория», — пояснил Мочалов.
Несмотря на это, спрос на кубанскую продукцию все же растет. Этому способствует сертификация органического товара. «Безусловно, спрос вырос за счет потребителей органической продукции. Пока у нас не было сертификата, мы продавали продукцию просто любителям чая, которые знали наш бренд. Как только мы получили органический сертификат, к нам добавилась аудитория людей, которые следят за своим здоровьем и для которых важен такой статус. В целом же тенденция на увеличение спроса есть», — добавил он.
Подтвердил тренд на экопродукцию генеральный директор компании «БиоАгроСервис» Евгений Аникеев, занимающейся поставками комплексных решений для защиты растений на Юге, в Центральной России и Сибири.
По его словам, сейчас есть серьезный запрос на органические продукты, которые были произведены, сохранены, переработаны, упакованы в соответствии с экологическими и органическими стандартами.
«Нельзя говорить об экопродуктах, которые являются не просто перспективным, экологичным, но и выгодными для сельхозпроизводителей, без прямой связи с производством и использованием органических удобрений. Для их выпуска требуется минимизация или полный отказ от применения химических удобрений, пестицидов, антибиотиков и гормонов роста в сельхозпроизводстве», — пояснил Аникеев.
Однако по части спроса со стороны потребителей альтернативная ситуация прослеживается у единственного сертифицированного производителя органической продукции в Ростовской области — ООО «БиоХутор Петровский». По данным управляющего компании Алексея Щепетьева, производитель вышел в торговые сети региона, но спрос на продукцию снижен.
«По итогам прошлого года и на сегодняшний день мы фиксируем снижение по спросу. Это связано с разными фактами. Так, например, с 2019 года в стране тянется ситуация с коронавирусом, в прошлом году на спрос повлияла сложная геополитическая ситуация», — прокомментировал Щепетьев.
справка: Органическая продукция не содержит химии, остаточных пестицидов, антибиотиков, гормонов роста. Она производится на землях, которые не удобряются химией, не обрабатываются запрещенными в органике средствами защиты растений.
Органическая продукция в России защищена специальным законом, который вступил в силу 1 января 2020 года. Согласно документу, производители имеют право размещать на своих продуктах надписи «органический» только в случае, если у них есть сертификат о соответствии, подтверждающем, что при производстве продукта были соблюдены национальные и международные стандарты по производству органической продукции, сообщал РБК. Сертификат выдается после проверки специальными органами, аккредитованными Росаккредитацией.
Слово регионам
Всего в России насчитывается более 166 сертифицированных производителей органической продукции, сообщили в департаменте информационной политики Минсельхоза РФ. По данным министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кубани, на территории Краснодарского края зарегистрировано 13 компаний. В число крупных предприятий входят АО «Агронова» и ИП Березовская С.М. Первое хозяйство производит овощи, зерновые, зернобобовые и масличные культуры, бахчевые культуры, второе — органический рис, сою и гречиху.
«Направление по производству органической продукции Краснодарского края перспективно в том числе и для развития малых форм хозяйствования Краснодарского края. Так, на территории края производят органическую продукцию ИП Солнышкина М.В., ИП глава КФХ Смирнова А.С., ИП глава КФХ Попенко С.В. Сертификаты на производство органической продукции в части виноградарства имеет одно предприятие — ИП Глава КФХ Юхневич Н.В. Виноградники заложены 2013-2021 годах, находятся в Темрюкском районе, выращиваются технические сорта — Каберне-Совиньон, Саперави, Шардоне, общая площадь виноградников 12,5 га», — добавили в кубанском минсельхозе.
Так, в соседней Ростовской области, по состоянию на начало сентября 2023 года, зарегистрирован только один сертифицированный производитель органической продукции — «Био-Хутор Петровский», сообщает региональное министерство сельского хозяйства и продовольствия. При этом в переходном периоде
к органическому производству находится еще
девять хозяйств общей площадью участков органического производства 410 га. Еще семь компаний планируют получить сертификаты на производство органической продукции в 2024-2025 годах. Они намерены производить кукурузу, озимую пшеницу, подсолнечник и яровой ячмень.
«Рынок органических товаров стремительно растет, ассортимент становится шире. Производство полезных и здоровых продуктов требует большого внимания и популяризации. Производство органической продукции — молодое, но перспективное направление в России. Ростовская область обладает значительным потенциалом для развития органического производства», — пояснили в донском ведомстве.
Что касается органического производства на Северном Кавказе, то там сложилась неоднозначная ситуация с сертифицированными предприятиями. Так, например, в Дагестане отсутствуют сертифицированные производители органических товаров, заявили в минсельхозе республики.
В еще одном регионе СКФО, на территории Ставропольского края, организован выпуск сертифицированных органических пищевых продуктов: овощных и фруктовых соков, томатной пасты, консервированного горошка, органической пшеничной муки, которым занимается компания «Органик Эраунд». В стадии реализации находится строительство завода по производству сушеных овощей и фруктов, на котором ООО «Экодар» также намерено выпускать органическую продукцию.
От каких проблем не спасает господдержка
Отмечая перспективность развития органической продукции, власти вводят меры поддержки для товаропроизводителей. В частности, в Ростовской области предприятия АПК могут возместить 95% затрат на сертификацию производства пищевой органической продукции, в числе которой крупы, муки, хлебобулочных изделий, плодоовощной консервации, молочной и мясной продукции. Также в регионе прорабатывается вопрос предоставления субсидии аграриям, которые выращивают «органику», по ставке на 1 га площади. После определения затрат товаропроизводителей и расчета ставки субсидии соответствующие предложения направят для рассмотрения в рамках формирования бюджета на 2024 год.
На Ставрополье же производителям пищевых продуктов и напитков, в том числе органической продукции, возмещают 50% стоимости технологического оборудования. Помимо этого, для популяризации продукции аграриев в регионе организовали 491 ярмарочную площадку, из которых 56 предназначены для проведения «мини-ярмарок». Также на Ставрополье были созданы условия для реализации товаров в более 8 тыс. нестационарных торговых объектах, в том числе 5,5 тыс. мест — для продовольственных товаров и продукции АПК.
Несмотря на оказываемую господдержку, товаропроизводители все же испытывают трудности в органической отрасли. По словам управляющего компанией «БиоХутор Петровский» Алексея Щепетьева, основной проблемой является сбыт продукции. В остальном же органическое производство не вызывает сложностей.
«Технология производства и оборудование в принципе то же, за исключением внесения ядохимикатов, пестицидов. Непостоянным фактором, конечно, является урожайность, но это не критично. Самая основная трудность — сбыт продукции», — пояснил Щепетьев.
Альтернативной точки зрения придерживается председатель Ассоциации питомниководов и садоводов Ставропольского края, председатель совета директоров ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» Айдын Ширинов. Компания также входит в число производителей органической продукции. По его словам, органическую продукцию вырастить в несколько раз сложнее, чем обычную. «Есть ряд заболеваний, с которыми приходится справляться вручную, а также с сорняками, болезнями, вредителями. Вырастить классическую продукцию гораздо легче и дешевле, чем органическую, хоть это яблоки, помидоры или что угодно», — пояснил он.
В целом же, по мнению эксперта, отрасль органического производства требует изменений, а именно ужесточения условий сертификации товаров. «Я считаю, что нашему законодательству требуется совершенствование, потому что по сути органической продукцией может признаваться только тот продукт, который выращивается на органическом семенном и посадочном материале. Если это плодовые, то они должны выращиваться исключительно на органических саженцах. Сегодня, к сожалению, малой представленности на рынке таковых, у нас более лояльные условия, допускающие выращивание на неорганических саженцах. В ближайшее время мы будем выходить с соответствующей инициативой для поправок в закон», — заключил Ширинов.
Другие материалы читайте в новом выпуске журнала РБК+Юг