Перейти к основному контенту
Журнал РБК+Юг⁠,
0

Скрытый потенциал: как развивается логистика на Юге

Транспортные системы Юга успешно адаптировалась к вызовам 2022–2023гг. Точками дальнейшего роста могут стать МТК «Север-Юг» и повышение эффективности сети с помощью диверсификации видов перевозки грузов
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Логистической сфере Юга и Северного Кавказа нужны диверсификация видов транспорта и перестройка инфраструктуры

Транспортные системы Юга России и Северного Кавказа успешно адаптировалась к вызовам 2022–2023гг. Пока что основными точками роста оказались порты Азово-Черноморского бассейна, система автодорог и ж/д транспорта. Но эксперты считают, что сегмент пока далек от раскрытия своего потенциала. Точками роста могут стать МТК «Север-Юг» и повышение эффективности сети с помощью диверсификации видов перевозки грузов и уходу от автомобильного транспорта. А фокусом на ближайшие годы станет развитие экспорта российской продукции, которая получила шанс на рост благодаря уходу иностранных брендов.

Порты показали рост

Итоги года в плане логистики на Юге России оказались лучше, чем ожидалось первоначально. В 2022 году система прошла глобальную трансформацию, после компании уже развивались в рамках уже сложившихся трендов, отметил Алексей Безбородов, генеральный директор InfraProjects.

«Порты Ростова-на-Дону, Новороссийска, порты Кавказ, Тамань, Азов работают больше, чем на 100%, превышают все свои возможности. Процессы создания российского флота, пускай не всегда под российским флагом, идут достаточно активно. На сегодня у нас 50 компаний в стране, которые так или иначе оперируют контейнерными флотами, из них более 40% — в Новороссийске. В целом вся инфраструктура готова работать с растущими потоками, которые, скорее всего, в 2024 году притормозятся», — отметил эксперт.

Аналогичное мнение высказал и эксперт Аналитического кредитного рейтингового агентства Игорь Голубничий. По его словам, глобальная трансформация произошла ранее, позднее уже завершились процессы адаптации.

«2023 — был годом стабилизации. Окончательно сформировались новые переформатированные логистические цепочки, и шло планомерное восстановление перевозок на фоне возобновления деловой активности. Рынок начал постепенно привыкать к новому формату и продолжил развивать новые направления», — заявил он.

Основной грузопоток пока идет через порты Азово-Черноморского бассейна — на него приходится треть от совокупного показателя перевозок. Притом, лидирующие показатели у Новороссийска, который в 2022 году занимал первое место среди портов РФ, на втором месте располагался порт Усть-Луга.

Перспективы Каспия

Изменение геополитической ситуации привело к активизации работы по Международному транспортному коридору «Север-Юг». Пока что порты Каспийского бассейна, входящие в одно из направлений транспортировки грузов, занимают менее 1% в общем грузообороте, но при правильном подходе показатели могут существенно вырасти, отмечают эксперты.

Грузопоток по транспортному коридору показывает очень хорошую динамику, отмечает Вадим Филатов, руководитель Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов. Так, по данным Минтранса РФ, в 2023 году объем морских перевозок по МТК «Север-Юг» вырос на 64%, железнодорожных — на 20%.

Но абсолютные цифры несмотря на динамику остаются пока что очень маленькими, считает Алексей Безбородов. Направление предполагает больших инвестиций в инфраструктуру и политической воли руководства ряда стран.

«Пока что как такового организованного потока грузов по направлению не появилось. В случае с этим транспортным коридором существует много сложностей. Загрузка портов растет, но не такими темпами, как в случае с Новороссийском: если брать абсолютные цифры, то они очень маленькие», — отмечает эксперт.

По его словам, есть вопросы юридического характера в плане взаимодействия со странами-партнерами по этому направлению, недостаточное количество кадров, компетентных по направлению экспорт-импорт, необходимость больших инвестиций в инфраструктуру и так далее. Как отмечает Безбородов, развитие коридора «Север-Юг» — вопрос не одного года. Но перспективы у него есть.

«В этом году Россия и Иран подписали соглашение о совместном производстве флота для перевозок по Каспийскому морю. Если первые суда выйдут на верфи в ближайшие два-три года, это существенно повысит перспективы Транскаспийского маршрута и коридора в целом. Чтобы нарастить число рейсов, «Южный центр судостроения и ремонта» построит четыре сухогруза-контейнеровоза на астраханских судоверфях», — согласен Вадим Филатов.

Махачкалинский международный морской торговый порт сегодня сотрудничает со всеми странами Каспийского бассейна, рассказал замдиректора порта Хаджи-Мурад Абашилов.

«Основным партнером является Иран. Взаимодействие осуществляется в основном через порты Амирабад и Энзели. Конечно, в рамках организации судоходной деятельности сотрудничаем со всеми странами Каспийского бассейна, но роль Ирана — ключевая», — отметил Хаджи-Мурад Абашилов.

Дагестан и Туркменистан, по его данным, сегодня прорабатывают вопрос запуска первого грузового корабля. Тем самым будет налажена торговая и экономическая связь с портом Туркменшбаши. Планируется, что в числе первых будет запущено паромное сообщение для контейнерных перевозок.

Точки роста

Вопрос с импортом был решен на данном этапе, считает Алексей Безбородов. По его мнению, следующий этап — развитие экспорта. Активное импортозамещение привело к появлению новых брендов и предприятий. Для дальнейшего роста производства внутри страны задачей номер один становится поддержка отраслей с помощью расширения рынков — в том числе и отправкой их за рубеж.

«У нас внутри страны идет огромное количество процессов импортозамещения, появляются тысячи наименований новых продуктов. Далее задачей номер один станет отправка этих замещающих импорт продуктов за рубеж», — отмечает эксперт.

Второе направление — восполнение пробелов в плане логистических хабов и складов, которых стало не хватать из-за увеличения грузопотока. Так, сейчас многие компании ускоренными темпами развивают это направление в Краснодарском крае, Ставрополье, Ростовской области и Дагестане, рассказал Вадим Филатов.

«По данным аналитиков IBC Real Estate, инфраструктура не справляется: в регионах остро не хватает качественных складов. Транспортные мощности, напротив, полностью удовлетворяют потребности перевозчиков с точки зрения качества покрытия, числа полос и скорости движения. Большая часть грузов между центральной частью России и южными регионами следует по трассе М-4 «Дон», которая оборудована удобными, современными стоянками и местами отдыха для водителей», — отметил он.

Третье направление развития, доступное регионам Юга и Северного Кавказа — диверсификация видов перевозки. В настоящее время больше всего грузов внутри регионов перевозится автомобильным транспортом и в целом логистическая инфраструктура территории менее развита, чем в ряде других городов-миллионников.

«Если сравнить города Северного Кавказа и даже Кубань с такими городами, как Екатеринбург, Новосибирск, другие миллионники, то мы видим, что на Юге есть над чем работать. При более богатом в среднем населении, зачастую большем валовом городском продукте вся логистика строится «с колес». Это надо преодолевать, так как такая транспортировка всегда будет дороже. Как только мы перейдем на качественно выстроенную транспортировку ж/д транспортом с контейнерными складами, грузоотправители сразу ощутят, насколько это дешевле», — считает Безбородов.

Эти и другие материалы читайте в следующем номере журнала РБК+Юг

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 09:32
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 09:32
Все новости Ростов-на-Дону
Сколько Узбекистан зарабатывает на экспорте лимонов РБК и РЭЦ, 09:33
Школа, ЛЭП и частные дома пострадали при атаке БПЛА в Воронежской области Политика, 09:32
Торговать как миллионер: 6 правил состоятельных инвесторов РоссииПодписка на РБК, 09:30
Почему не все компании зарабатывают на больших массивах данных РБК и PostgresPro, 09:21
Писатель Драгунский — РБК: люди устали от инфопотока и выбирают ретро
РАДИО
Общество, 09:18
Глава IRENA предсказал последствия недоинвестирования в «чистую» энергию Бизнес, 09:01
4 отрасли, где применяются большие языковые модели РБК и GigaChat, 09:00
Прокачайте когнитивные способности
Тренируем мозг с интенсивом
Подробнее
Слабое начало декабря. Топ-5 криптовалют с ростом за неделю Крипто, 09:00
Глава Института Европы назвал условие удвоения торговли России и ЕС Политика, 09:00
Глава Института Европы — о том, как вернуться к диалогу России и ЕСПодписка на РБК, 09:00
Эксперты «Атона» назвали 14 акций-фаворитов в стратегии на 2026 год Инвестиции, 09:00
На Запорожской АЭС ночью приостанавливалось внешнее электроснабжение Политика, 08:59
Губернатор Ленобласти сообщил о сбитых беспилотниках Политика, 08:48
Суд в США обязал Минюст рассекретить часть материалов по делу Эпштейна Политика, 08:45