«Сплотиться вокруг лидера»: кто и как голосовал на Дону
Итоговая явка на президентских выборах в Ростовской области составила 64,7%. Этот показатель оказался несколько ниже среднероссийского (67,4%), но при этомна 2% выше, чем при аналогичном голосовании в 2012 году.
За самовыдвиженца Владимира Путина отдали свои голоса 78,9% избирателей, пришедших на избирательные участки Дона. На втором месте с результатом 11,3% оказался кандидат от КПРФ Павел Грудинин, третью строчку занял представитель ЛДПР Владимир Жириновский, который набрал 5,1%.
Кто и как голосовал
По словам главы Избирательной комиссии Ростовской области Андрея Бурова, самая высокая явка среди донских городов была зафиксирована в Азове (65%). Лидером среди муниципальных образований стал Егорлыкский район (86%), высокая явка была отмечена также в Чертковском, Песчанокопском, Верхнедонском районах (более 80%).
«Наименьшее число избирателей традиционно зафиксировано в шахтерских территориях — в частности, в Гуково, Шахтах, Новошахтинске, где показатели от 55% и ниже», — добавил глава донского избиркома.
В целом, по оценке Бурова, избирательная компания прошла спокойно, хотя и не без нарушений.
«Обращений было в десятки раз меньше, если сравнивать с выборами в Госдуму и с предыдущими президентскими выборами. Всего в Ростовской области мы получили 50 жалоб, ни одна из них не была связана с обжалованием результатов и ни одна из них не ставит вопрос о легитимности проходящих выборов», — заявил он.
Разговоры о явке
По словам политтехнолога, руководителя клуба «4 ноября» Сергея Смирнова, явку на выборах в Ростовской области не стоит называть рекордной, несмотря на высокие показатели.
«Не стояло задачи получения запредельных результатов любой ценой. Насколько я знаю, основной задачей было проведение чистых выборов с минимальным количеством любых, даже самых незначительных нарушений. Хотя агитация за участие в голосовании была, она не ограничивалась так называемыми мобилизационными роликами в интернете. Они, кстати, скорее смешили или раздражали избирателей, нежели агитировали», — отметил он.
По мнению Смирнова, региональные власти справились с организацией выборного процесса на Дону.
«И предвыборная кампания, и процесс голосования и подведения его итогов прошли без нарушений. Несколько жалоб и фейковых видео — не в счет. А это было принципиальным требованием Москвы. Да и сами предварительные результаты голосования очень даже хороши», — добавил эксперт.
Как отметил политтехнолог Олег Антименко, высокая явка и по стране в целом, и в Ростовской области стала для власти «принципом не столько легитимизации, сколько сакрализации».
«Мне кажется, это какой-то глубинный архетип, в соответствии с которым любая власть у нас жаждет считать себя не просто сакральной, но и всенародно любимой. Иначе вообще невозможно объяснить стремление любой ценой добиться максимальной явки и максимального количества „за“ на любых сколько-нибудь значимых выборах при том, что фактор непредсказуемости на них за последние 10–15 лет сведен не то, что к нулю, но и приобрел отрицательную величину. С учетом того, что на мнение Запада руководству давно наплевать, а легитимация любых решений уже даже формально не зависит от „народного мнения“, других объяснений у меня нет», — рассказал он.
По словам эксперта, обеспечение высокой явки в регионе является демонстрацией личной преданности областных руководителей федеральной власти.
«Механизм аналогичный: демонстрация лидеру личной преданности через преданность возглавляемого электората, которая если и не зачтется в плюс, то хотя бы не сработает в откровенный и особенно жирный минус», — добавил Антименко.
Это фиаско
Эксперты единогласно говорят о том, что электоральная забастовка в РФ провалилась. Ее объявил для своих сторонников оппозиционер Алексей Навальный после того, как Центризбирком отказался регистрировать его в качестве кандидата в президенты РФ.
Сергей Смирнов называет забастовку избирателей «обманом».
«Любого человека, регулярно не участвующего в голосовании по самым разным, в том числе и не политическим, причинам, можно было записать в число „забастовщиков“. А таких у нас в России не меньше 30 млн. Но забастовка провалилась в общественном мнении, никто не верит, что более или менее значимая часть этих 30 млн не пошла голосовать из-за призыва Навального. К тому же участие большого количества оппозиционных кандидатов, в том числе и новых лиц, повышало интерес к выборам и саму явку», — отметил он.
Олег Антименко считает, что провал электоральной забастовки связан с информацией, которую долгое время озвучивают многие СМИ о том, что «мы не просто находимся в окружении коварного и подлого врага, но и в том, что враг перешел в решительное наступление».
«Политика усиления санкций со стороны США и последние заявления европейских лидеров стали этому дополнительным „подтверждением“. В таких условиях даже относительно здравомыслящие люди предпочли продемонстрировать принцип „русские не сдаются“сплоченностью вокруг национального лидера, единственного, способного отстоять и защитить своих. Плюс не стоит забывать и о таких, сопутствующих факторах, как „принуждение к долгу“ родителей школьников, студентов, а также партийную дисциплину и партийный контроль, в т. ч. и при помощи современных технологий, например, отметка с геотегом на участке», — комментирует он.
Эксперт также отметил, что электоральная забастовка на данный момент не может считаться ничем иным, как «самоудовлетворением политических маргиналов».