Без резких движений: как изменится маршрутная сеть Ростова
Новая маршрутная сеть может заработать в Ростове уже осенью 2017 г. Об этом РБК Юг рассказали ее разработчики — ученые ДГТУ.
Психологическая задача
По словам завкафедрой организации перевозок и дорожного движения ДГТУ Владимира Зырянова, новая маршрутная сеть получила предварительное одобрение в администрации Ростова.
«Следующим этапом станет передача наших предложений в департамент транспорта Ростова. Они все проверят и выставят на общественные слушания. После учета замечаний, которые поступят, будет вестись работа с исполнителями, будут проводиться конкурсы и иные процедуры», — отметил он.
Уже известно, что каких-то кардинальных изменений ростовская маршрутная сеть иметь не будет. «Мы обойдемся без революций. Разработка маршрутной сети — это не только техническая, но и психологическая задача. Здесь важно учитывать восприятие ее пассажирами. Резких изменений вводить нельзя, поэтому мы оставили все опорные маршруты», — говорит Зырянов.
Новая схема движения общественного транспорта разрабатывалась, в частности, с учетом остановок городской электрички.
«С нами совместно работали представители Ростовского государственного университета путей и сообщения. Они проводили обследования, направляли предложения по городской электричке. Мы учитывали весь пассажиропоток городской электрички, учитывали, сколько людей приезжает, откуда они едут и куда потом направляются», — пояснил Зырянов.
Он также отметил, что разработчики проводили мониторинг общественного мнения при помощи ростовских блогеров.
Маршруткам — бой
Согласно новой схеме движения общественного транспорта, в городе увеличится число маршрутов, по которым будут перемещаться автобусы. Их станет 73 вместо 67. Количество маршрутов, по которым будут ходить маршрутные такси, будет сокращено с 51 до 27 маршрутов. Кроме того, добавляется по 17 новых маршрутов для автобусов и маршруток.
«Если маршрутка и автобус ездили по одному маршруту, останется автобус. Однако есть участки, которые не полностью перекрываются движением автобусов. На таких участках мы сохранили движение маршрутных такси. На тех участках, где движение маршруток будет ликвидировано, увеличат количество автобусов большой и малой вместимости», — пояснил ассистент кафедры организации перевозок и дорожного движения Александр Мирончук.
Так, например, по маршруту № 21, который идет от ул. Стартовой до Главного ЖД вокзала, вместо 5 автобусов большой вместимости и 20 маршрутных такси будут ездить 25 автобусов разной вместимости. А на смену маршрутных такси на маршруте № 43, который идет от мкр. Суворовского до Центрального рынка, будет запущено 6 автобусов № 27, которые будут двигаться с интервалом в 15 мин.
Мирончук также рассказал, что в качестве автобусов малой вместимости в Ростове по-прежнему будут использоваться автомобили марки Hyundai, которые сейчас ездят по городским улицам в качестве маршрутных такси. После получения нового статуса они будут обязаны останавливаться на каждом остановочном комплексе, а также учитывать льготы на проезд, действующие на территории Ростовской области.
По схеме, разработанной в ДГТУ, возить пассажиров в Ростове будут более 1 тыс. единиц транспорта. «Произойдет увеличение количества автобусов большой вместимости. Разработанная нами сеть рассчитана на 644 автобуса, а сейчас ходит только 450. Количество маршруток будет сокращено. Их было более 800, останется 460», — рассказал завкафедрой организации перевозок и дорожного движения ДГТУ.
Кто на дороге хозяин?
При разработке новой маршрутной сети учитывалось и использование общественным транспортом выделенных полос на основных магистралях Ростова.
«Мы выявили все участки, на которых можно организовать выделенные полосы. Таких участков в Ростове получается не очень много. Примерная протяженность приоритетных полос составила около 47 км», — говорит Владимир Зырянов.
По словам эксперта, одних выделенных полос для организации беспроблемного движения общественного транспорта недостаточно.
«Можно разработать самую лучшую сеть, но без контроля она не будет работать. Если хозяином на дороге будет не заказчик перевозок, а непонятно кто, это не изменит существующую ситуацию. Например, автобусы должны ходить исключительно по расписанию, не простаивать по 5 мин на остановочных комплексах», — считает Зырянов.
Улучшить ситуацию на выделенных полосах для движения общественного транспорта, по мнению Александра Мирончука, может помочь европейский опыт.
«В Европе средства фиксации нарушений устанавливаются непосредственно на автобус, то есть общественный транспорт может транслировать информацию о нарушителе. За границей эта мера работает, там водители никогда не заедут на полосу, по которой передвигаются автобусы. Обеспечить контроль инспекторов ГИБДД по всей протяженности выделенных полос просто невозможно, у них нет столько кадров», — говорит он.
Конкурс на разработку новой маршрутной сети общественного транспорта Ростова был объявлен в июле 2016 г. Выиграла конкурс команда ученых ДГТУ. Университет стал единственным участником конкурса.
На разработку новой маршрутной сети из бюджета было направлено более 5 млн руб. Согласно тексту муниципального контракта, конечной целью создания новой маршрутной сети должно стать повышение качества общественного транспорта в Ростове и уменьшение затрат времени на передвижение общественным транспортом.