Ростовские отельеры из-за кризиса начали продавать мини-отели, не дождавшись ЧМ-2018
Согласно открытым данным электронных площадок объявлений, с начала 2015г. в Ростове-на-Дону выставлено на продажу более 10 небольших гостиничных объектов площадью до 1 тыс. кв. м. Продавцами выступают как риэлторские агентства, так и напрямую частные собственники. Стоимость объектов начинается от 30 млн руб. и доходит до 200 млн руб. в зависимости от расположения и количества номеров, при этом основным фактором, увеличивающим стоимость мини-отеля, является сопутствующая инфраструктура в виде ресторанов, бассейнов и спа-комплексов и др.
Как рассказала ИА «РБК-ЮГ» заместитель директора консалтинговой компании Alter Ego Consult Евгения Грек, тенденцию продажи достаточно большого количества небольших гостиничных объектов с начала 2015г. можно объяснить тем, что рентабельность мини-отелей значительно упала в связи с кризисом, так как заполняемость номеров падает, а цены на услуги неизбежно растут.
«Заполняемость номеров в гостиницах Ростов-на-Дону в большей степени формирует деловой туризм, поток клиентов снижается в связи с тем, что в связи с кризисом в стране падает деловая активность, многие компании также вынуждены сокращать количество деловых поездок своих сотрудников, тем самым оптимизируя расходы. Кроме того, отельеры повышают цены на свои услуги из-за роста уровня расходов на содержание бизнеса. В частности, по данным службы Trivago, со второго квартала стоимость проживания в отелях РФ выросла на 15%», - отметила Грек.
Таким образом, по словам эксперта, если раньше небольшие не сертифицированные отели приносили неплохой доход, то сегодня их владельцы вынуждены сосредоточиться на более интересных объектах. При этом крупным профильным компаниям такие активы вряд ли будут интересны, среди возможных покупателей могут быть скорее индивидуальные инвесторы.
«Ситуация с продажей гостиничных объектов сегодня неоднозначная, проведение Чемпионата мира по футболу в этом смысле добавляет гостиничному бизнесу плюсы, но это не главный фактор, ведь гостиница нужна не только на время чемпионата мира, а на длительный период времени», - прокомментировал специалист по коммерческой недвижимости КУН «Титул» Владимир Литвинов.
По мнению руководителя аналитического отдела Romanov Capital Павла Щипанова, наполнение гостиниц в период майских праздников и летних каникул, из-за устойчивой динамики на увеличение внутреннего туризма по сравнению с заграничным, сможет оказать поддержку для этой отрасли, однако едва ли это окажется существенным фактором, влияющим на решение инвестора о приобретении такого объекта для ведения бизнеса.
«Необходимо сразу отметить, что текущий мировой кризис привел к 50% - 60% потерям на рынках новостроек, вторичном и аренды недвижимости. Безусловно, отсутствие покупателей при большом объеме предложенного для реализации фонда недвижимости приводят к невозможности быстрой продажи. Вероятнее всего выставленные на продажу мини-отели смогут находиться в таком состоянии даже несколько лет до того момента, когда влияние кризиса на российскую экономику существенно сократится. Ориентировочно это произойдет во второй половине 2016 года», - считает Павел Щипанов.
С этой точкой зрения согласен и Владимир Литвинов, по словам которого на сегодняшний день серьезных движений на этом рынке не наблюдается. При этом 90% продаваемой коммерческой недвижимости стоит в пределах от 10 до 15 млн руб., продажа объектов дороже этой суммы на сегодняшний день - редкость. На сегодняшний день специалист занимается самым крупным из выставленных на продажу гостиничных объектов. Речь идет о продаже действующей гостиницы на ЗЖМ площадью 5 тыс. кв. м с номерным фондом 110 номеров стоимостью 220 млн. рублей. Однако по словам Литвинова, с учетом сложившейся экономической ситуации, к объекту в большей степени проявляют интерес компании, заинтересованные самим зданием и земельным участком под ним, нежели профильные игроки.